Неделю назад глава Одесской областной госадминистрации Михаил Сакашвили представил будущих руководителей четырех РГА области, которые успешно прошли конкурсный отбор. Среди них — выходец из Крыма, политолог Арсен Жумадилов, который до этого был заведующим отделом обеспечения работы Уполномоченного президента Украины по делам крымскотатарского народа. Теперь он возглавит один из самых крупных и самых сложных районов Одесской области – Беляевский. В интервью телепрограмме “Вопрос национальной безопасности” (медиапроект Центра журналистских расследований) Арсен ЖУМАДИЛОВ рассказал, почему им было принято такое решение, как проходил конкурс, а также – о своих ближайших планах на новой должности.
Арсен, вы один из тех, кого губернатор Одесской области Михаил Саакашвили отобрал для своей команды на местах. Конечно, еще предстоит указ президента о назначении главой РГА, но, судя по информации на сайте Одессой обладминистрации, вы уже проводили встречу с жителями Беляевского района. Не очень много людей пришло, судя по снимкам…
Как для райцентра – очень хорошее количество. От 100 до 120 людей, по моим оценкам. И единственная журналистка, которую я увидел – редактор местной районной газеты. А все остальные – это общественники, активисты, бизнесмены.
Это новшество для Украины – еще никогда главу РГА не отбирали путем проведения конкурса. Обычно председателя райгосадминистрации или губернатора привозили и представляли по факту. Как это, собственно, было и с самим Саакашвили. Почему вы пошли на этот конкурс? По сути, вы сейчас отдаляетесь от крымскотатарской проблематики. Мустафа Джемилев к этому отнесся?
За без малого год работы в отделе уполномоченного президента Украины по делам крымскотатарского народа стало очевидным, что иногда то, что мы воспринимаем как предательство нас, на самом деле не является следствием заговора, что якобы кто-то работает против возвращения Крыма в Украину. Заговора нет. Есть невежество чиновников, их лень, неэффективность. Вся система сама по себе пока что является коррумпированной, неэффективной, непрозрачной. И в какой-то мере – нечестной в плане отбора чиновников на должности. Наше украинское государство в целом является пока еще слишком больным для того, чтобы здраво решать проблемы, связанные с Крымом и крымскотатарским народом. Мы со своей стороны инициировали очень много законодательных инициатив, связанных со статусом крымскотатарского народа, самобытностью крымчакского и караимского народа. Мы реанимировали деятельность ряда совещательных органов при президенте Украины. На каком-то этапе я увидел, что мое КПД от нахождения в Администрации президента уже не такое высокое. Потому что все, что мы могли до определенного этапа, мы сделали. До этапа принятия политических решений. Теперь эти политические решения необходимо претворять в жизнь, реализовать все то хорошее, что было задекларировано. Для того, чтобы все это реализовать, нужна эффективная государственная машина, которой нет. Поэтому в начале июня, когда я услышал, что Саакашвили был назначен главой Одесщины, когда я услышал, что объявляется открытый, прозрачный, честный конкурс на замещение глав райгосадминистраций в Одесской области, когда было четко проговорено, что ему не надо звонить, намекать на кого-то, это все будет открыто, мне стало интересно.
Потому что это шанс показать, что наше государство не безнадежно больное. И если мы это сделаем на Одесщине – опыт будет распространен на всю Украину, государство станет сильнее. Соответственно, будет иметь больше ресурса для эффективного решения проблем по Крыму и по крымским татарам.
В общем, вы решили зайти с другого конца?
Я решил отойти от крымскотатарского вопроса. Мустафа Джемилев отнесся к этому с пониманием. Хотя, конечно, где-то, наверное, он этого не ожидал. Я ему пояснил, что в свое время, когда я только приехал в Киев сразу после аннексии, здесь было очень мало крымских татар и крымскотатарских общественных деятелей. Это был апрель-май 2014 года. По состоянию на сегодня, к сожалению, крымских татар, общественных деятелей, которые выехали за пределы Крыма в Киев немало. И есть уже критическая масса и интеллекта, и желания для того, чтобы мое нахождение в этом офисе стало менее востребованным.
А как отнеслись к вам люди, к которым вы приехали, в Беляевском районе? Для них крымские татары – это еще диковинка?
Что интересно, в Крыму взгляд на национальный вопрос очень специфичен. Для нас в первую очередь играет роль, кто человек по национальности. Это значимо. Я ожидал вопросы: зачем вы приехали, почему именно тут? За два с половиной часа общественных слушаний никто не поднял подобный вопрос. Даже не было намека на что-то подобное. В Крыму мне бы уже сказали: «Вы, наверное, привезете крымских татар, землю захватите, что-то построите…». Там этого не было. Жители очень активные, открытые. Я увидел много хорошего задела для плодотворной работы.
А вы баллотировались конкретно на этот район или это уже Саакашвили распределял?
Я баллотировался на самый сложный район. Когда мы общались с Михаилом Николозовичем, я сказал: “Отправляйте меня на самый сложный район”. Я понимаю, что ситуация в Одесской области непростая. Мне это нужно не для того, чтобы просто сесть в какое-то кресло: взять какой-то маленький район на севере Одесской области, где нет проблем с сепаратизмом, с прибрежной застройкой. Я сказал: давайте самый сложный район. Они, в силу тех навыков, которые у меня есть, увидели меня на Беляевском районе. Это один из крупнейших районов и по населению, и по площади. Это район, который входит в Одесскую агломерацию. Район очень непростой тем, что он граничит с Республикой Молдова и с так называемой Приднестровской республикой. Там есть полезные ископаемые, которые добываются нелегально…
Там есть контрабанда, с которой живет большое количество жителей этого района, и с которой вы теперь будете бороться. У вас есть команда или вы будете работать с теми, кто там уже есть? Как вы будете очищать власть?
Это классический change-менеджмент. Эта ситуация ничем не отличается от сотен и тысяч иных по своей форме. По сути она, конечно, будет отличаться в силу того, что там свои специфические проблемы. Что это такое? В первые три дня мы проводим аудит ситуации на границе, в сфере здравоохранения, образования и так далее. За эти три дня мы определяем самые насущные проблемы, а мне становится очевидным, кто будет работать в антагонизме со мной, а кто будет работать не деструктив.
Вам хватит на это трое суток?
Как правило, на предварительное определение ландшафта, при условии, что ты подготовился. Это не так, что ты приехал и спрашиваешь, где ближайшее сельпо. Нет. Это тогда, когда ты уже начал работать. Этого достаточно для предварительного зонирования этой территории.
Что будет самым сложным, и какой прежний опыт вы можете использовать?
Дело в том, что работа в Администрации президента, при всей ее значимости и важности – это не работа в полях, это не работа в исполнительной власти. Там непосредственно на месте я уверен, что это будет серьезный опыт и адекватный тем вызовам, с которыми мы столкнемся, когда Крым вернется в состав Украины. Не хотелось бы снова оказаться в ситуации, что придут так называемые «проффессионалы», которые скажут, что они там уже 30 лет работают и у них есть опыт. А ребята, что стояли на Майдане, хоть и хорошие, но неумелые и неопытные. Чтобы этого не произошло, необходимо уже сегодня взращивать плеяду деятелей не только на уровне центральной власти, но и на уровне мест, на уровне полей, которые знают, что в действительности происходит на местах.
Я понимаю, что в связи с конкурсом и грядущим назначением вы, действительно, отошли от крымскотатарской темы и Всемирный конгресс крымских татар пройдет без вашего участия. Но мы не можем не коснуться этой темы, потому что сегодня мы видим очередную волну притеснений крымскотатарских активистов, членов меджлиса, в первую очередь, общественных деятелей, которые намеревались ехать на конгресс из Крыма. Главе ЦИК Курултая Заиру Смедляеву и первому заместителю главы меджлиса Нариману Джелялу Следственный комитет РФ запретил выезжать из Крыма, некоторых в эти дни вызывают на допросы. Какова логика действий этих властей?
Прежде всего хочу выразить свою солидарность с нашими соотечественниками, которые остаются в Крыму, и сказать, что все то, что мы здесь делаем, мы делаем для того, чтобы давление прекратилось, чтобы, в принципе, оккупация прекратилась. Слушать это тяжело и непросто. Почему Россия так делает? Много об этом сказано. Мы, как отдел обеспечения деятельности уполномоченного по делам крымскотатарского народа, одно из направлений, которое ведем – ведение мониторинга нарушений и правонарушителей. Это не только то, что собирает у себя Генпрокуратура и прокуратура АРК. Потому что они собирают данные лишь по тем людям, которые нарушили законодательство. Мы же собираем данные в том числе по тем людям, которые угрожают, оказывают психологическое воздействие, которые своими действиями находятся на грани нарушения украинского законодательства, но эту грань не переходят. Все то, что делается нынче в Крыму – за все это придет ответ. Как в свое время нацисты, думавшие, что их никогда не настигнет наказание и чувствовавшие себя вольготно на оккупированных территориях, делали все, что хотели по отношению в том числе к евреям, ромам и другим. Даже сегодня, через 70 с лишним лет они отвечают за свои поступки. Все воздается сторицей. Все это вернется.
Арсен, сейчас вы в середине большого управленческого эксперимента. Говорят, что в период войны или других сложных ситуаций они очень важны, потому что освобождают от каких-то условностей, разрывают старые бюрократические препоны, очень многое видится ненужным. В государственном управлении какой бы эксперимент вы сейчас предложили распространить, в том числе и на крымскую проблематику? На то, как сейчас воссоздаются крымские органы власти, правоохранительные, в первую очередь. Но они все равно в существующей системе не могут развернуться, к примеру, в рамках УПК ; это дистанционные расследования и оформление правоустанавливающих документов. Что бы вы предложили сегодня власти и, может быть, инициировали?
Очень хороший вопрос. К сожалению, простого рецепта нет. Скорее, наверное, есть незыблемые принципы, следуя которым, можно сделать многое. Буквально в первые дни, когда я пришел в отдел обеспечения деятельности представителя президента, юристы на первые же мои инициативы начали говорить: “У нас по положению этого нет, это нам нельзя делать, на это кто-то что-то скажет”. Я сказал, что никто ничего не скажет. Потому что никому ничего не надо. Мы делаем то, что считаем нужным и так, как считаем нужным. Та ситуация, в которой мы оказались сегодня – из ряда вон выходящая. Украинское право к ней не готово. Поэтому мы делаем то, что считаем нужным и так, как мы считаем нужным, но в плотной координации с остальными, чтобы наши действия были понятны и ясны. Иногда эти инициативы могут выходить за рамки законодательства, быть не совсем правильно оформленными. Но самое главное, чтобы они были целесообразными. Чтобы они были понятными всем: и общественности, и органам государственной власти. Сегодня мы в такой ситуации, когда необходимо думать не шаблонно.
Крымская проблематика, весь этот узел. Каким образом к нему можно подойти по-иному, не используя старые инструменты?
Надо экспериментировать. Например, попробовать взять и перекрыть все (поставки – ред.) от А до Я. Или, наоборот, все разрешить: и пассажирское сообщение, и так далее. Потому что такие нестандартные действия, как правило, разрывают стандартные модели поведения тех людей, которые на этом уже что-то имеют: деньги, власть или еще что-то. Судя по тому, что то направление, в котором сейчас мы движемся, не способствует реинтеграции Крыма в состав Украины, надо действовать не шаблонно. И не переживать по поводу того, что кто-то придет и скажет, что вы сделали это не совсем корректно, или не подали куда-то петицию. Я не говорю об анархии. Я говорю о том, чтобы это было целесообразно, чтобы все понимали для чего и почему мы это делаем.
А все перекрыть или все разрешить кто должен?
Тот, кто возьмет на себя ответственность.
Кабинет министров или администрация Херсонской области? Но они не могут отменить закон о фейковой свободной экономической зоне в Крыму, не могут приказать таможенникам, пограничникам…
Пусть те, кто стоял за лоббированием этого закона, в суд подают. Пусть мы будем с ними судиться потом. Эти два-три месяца мы посмотрим, как это работает. Надо работать на опережение.
Очень многие говорят: как жаль, что не в Херсонской области губернатором Саакашвили, который берет на себя ответственность ломать шаблоны и, в то же время, имеет большой мандат от президента, которому Саакашвили сегодня тоже нужен. Как витрина перемен, решительности борьбы с коррупцией, контрабандой и бюрократией…
Скажем так, если этот эксперимент будет успешен на Одесщине, я уверен, что многое из практик, наработанных там, будут применены и по отношению к Херсонщине в том числе. Поэтому со своей стороны я посчитал нужным этот эксперимент поддержать. Будем работать.