Компании, работающие или имеющие партнеров за пределами Российской Федерации, не могут вести бизнес в Крыму, иначе попадут под санкции. Это – факт в общественном сознании крымчан, россиян, украинцев. Убеждающих в этом примеров десятки – от закрытия McDonalds, ограничений доступа к интернет-сервисам и платежным системам до отказа Сбербанка открывать отделения на “новых российских территориях”.
Однако практика показывает, что способ обойти санкции есть. И схема эта подкупает своей простотой – достаточно работать на полуострове от лица дочерней, а не материнской компании. Давайте посмотрим, как это выглядит на практике.
Российская Федерация обустраивает в Крыму систему “ЭРА ГЛОНАСС”. Это российская система экстренного реагирования при авариях – в случае ДТП сигнал отправляется диспетчеру, который принимает решение о том, какую службу вызвать. Аналогичные системы работают во многих странах мира, российская основана на европейском стандарте eCall/ E112.
Обустройство системы “ЭРА ГЛОНАСС” в Крыму обойдется российскому Минтрансу в 340 миллионов рублей. Единственным исполнителем работ по развитию российской системы оповещения указом российского премьера Дмитрия Медведева определено Некоммерческое партнерство “Содействие развитию и использованию информационных технологий”. В контракт, размещенный на официальном сайте госзакупок РФ, входит широкий спектр работ и поставок – от наладки систем и коммуникаций до установки непосредственно “железа” – оборудования, большая часть которого не производится в России.
По данным российской налоговой службы, в учредителях некоммерческого партнерства “Содействие развитию и использованию информационных технологий” целый перечень компаний, среди которых – хорошо известные либо брендами, либо владельцами:
ООО “Яндекс”. Как считают многие, российский ответ Google. Однако это не совсем так – 100% доли в уставном фонде принадлежит резиденту Нидерландов компании с ограниченной ответственностью “Яндекс Н. В.”.
ПАО “Мегафон”. Телекоммуникационная компания, в учредителях которой длинный перечень юрлиц из Российской Федерации, Швеции, Бермудских островов, Нидерландов. Контролирует компанию, по данным российских СМИ, Алишер Усманов.
ООО “Сумма телеком”. контролируется “Суммой Капитал”, которая управляет активами Зиявудина Магомедова, который вместе с братом входит в десятку богатейших семей России.
Получается, что на 100% европейский “Яндекс” может принимать участие в развитии российских информационных систем в Крыму, не опасаясь санкций. Для этого достаточно цепочки учредителей всего из двух звеньев.
Еще один пример – деятельность ОАО “Ростелеком”. Его дочернее предприятие «Миранда-медиа» сейчас находится на положении практически монополиста в Крыму – не только успешно осваивает госзаказы, но и предоставляет доступ в интернет физическим и юридическим лицам в крупных городах полуострова. “Миранда-медиа” создавалась исключительно для Крыма, и за пределами полуострова представительств компании нет, если исключить адрес регистрации в Москве. А вот у Ростелекома – есть. Главный офис европейского представительства компании находится в Женеве, а сам “Ростелеком” “имеет прямые выходы на сети более чем 150 операторов связи в 70 странах, активно участвует в международных кабельных системах и взаимодействует с 600 международными и национальными операторами фиксированной и мобильной связи”. Подробнее о международном сотрудничестве “Ростелекома” – на официальном сайте компании.
В Крыму в обход санкций пытаются работать не только российские компании. Украинский бизнес также пытается оставаться на полуострове, не попав в международную опалу. Очень актуальный пример – сегодняшняя забастовка на Керченском стрелочном заводе. Рабочие говорят, что им платят слишком маленькую для крымских цен зарплату. Они подозревают, что прибыль предприятия идет на нужды АТО, но это не так. Если попытаться узнать, под чьим контролем находится предприятие, вы обнаружите, что завод зарегистрирован как в Киеве, так и в российском Краснодаре. В украинском реестре учредителем “КСЗ” значится “Укртранслизинг” Рината Ахметова. В России “КСЗ” зарегистрирован на офшор с Британских Виргинских островов. Судя по тому, что крымские власти исключили “КСЗ” из перечня объектов, подлежащих национализации, налоги оно платит в российский бюджет, а прибыль уходит в офшор. Никаких санкций в отношении компании-учредителя, зарегистрированной на территории под суверенитетом Великобритании не вводилось.
И подобных примеров – масса.
Получается, что санкции, введенные в отношении Крыма, обойти слишком просто. Или нет?
Следите за публикациями «Центра».