В Украине введут 12-летнее среднее образование

Новини

В новой редакции Закона об образовании, которую разрабатывает рабочая группа с участием представителей комитета ВРУ образования и науки, Минобразования, экспертов Академии педагогических наук и общественных организаций, предполагается введение в Украине 12-летней средней школы.

Как пишет в статье для ZN.UA Оксана Онищенко, внедрение 12-летней школы соответствует европейской практике. С переходом на 12-летку украинские аттестаты об общем среднем образовании будут признавать в ЕС. Хотя это, конечно, не единственная причина введения новой структуры образования.

Свои 12–14 лет школьного обучения разные европейские страны “конструируют” по-разному. На начальное образование выделяют от 4 до 7 лет, на базовое — от 3 до 6 лет, на старшую школу — от 2 до 5 лет.

Разработчики проекта Закона об образовании выбирали между двумя вариантами: 5+4+3 года (соответственно, начальная, средняя и старшая школа) и 6+3+3. В конце концов остановились на первом. Поскольку он показался “менее травматичным” и более близким к нынешней структуре образования. Новый закон будет фокусировать внимание на образовании на протяжении жизни, и школьное обучение рассматривается именно в этом контексте. Предлагается четко структурированная школьная система, привязанная к возрасту ребенка.

 Предполагается, что с начальной школы и по 9 класс не будет ни профилизации, ни специализации. И это, в принципе, понятно: определить в возрасте 5–6 лет, какая специализация наиболее соответствует способностям и талантам ребенка, сложно, сложно, отмечает автор.

Сейчас, выбирая специализированную школу, родители чаще всего ориентируются не на ребенка, а на собственные желания, связи и возможности кошелька. Новая норма означает, что вступительные “собеседования” со всеми коррупционными составляющими (“благотворительные взносы”, репетиторство с указанными администрацией учителями, платными подготовительными курсами при школах) останутся в прошлом.

По окончании 9 класса выпускники будут сдавать ВНО и профориентационные тесты, на основании которых и будут определяться с тем, где учиться дальше.

А вот старшая школа обязательно планируется обособленной. Это будут учебные учреждения трех типов: профессиональный лицей (одновременно с общим средним образованием ученики получают здесь квалификацию “квалифицированный работник”), академический лицей (профильная старшая школа, которая готовит учеников к дальнейшему обучению в вузе) и колледж. В последнем обучение будет длиться не 3, а 4 года. Выпусники получат степень младшего специалиста. Однако такое деление не означает, что поступать в вуз можно только после академического лицея.

Дополнительный 12-й год обучения позволит сбалансировать программы и разгрузить учеников, лишив их громоздких домашних заданий и большого количества уроков.

Обучение в лицее должно закончиться независимым внешним оцениванием знаний. Его результаты будут отражены в аттестате.

Игорь Ликарчук, директор УЦОКО, подчеркивает: “Обязательное пребывание в школе не должно означать автоматического получения документа об образовании. Нужно законодательно закрепить,  что государство обязано учить каждого ребенка в школе до определенного возраста. Однако это не означает, что он должен быть таким, чтобы ребенок обязательно получил полное общее среднее образование. Результаты обучения должны определяться с помощью системы независимого оценивания. И не так важно, сколько лет понадобится родителям, чтобы дать такое образование своему ребенку, — 10 или 12”.

Очевидно, что воплощение любых идей связано с рисками. Проблемой может стать формальный подход к внедрению 12-летней школы, при котором произойдут только внешние изменения. Игорь Ликарчук подчеркивает: “Я не вижу предмета дискуссий — сколько лет учиться. Важнее — в какой форме это делать и с каким содержанием. Мы видим только одну форму получения образования — школьную. И одну сложившуюся форму организации учебного процесса — классно-урочную систему. Она не менялась сотни лет. Мы меняли только методы обучения (и то во многих школах они неизменны со времен Ушинского). Для меня важнее то, что именно за это время изменится”.

Имеет значение, как именно будет организовано обучение в профильной старшей школе. Альгирдас Забулионис подчеркивает: “Знаете, что может быть наихудшим? Вы добавите один год в старшей школе, а потом стянете туда материал за І курс университета. Давайте учить мыслить”.

Эксперт рабочей группы Виктор Громовой считает, что в старшей школе не может быть классно-урочной системы. Могут быть проекты, университетские формы работы с лекциями, семинарами, погружением в ту или другую тему. Например, неделя истории, которая проходит в музеях.

Владимир Белый, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Херсонского физико-технического лицея, убежден: “Учебный план лицея должен предусматривать не более чем 10 предметов, из которых половина профильные. Конечно, в какой-то общине создают один многопрофильный по научным направлениям лицей, а в другой — несколько узкопрофильных по отдельному направлению”.

Проблемой будет уже традиционное недофинансирование образования, а значит — сложность создания материальной базы для профильной школы. Особенно в селе.

Невозможно что-то изменить в образовании без изменений в системе подготовки и повышения квалификации учителей. Если мы говорим об отходе от классно-урочной системы, нужно менять систему оплаты труда педагогов — отказаться от почасовой оплаты.

Поскольку идеи Закона об образовании, связанные с 12-леткой, касаются коррупционных составляющих (вступительные взносы, конкурсный отбор, подготовительные курсы) и реорганизации сети школ, можно догадаться, какое сопротивление им будет оказываться.

Идея внедрения 12-летней средней школе ─ не прихоть членов рабочей группы, которая работает над Законом об образовании, отмечает автор. Такое намерение вместе с принятием нового закона задекларировано в тексте Коалиционного соглашения как составляющая социально-гуманитарной реформы.

До начала лета законопроект должен быть внесен в Верховную Раду.