На прошлой неделе «председатель Госсовета» Владимир Константинов заявил о намерении в течение месяца ликвидировать в Крыму все дорожные знаки на английском языке. Не смотря на то, то ранее российский министр по делам Крыма Олег Савельев в интервью агентству Крыминформ заявил, что руководство Российской Федерации поставило амбициозную задачу – за короткий период превратить Крым из дотационного в регион-донор с максимальным упрощением администрирования и созданием комфортных условий для ведения бизнеса и инвестирования в Крымский полуостров. Отметим также, что на протяжении нескольких последних лет правительством Крыма велась активная работа по привлечению иностранных туристов и инвестиций на полуостров. О том, как сегодня выглядит туристический Крым – наблюдения экс-министра курортов и туризма Крыма, а ныне первого заместителя Национальной телерадиокомпании Украины Александра Лиева.
Александр Сергеевич, как вы относитесь к недавнему заявлению Владимира Константинова о том, что пора убирать с крымских дорог указатели с надписями на украинском и английском языках?
Здесь есть эмоциональная составляющая, которая показывает дурость главы крымского парламента, который не так давно сам утверждал программу установки этих табличек. Мы эту программу защищали, отстаивали, и она была принята. И много таких табличек мы смогли поставить. С другой стороны, есть логика событий. И если в Крыму рассчитывают на украинских туристов, то совершенно логично было бы готовиться к их встрече. Четыре миллиона украинцев, которые принимал Крым, это очень много – ни один регион России, ни один регион Украины, не принимал столько туристов из одной страны. Не говорю уже о том, что очень странные заявления про то, что англичан, оказывается, не ждут в Крыму. Мы всего лишь полгода назад открыли в Лондоне представительство Крыма, которое пользовалось большим спросом. И буквально за три года нам удалось увеличить количество туристов из Евросоюза почти на 15%, в том числе из англоязычных стран, из Лондона. Крымская история, крымская война, в которой участвовало очень много англичан. Они дорожат этой историей, с вниманием относятся к месту, где все это происходило – проводят постоянные инсталляции, каждый год там проходят серьезные туристические события, которые привлекают тысячи туристов. И отказаться от этого всего только потому, что какому-то идиоту не нравится английский или украинский язык. Ну, это наверное, от какой-то малодушности, или невменяемости такое может произойти. Сожалею очень.
Мы в будущем оценим, как слова спикера повлияют на турпоток. Что сейчас происходит, я полагаю Вы держите контакт с Крымом, Вам не безразлично что происходит сейчас, тем более уже должна наступить пора «высокого сезона». Сергей Аксенов заявил, что загруженность санаториев составляет 52%, какая у Вас информация?
Я практически каждый день общаюсь с коллегами в Крыму, с туристическим сообществом. Конечно, быстрее всего «отрезвеет» туристическое сообщество от того, что сегодня происходит на территории полуострова. Потому что видение будущего Крыма не совсем связано с туризмом. К сожалению, потому что Крым имеет огромный туристический потенциал. А людям из Москвы он больше интересен как авианосец.
По мнению руководителей здравниц, которые вкладывали средства в развитие, в инфраструктуру, несмотря на снижение загрузки, они имеют все шансы сработать в этом сезоне без убытков. Но это ряд санаториев, которые можно пересчитать на пальцах двух рук. Основная масса рассчитывала на социальные путевки из Украины, путевки по программам оздоровления, на туристов – «дикарей». Такие объекты, конечно же, не загружены. Кроме того, в Крыму уже три месяца не работают банки, на счетах заморожены средства у объектов размещения в том числе. Поэтому они не смогли как следует подготовиться к сезону. Кроме этого, эти санатории всегда пользовались короткими кредитами, разными специальными предложениями от украинских банков, специально разработанных под туристическую сферу. Сегодня такие предложения стали невозможными. Поэтому загрузка в нынешнем сезоне ниже чем была в прошлом году в апреле – это факт. При нынешних тенденциях, при условии удачного августа и отсутствии форс-мажоров курорт сможет принять за весь год до 700 тысяч туристов.
Я крымчанин, который остался гражданином Украины, считаю что украинцы должны ездить в Крым, мы не должны вырыть ров между Крымом и Украиной, мы должны делать все, чтобы не нарушалась связь между материковой Украиной и Крымом. Так же необходимо приглашать крымчан в Украину и развеивать всякий бред в отношении украинцев, который я слышу от своих близких друзей, оставшихся в Крыму и которым просто «промывают» мозги.
Проблема не в менеджменте. Сто тысяч семей живут только от доходов в курортный сезон и, уходя из министерства, я предостерегал от опрометчивых прогнозов. Ведь для кого-то это политическое заявление, а для крымчан – итог, на которой можно рассчитывать при обеспечении своих семей при получении доходов.
Курортный сезон спасти путем подвоза людей уже невозможно, это не удастся ни одному из менеджеров. Нужно признавать это откровенно, не нужно врать людям. И россияне – они тоже не штабеля, их нельзя привезти по указу ВВП (Владимира Владимировича Путина, – ред.) и сделать курортный сезон за счет бюджетников. Людям в России долгое время показывали страшные кадры, не соответствующие действительности, по поводу Крыма. Изменение данной ситуации займет время. Конечно, в такой ситуации курортный сезон просто не мог состояться.
Вместе с этим, есть ряд вещей, которые нужно было бы делать прямо сейчас и сезон спасать. Не стоило агрессивную политику вмешивать в гостеприимную туристическую сферу. Нужно было выдерживать какой-то баланс и сохранить украинский туристический поток. Это дало бы возможность крымским бизнесменам минимизировать потери в этот непростой курортный сезон.
Какой сегмент занимает туризм в Крыму и насколько провал курортного сезона ударит по экономике полуострова?
Многие считают, что курорт в Крыму занимает значительную часть – это не так. Курорт в экономике Крыма занимает очень небольшой сегмент, однако курортный Крым – это потребительский рынок. Он составлял в прошлом году порядка 40 миллиардов гривен, в котором доля крымчан – производителей очень мала. Это была проблема Крыма, поэтому мы просили всегда у Киева больше полномочий, потому что нам необходимо учитывать наши особенности. Очень жаль, что Крым не слышали, но она не должна была решаться такими радикальными способами. Производство в Крыму для самообеспечения курортных потребностей не стимулировалось, продукты питания поступают с материка. При этом сто тысяч семей имеют доходы именно от курорта, они зарабатывали себе на жизнь сами и не зависели от бюджета. Сегодня эти семьи имеют курортный сезон, который не даст им возможность прожить год, как это было раньше.
Что сейчас происходит с «зеленым» туризмом и с круизным туризмом, которые начали развиваться в последние годы, существуют ли они сейчас?
Круизный туризм не существует – он равен нулю. За последние три года мы увеличивали на 10% процентов поток лайнеров, которые начали заходить в Ялту, в Евпаторию, Феодосию, Керчь. Более 100 судозаходов мы получили в прошлом году. Из общего количества судозаходов круизных судов в Черном море Украина занимала почти половину, а Крым в этом сегменте – почти 70 процентов. Для привлечения таких судов проводились форумы, конференции, встречи с судовладельцами и т.д. Крым вкладывал в этот сегмент много времени, мозгов и капиталовложений. И это давало результат. В этом году еще ни один лайнер круизный в Крым не зашел за исключением российского, работу с привлечением которого начинали мы.
Потенциал «зеленого туризма» или этно-туризма в Крыму огромный, так как крымскотатарская культура имеет огромный интерес в мире, особенно со стороны Турции. Турист из Турции очень платежеспособен и поток таких туристов ежегодно увеличивался. Также это туристы из Европы, которым интересен стык культур, это то, ради чего приезжал Пушкин в Крым.
Вы сказали, что необходимо ломать идеологическую стену, которая существует между Крымом и материком Украины, какие идеи по этому поводу?
Думаю, главное внимание следует уделить безопасности и информационной политике. Будучи крымчанином, езжу с крымскими номерами и говорю в Киеве на русском языке – и с этим нет никаких проблем. Был во Львове на машине, с семьей – не видел никакой угрозы. Более того, во Львове многие говорят на русском языке. Крымчанам приехать в Украину очень безопасно и очень интересно. Нужно, чтобы крымчане делали такие же посылы, а не снимали знаки на украинском языке и верили в ахинею про бандеровцев. Мы должны жить одним большим дружным народом без административных границ между областями, между странами, такую идеологию несет в себе Европа. Крымчан можно понять с точки зрения длительного невнимания киевской власти, но нужно было добиваться другими путями. Наша перспектива – туристическая в первую очередь, затем перспектива аграрная, это точно перспектива не военной базы. Сегодня Северо-крымский канал без взаимодействия с Украиной не даст возможности развития аграрного комплекса, особенно на севере Крыма. Ситуация с военными действиями не дает возможности развития туристического направления. Нам нужно между собой не терять человеческие отношения. Еще полгода назад в Facebook крымчане наперебой рассказывали о красотах Крыма всему миру, а теперь почему-то есть разделение на нужных и ненужных туристов, хороших и плохих. Посылы, которые идут из Крыма, не несут той гостеприимности и демонстрации безопасности, которая была ранее. При СССР в Крым приезжало 4 миллиона украинцев, при независимой Украине в Крым приезжало тоже 4 миллиона украинцев – это родной поток Крыма, это люди, которые любят Крым. К сожалению мы, крымчане, сейчас делаем что-то не то. Если не понять это в ближайшее время – придется залатывать годами.