Центр журналистских расследований продолжает спецпроект «Бизнес на два фронта и в обход санкций» о действенности западных и украинских санкции, введенных за незаконную аннексию Крыма и Севастополя. В этом материале мы представим обзор рынка мобильной связи Крыма: кто предоставляет эти услуги, кому принадлежат новые операторы и что у них общего со старыми, которые якобы ушли с полуострова в связи с угрозой попасть под действие санкций.
В Крыму перед аннексией, по данным исследовательской компании iKS-Consulting, насчитывалось 2,97 млн сотовых абонентов. Из них доля рынка «МТС Украина» составляла 57% , «Киевстар» и life:), соответственно, 21% и 16%.
По данным пресс-службы «МТС-Украина», в 2014 году в этой сети обслуживалось более 1,7 млн крымских абонентов. В курортный сезон их количество увеличивалось минимум на 50%. На полуострове компания зарабатывала десятую часть общеукраинской выручки. 620 тысяч крымчан пользовались связью «Киевстар», около 480 тысяч – компании «Астелит» (Life:).
Проблемы у «большой тройки» начались через полгода после захвата полуострова: уже в августе 2014 года операторы стали покидать рынок. А на полуострове начался ажиотаж с массовой закупкой сим-карт российских операторов
К концу первого года оккупации на полуострове не осталось ни «МТС Украина», ни «Киевстара», ни «Астелита» (сейчас lifecell). Крымские власти громко заверяли, что место «тройки» займут крупные российские операторы связи: «МТС-Россия», «Вымпелком» и «Мегафон».
Однако 30 июля 2014 года ЕС установил запрет на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также добычу нефти, газа и минералов. Также была запрещена поставка оборудования для этих секторов, а также оказание для них финансовых и страховых услуг.
19 декабря 2014 года президент США также ввел новые санкции: запретил вывоз, реэкспорт, продажу или поставку, прямо или косвенно, услуг или технологий в Крым; запретил предоставление разрешений, финансирование или содействие соглашениям, которые заключаются лицами, попавшими под санкции; предоставил право министру финансов накладывать санкции на лиц и компании, которые работают в Крыму.
Поэтому официально крупные российские компании отказались заходить в Крым, оправдываясь «низкой доходностью региона».
Но лазейки для работы в «серой зоне», конечно же, нашлись. Итак, подробнее рассмотрим каждого из крупнейших игроков на мобильном рынке Украины и сателлита, занявшего место на «крымском базаре». Как известно, все игроки «большой тройки» связаны с Россией.
МТС-Украина /К-Телеком (Win-Mobile)
Мобильный оператор «МТС Украина», получившая в октябре 2015 года право на использование бренда британской компании Vodafone, – второй по количеству абонентов оператор в Украине. Ранее 100% ЧАО «МТС Украина» принадлежали российскому ОАО «Мобильные Телесистемы». С февраля 2015 года владельцем компании стала голландская фирма Preludium B.V. При этом, как неоднократно сообщали СМИ, конечным бенефициаром остается российский МТС (владельцем Preludium является подконтрольная ему Allegretto Holding из Люксембурга).
5 августа «МТС-Украина» был отключен в Крыму якобы из-за технических проблем. В этот же день, на этих же частотах неожиданно заработал оператор «К-телеком» под брендом Win-Mobile.
Согласно данным госреестра (ЕГРЮЛ), ООО «К-Телеком» зарегистрировано в Краснодаре, а уже через несколько недель Госкомиссия по радиочастотам РФ предоставила «К-Телекому» права на GSM-частоты, на которых в Крыму работала «МТС-Украина». Многие крымские офисы компании вместе со всеми своими сотрудниками враз превратились в офисы «К-Телекома». У «МТС», кстати, было в Крыму около тысячи вышек, такое же количество станций неожиданно появилось и у российского оператора.
Уставной капитал фирмы – 10 тысяч рублей, гендиректор – Владимир Владимирович Зайцев. Учредителем ООО «К-Телеком» является ЗАО «Сэлл груп уорлдвайд холдинг», в свою очередь, зарегистрированное в Армении (Ереван). По данным открытых источников, компанией руководит Гайк Арутюнян – брат Давида Арутюняна, в 1998-2007 годах возглавлявшего армянский Минюст.
При этом единственным акционером армянской компании является зарегистрированная на Британских Виргинских островах Cell Group Worldwide Ltd. Как сообщало издание Insider, а позже подтверждали российские «Ведомости», эту фирму возглавляет «ливанский инвестор» Пьер Мишель Фатуш, а его представителем при совершении сделок в документах указан Гайк Арутюнян. Простой поиск в google показывает, что еще в 2007 году Фатуш стал партнером МТС, продав ОАО 80% акций армянского оператора «К-Телеком». Кроме того, пишет Insider, Пьер Фатуш известен на Ближнем Востоке партнерским отношениями с ближайшим окружением президента Сирии Башара Асада.
В украинской компании открещиваются от связей с «К-телекомом». «Мы не скажем вам ничего нового. МТС-Украина в Крыму не работает с 2014 года и не продвигает услуги на полуострове», – ответили Центру журналистских расследований в пресс-службе оператора.
Кстати, в октябре 2014 в МТС сообщили, что продали свое оборудование за 17, 7 млн евро неким частным инвесторам. Парой недель позже в «К-телекоме» сообщили о покупке оборудования на 17 млн у «неизвестных частных инвесторов».
При этом, в Крыму легко можно купить SIM-карты российского МТС, но краснодарского региона. МТС Россия утверждает, что карты в Крым завозят дилеры по собственной инициативе и с оператором они ничего общего не имеют, а запретить продажу, мол, им не могут. Зато именно так владельцы карт обходят запреты, возникшие в результате западных санкций: пользуются магазинами Google Play и AppStore. Плюс, по словам многих опрошенных нами крымчан, «материковая МТС» надежнее местной».
Кроме того, для крымчан не секрет, что на полуострове свободно продаются контрактные номера российских Tele2 и «Вымпелкома». Однако в пресс-службах обеих компаний неоднократно заявляли СМИ, что не присутствуют на полуострове, а серые схемы продаж возможны через субдилеров.
Киевстар, Укртелеком/Крымтелеком
Крымское «правительство» неоднократно заявляло о намерении выхода на рынок полуострова турецкого оператора Turkcell, который якобы хотел работать в Крыму, используя оборудование украинского мобильного оператора «Астелит» (lifecell). Однако прошло больше двух лет, пока в Крыму появился второй официальный мобильный оператор – «Крымтелеком», который открывали с помпой 1 февраля 2016.
Как сообщал Центр, 27 февраля 2015 года «парламент» Крыма принял решение о «национализации» имущества украинского мобильного оператора «Киевстар», заявив, что компания бросила свое имущество на 13 миллионов долларов.
11 марта 2015 года «правительство Крыма» закрепило за недавно созданным государственным унитарным предприятием «Крымтелеком» имущество «национализированных» украинских компаний «Укртелеком», «Киевстар», «Вега», а также входящих в ее группу «Свит», «АО-Связь».
Компания «Киевстар» контролируется международным холдингом «Вымпелком», 42,5% акций которого принадлежит норвежскому телекоммуникационному гиганту Telenor, а 47,5% – компании Altimo (дочка российской «Альфа-групп»)
Российские СМИ сообщали, что частоты «Киевстара» в Крыму были выданы той же компании «Вымпелком», владеющей российским оператором Beeline. Однако официально оператор в Крыму работу не начал.
Согласно данным ЕГРЮЛ России, в июне 2014 года в Симферополе была создана ООО «Крымтелеком», гендиректор – Сергей Дейнеко. Неделей позже создается государственное унитарное предприятие «Крымтелеком», его директором значится Владимир Дрозденко – самый что ни на есть топ-менеджер гигантской корпорации «Ростелеком». (Там Дрозденко, согласно официальной биографии, был директором департамента коммутационной подсистемы корпоративного центра. Затем, перешел в «Т2 РТК Холдинг», возникший после слияния активов «Ростелекома» и «Tele2 Россия»).
Сначала «Крымтелеком» работал только с фиксированной связью, получив «в наследство» номерной ресурс, отобранный у «Укртелекома» Рината Ахметова. Сразу же планировалась в запуск и мобильная сеть, однако здесь не обошлось без трудностей из-за санкций.
Новосозданному «крымско-российскому» оператору нужно было по законам РФ установить т.н.систему оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Оказалось, что большая часть «отжатого» у Киевстара оборудования – производства шведской компании L.M. Ericsson, поддерживающей санкции. Она, соответственно, отказалась устанавливать СОРМ.
Видимо, все это время, Дроздову пришлось искать средства для установки нового оборудования. По словам самого Дрозденко, сеть строилась за счет собственных и заемных средств частных неназываемых инвесторов. Отмечается лишь, что 30% оставшегося оборудования принадлежало «Киевстару».
Кроме того, на крымском рынке существует еще одно государственное унитарное предприятие «Севтелеком», работающее в Севастополе. Как заявляли крымские «власти», «и тарифная политика двух операторов, и в целом политика в отношении абонентов у предприятий едина». Добавим, что «Севтелеком» был зарегистрирован в июле 2014, директор – Ростислав Громов (Кстати, уже получивший уголовное дело из-за злоупотребления полномочиями, из–за чего «госпредприятию» был нанесён полумиллионный ущерб).
Имеет право на жизнь версия, что так называемая «национализация» имущества компании «Киевстар», афиллированной с Альфа-Гррупп российского олигарха Фридмана, как и «национализация» крымских отделений «Укртелекома» украинского олигарха Ахметова – всего лишь спектакль, призванный прикрыть схема обхода санкций и продолжение бизнеса в оккупированном Крыму и в Украине в целом. Киев пока что делает вид, что не замечает очевидную связь «крымских» операторов с МТС и Киевстар, и не предпринимает никаких действий. Вероятные договоренности по этому поводу между олигархами и руководством Украины, возможно, объясняют тот факт, что Украина до сих пор не предъявила России претензий в международном суде за захват радиочастотного ресурса.
Интертелеком/Интертелеком
Интересная ситуация сложилась и с «Интертелекомом», который презентирует себя как основного альтернативного оператора сотовой связи GSM в Украине.
Компания официально заявила, что не работает на полуострове с 1 мая 2015 года. В июле было объявлено о продаже ста базовых станций и транспортной телекоммуникационной сети компании некоему башкирскому предприятию всего за 1,5 миллиона долларов. Однако эти пертурбации практически не заметили пользователи сети.
ООО «Интернациональные телекоммуникации» зарегистрировано в Крыму 28 мая 2014 г. Формально никакой связи с украинской компанией у оператора нет.
Согласно данным ЕГРЮЛ, учредителем компании является Вячеслав Черникевич. Человек с такими же ФИО был коммерческим директором приднестровского Интерднестркома, учредителем которого является приднестровская группа компаний «Шериф». По данным «Экономической правды», его контролировали бизнес-партнеры из этой группы – украинец Виктор Гушан и россиянин Илья Казмали.
«Начиная с 2012 года, состав акционеров менялся. Казмали исчез. Среди крупных акционеров появился кипрский офшор Odinaco Ltd – 49% акций, который был учрежден в середине 2012 года. Кому он принадлежит, достоверно не известно. По информации участников рынка, в последние годы влияние в компании получила луцкая группа компаний «Континиум», которую связывают с народным депутатом Игорем Еремеевым», – писало издание.
В любом случае, крымское ООО «Интернациональные телекоммуникации» еще в октябре 2014 получило разрешение на оказание услуг связи на территории Крыма и Севастополя в течение пяти лет.
В чем точно проиграли крымчане, – это в качестве связи. По данным Роспотребнадзора, одной из главных жалоб жителей полуострова, даже спустя два года после аннексии, остается качество мобильной связи. На это же обращал внимание и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев во время визита в Крым. Ситуация ухудшается во время блэкаута. Международный же роуминг вообще отсутствует в Крыму, поскольку заключение договоров также невозможно из-за санкций.
Украина на международном уровне неоднократно заявляла о нарушении Россией суверенитета телерадиоинформационного пространства Украины. В частности, использование Россией частот в Крыму грубо нарушает Регламент радиосвязи Международного союза электросвязи (МСЭ), поддержавшего призыв Генассамблеи ООН о непризнании изменения статуса Крыма.
Однако Федеральная служба РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций проводит конкурсы по распределению частот на полуострове.
«Мы неоднократно обращались к российским государственным учреждениям и международному сообществу в связи с использованием платформы МСЭ, но это никоим образом не повлияло на политику РФ по незаконному использованию ею радиочастотного ресурса Украины на оккупированных территориях», – говорится в сообщении Национальной рады по вопросам теле-и радиовещания
«Страна-агрессор методично нарушает нормы международного права и положений Устава и Регламента радиосвязи МСЭ», – отмечает украинский регулятор.
При этом, на данный момент прямых или опосредованных владельцев крымских мобильных операторов в украинских и западных санкционных списках нет.