Крым «вступил» в законодательное поле Российской Федерации. Именно в указанном контексте, с парным знаком препинания, ведь теперь на полуострове все как-то не в своем обычном значении. Даже для восторженных сторонников спецоперации «Крымнаш».
Удивляться привыкают. Например – последний сюрприз. Без предупреждения, без явной экономической причины и внятного законодательного обоснования, российские банки перестали принимать к обмену гривну. Несмотря на наличие устойчивого спроса на данный вид обмена. Не доллар, не евро, которые «вражеские», а гривну.
Причина, озвученная финучреждениями, у каждого своя: ссылка на какое-то постановление Центрального Банка России, распоряжение собственного руководства, окончание «переходного периода», иное – не суть важно. Налицо – очередное нарушение прав крымчан. В некотором смысле, даже с ухищрениями. Как иначе можно охарактеризовать разрешение на обмен валюты только при наличии паспорта РФ или миграционной карты?
Но, как известно, на «серых территориях», а Крым таким уже стал, выход найдется из любой тупиковой ситуации, особенно в финансовой сфере.
Впрочем, у страны-агрессора гривна и не значится в числе основных обмениваемых валют. Нынешняя причина прекращения обмена, по всей видимости, та же, что заставила на семь месяцев раньше установленного срока «выкинуть» гривну из обращения на оккупированном полуострове. Продолжение взятого курса на разрыв связей с Украиной.
Но есть еще одна причина, озвученная экспертами. Процессы, происходящие на востоке, завели в тупик все стороны. Катастрофа, которая разворачивается на неподконтрольной Украине территории, диктует свои законы и запускает неконтролируемые механизмы. Чтобы погасить их, нужны ресурсы. В частности, как признался “Председатель Верховного совета” самопровозглашенной “Донецкой народной республики” Борис Литвинов, гривны, оставшиеся в Крыму после аннексии, были доставлены в Донбасс. Эти деньги пустили на нужды экономики террористической организации. Как и в “ЛНР”.
«Центр» анализировал ситуацию с приходом российских банков на «освобожденную» территорию полуострова после стремительного побега украинских финучрежедений. Изъявили желание поработать в Крыму 19 российских банков первой – третьей сотни рейтинга. Крупные игроки попросту испугались санкций. В декабре на территорию полуострова внедрились 29 банковских учреждений. Однако, по данным российского регулятора, в Крыму действующих филиалов 13, а в Севастополе – 5.
Наибольшей сетью банковских отделений располагают «пионеры» крымского банковского бизнеса. Российский национальный коммерческий банк (РНКБ) обзавелся 245 отделениями, Генбанк обслуживает 72 отделения. При этом борьба за клиента между ними идет с переменным успехом. На начало декабря у РНКБ было 267 отделений, у Генбанка – 68.
Результаты работы сектора по итогам года в «Республике Крым» не оправдали июньских ожиданий российских банкиров. Одно финучреждение в октябре покинуло рынок республики, в отличие от банкиров, пришедших в Севастополь. Общие финансовые результаты деятельности кредитных организаций республики – более 30 миллионов рублей убытков у всех 100% финучреждений. Тогда как в Севастополе все прибыльные, с общей наработанной суммой более 40 миллионов рублей.
О более восьмистах миллионах рублей, выданных в Крыму в виде кредитов, отчитался в конце года заместитель председателя Центробанка РФ Михаил Сухов. В виде депозитов, по его словам, крымчане хранят около 23 миллиардов рублей, при этом, данные финансовой отчетности показывают на порядок меньшую сумму. Планировалось, что к концу года сумма кредитов составит до 27 миллиардов рублей, в том числе корпоративных кредитов – до 15 миллиардов.
Напомним, получить кредит в Крыму было проблематично на протяжении всего «переходного периода». Эта проблема остается острой здесь и в новом году. Бизнес не может получить заем, в основном, из-за проблем с перерегистрацией собственности. Банки при выдаче кредита требуют у каждого заявителя индивидуальный пакет документов. В результате, последние, либо вынуждены обивать пороги финучреждения и предоставлять очередную, истребованную справку, либо обратиться в другой банк за займом. Где положительный результат также не гарантирован. Гарантированно кредиты выдаются пока только госслужащим, военнослужащим и пенсионерам до 65 лет.
На фоне описанных выше дисбалансов, не сработала должным образом и схема с применением Фонда защиты вкладчиков, который развернул в Крыму свою деятельность сразу же после аннексии. Отказ украинских банков компенсировать понесенные фондом убытки, и, «несостоятельность» планов по быстрой реализации «национализированной» собственности, поставили под вопрос обещанные крымчанам компенсации. Некоторые крымские политики не исключают в данных действиях и заранее спланированный умысел.
Недостаток средств фонда для выполнения обещаний по компенсациям вкладов заставило крымскую «власть» искать другие способы. Был применен механизм «отжима» собственности у крымчан – должников украинских банков для возмещения средств владельцам депозитов. Указанный механизм исполнялся с использованием судебных приставов, которые манипулировали российским и украинским законодательствами одновременно. В основе данной схемы – «слитый» бывшими работниками Приватбанка, а ныне работниками ФЗВ, архив украинского финучреждения.
Однако схема дала сбой: то ли архив был недостаточно «свежим», то ли приставы перестарались. Крымчане начали в судах отстаивать свои права и доказывать противозаконность действий государственных исполнителей. К примеру, владелец имущества в Крыму опротестовал наложенный на него арест, и сумел отстоять законность его приобретения и своевременность погашенного кредита. По словам правозащитников, подобные случаи уже не единичны и приобретают все более массовый характер.
Результатом аннексии прогнозируемо стала и изоляция финансовой системы Крыма. В конце декабря, из-за введенных санкций, запрещено осуществлять переводы по системам VISA и MasterCard. В очередной раз крымчане получили «обухом по голове».
В настоящее время взаимоотношения между банками и клиентами строятся с использованием российских операторов: платежной системы «ПРО100» и небанковской кредитной организации «Объединенная расчетная система». Так как к «ПРО100» подключены не все банки, работающие в Крыму, они подключились ко второй системе. При этом, на сайте самой компании отмечено, что термин «Небанковская кредитная организация», применяемый в России к межбанковским расчетным центрам, продолжает ставить в тупик отечественных, а главным образом, зарубежных финансовых специалистов. «Объединенная расчетная система» зарегистрирована в конце ноября 2012 года и входит в перечень 37 платежных систем, признанных Центробанком общегосударственными.
Примечательно, что клиринговый центр для осуществления взаиморасчетов между банками включен в состав ее субъектов в середине июля текущего года. Однако, пока федеральные власти определяют судьбу основных игроков карточного рынка РФ, данная система носит исключительно локальный характер и оставляет Крым достаточно изолированным от общей мировой финансовой системы. Со всеми вытекающими отсюда последствиями: задержкой в расчетах и высокой банковской комиссией.
А крымчане по-прежнему стоят в очередях, хотя уже без обмороков…
Добавила проблем Украина. Постановление №699, принятое Национальным банком Украины вдогонку лоббистскому закону о СЭЗ, дискриминировало права не только тех крымчан, которые остались на полуострове. Те, кто покинул Крым, и проживают сейчас на материке, тоже ощутили на себе это в полной мере. И хотя в НБУ попытались оправдать откровенно непрофессиональные действия, правозащитники четко определили за действиями регулятора, в первую очередь, нежелание украинских финучреждений погашать долги по депозитам. Это в добавление к другим проявлениям дискриминационной политики киевской власти.
При этом, умирать за Украину крымчане обязаны.
Вернемся к обмену. Пренебрежительное отношение к валютам других государств, неуклюжая политика финансовых структур полуострова, сосредоточенных на финансовом инструментарии десяти – пятнадцатилетней давности, не прибавляют полуострову туристической привлекательности. Препятствует приезду платежеспособных отдыхающих. Подвоз малобюджетных туристов из России не дает толчка развитию инфраструктуры. Тем более созданию «туристических кластеров». А анонсы тотальной зачистки побережья от малых архитектурных строений и «национализации» недвижимости в прибрежной зоне нервируют и без того «присевший» местный бизнес.
Поэтому о спасении курортного сезона, также как и о хороших дождях в Крыму местным чиновникам остается только молиться. Всерьез – это уже не шутка… Так в случае неудач можем вернуться и к культу Перуна…
Попытки оккупационной власти искусственными преградами побыстрее «оторвать» Крым от Украины, все больше загоняют его экономику в депрессию. Метания между стремительным «латанием дыр» из-за просчетов в финансовой политике и откровенной демагогией об «уникальности полуострова» уже отбросили крымчан по качеству жизни назад. В сравнении с жителями как России, так и Украины.