Охота на избирателей: сезон открыт

Новини

В демократических странах при проведении политической агитации ставка делается на ее эффективность. Победа любой ценой никого не интересует. Может быть, причина в том, что деньги на проведение кампании кандидаты и партии собирают открыто, в последние годы – онлайн, с открытием имен своих спонсоров, главные из которых – простые избиратели, перед которыми кандидаты так же гласно ведут отчет о расходах избирательных фондов. Не говоря уже о том, что после выборов “отбить” вложенные кровные из бюджетного потока практически невозможно – пресса и оппозиция пристально будут следить за тем, чтобы политики у власти не лоббировали интересы своих жертвователей. В Украине ситуация еще очень далека от идеала, и с каждой кампанией уровень цинизма политиков, швыряющих десятки и сотни миллионов теневых, то есть грязных денег, в скупку наших голосов, все выше.

По словам руководителя Ассоциации внешней рекламы Украины Артема Биденко, политики в эту избирательную кампанию потратят на агитацию не менее миллиарда гривен. Это включает в себя как прямую агитацию, так и все, что касается так называемого зомбирования – заполнение собой рекламных площадей и средств массовой информации.

«Политики потратят на выборы до октября – до 2 миллиардов гривен, из которых половина уйдет на прямую агитацию: 60% – это телевидение, около 20% – наружная реклама, 10% на Интернет и 10% – радио и пресса», – говорит А.Биденко.

В Симферополе билборды и ситилайты с политической агитацией встречаются едва ли не чаще, чем коммерческая реклама. На агитационные палатки натыкаешься почти что на каждой остановке общественного транспорта.

  

Пока на арене улиц только три заметных игрока – Объединенная оппозиция – «Батькивщина», партия Натальи Королевской «Украина вперед» и партия «Объединенные левые и селяне».

В каждой палатке по два человека, раздающих агитпродукцию. В палатке у объединенных левых – черно-белые листовки, распечатанные на бумаге и принтере не самого хорошего качества. И все с использованием антирекламы партии «Удар», Леонида Грача, объединенной оппозиции и лидера партии «Союз» Льва Миримского.

В палатках «Батьківщини»  и партийного проекта Королевской – газеты и брошюрки. Оппозиция предлагает заполнить иск в суд против Януковича, а также подписать договор о предоставлении по этому иску бесплатной юридической помощи до 1 сентября.

У Королевской брошюрки на дорогой мелованной бумаге. В придачу к ним можно получить еще и маленький блокнот с отрывными листками. Но не только палатки «Украина вперед», но и общее ведение информационной кампании этой партии по всей Украине, выделяется своей дороговизной.

Дорогая «не агитация»

Наталья Королевская и ее партия «Украина вперед» позиционируется как новое лицо в украинской политике. Однако в большой политике она давно не новичок. С 2006 года она была членом Блока Юлии Тимошенко. В декабре прошлого года стала лидером Украинской социал-демократической партии. А в марте, после исключения из фракции  БЮТ, переименовала СДПУ  в партию «Украина вперед». С этого момента Королевская буквально заполонила собой все виды медиа.

Дороговизну этой пиар-акции видно невооруженным глазом. Чего только стоит появление ее рекламного ролика во время трансляций футбольных матчей Евро-2012. Как писала   «Украинская правда», показ предвыборных роликов в эфире «Первого национального» во время трансляций стоил 513 гривен за секунду. Таким образом, один из лидеров показа – ролик “У меня есть мечта”, продолжительностью 31 секунда, стоил Королевской почти 13 тысяч гривен. Их во время перерыва между 1 и 2 таймами минимум три. Всего – 39 тысяч гривен в промежутке 15 минут.

Наталья Королевская в ведении своей информационной кампании сегодня лидирует со значительным отрывом. И, по подсчетам экспертов, на эти выборы ее спонсоры  потратят суммы, гораздо больше фондов остальных кандидатов. «На наружную рекламу ежемесячно Королевская тратит около миллиона долларов. Март, апрель, май, июнь – около четырех миллионов долларов только на наружную рекламу. Чтоб понять телевизионные затраты, умножаем на два-три», – рассказал Артем Биденко.

К этому стоит прибавить и оплату за размещение скрытой рекламы – «Джинсы» в нескольких изданиях каждого города Украины. К примеру, в Крыму, по результатам мониторинга Ассоциации свободных журналистов, Наталья Королевская является основным  заказчиком «джинсы» в СМИ.

Но не только дороговизна информационной кампании разительно отличает Наталью Королевскую на фоне остальных участников фальстартной предвыборной гонки. «Украина вперед», по мнению наблюдателей, – партия виртуальная. Похоже, она не имеет партийного офиса даже в Киеве – на сайте есть только электронная форма обращения для желающих вступить в партию. По единственному указанному на сайте номеру телефона девушка-диспетчер нам сообщила, что связать с пресс-секретарем она не может, потому что представительства в Киеве еще нет,  и предлагает обратиться через сайт.

  

                                       Ул. Сергеева-Ценского, 10                                                           Ул. Турецкая, 5

Девушка также отправила нас в несуществующий офис  партии на улице Сергеева-Ценского в Симферополе. Фактический адрес общественной приемной подсказали работники агитпалатки. По их словам, он находится на улице Турецкой, 5. Но и там не смогли сообщить, кто же в Крыму руководит партийной ячейкой. Телефон киевского пресс-секретаря тоже не дали, только электронный адрес. После недельной переписки партийный пресс-секретарь Павел Кучер, от интервью нашей программе по скайпу отказался.

Между тем, реклама партии Украина вперед в Крыму продолжает набирать обороты. Кто ею занимается, и кто оплачивает, остается загадкой. Но только в Симферополе, как признались в общественной приемной, 13 агитационных палаток. Правда, они предпочитают их таковыми не называть, настаивая: ведущаяся сейчас информационная кампания совсем не то, о чем мы подумали, и ничего общего с предвыборной агитацией не имеет. Это, мол,  только формирование «народного списка» кандидатов от партии. В палатках и правда есть буклеты с предложением восьми кандидатов для вхождения в этот список. Из них предлагается выбрать не больше трех. Для этого дается специальный бюллетень.

Платят работникам палатки стандартную в этом году ставку – сто гривен в день. Итого, на 13 палаток в Симферополе, в которых стоят по два человека, в месяц уходит 78 тысяч только на оплату труда. А такие палатки стоят во всех крупных городах Украины, и  платятся ли с этих сумм налоги и отчисления в пенсионный фонд – вопрос риторический…

Впрочем, в среду утром палатки Натальи Королевской исчезли с городских улиц. Но в симферопольской приемной говорят – ненадолго. Сейчас закончилось формирование «народного списка». «Программа «народного списка» закончена. Сегодня утверждение кандидатов в Киеве», – сообщил руководитель общественной приемной В.Москвитин.

По его словам, палатки вновь появятся после старта агитационной кампании. Следует ожидать – через несколько дней. Сразу после того, как подготовят новые агитки.

В мае издание «Левый берег» со ссылкой на источники в Партии регионов писало, что Королевскую финансирует бизнесмен Ринат Ахметов. И возможная причина его инвестиций – «партийное поручение» собратьев регионалов.