Після анексії Криму Росія руками «влади» півострова незаконно заволоділа безліччю об’єктів української власності – і державної, і приватної. Перший крок – так звана «націоналізація» пройшов «на ура», попри те, що йшов у розріз із російським законодавством. Однак з реалізацією вкраденого справа пішла невесело – план «приватизації» захоплених об’єктів, що включає елітні Південнобережні курортні комплекси, «уряд» Аксьонова хронічно не виконує. Під завісу 2017 року на продаж викинуть одну з візитівок Криму – завод шампанських вин «Новий світ». У стадії приватизації також – 15 санаторіїв, причому, дві третини з них – протитуберкульозні, включно з дитячими. Таким чином керівництво Криму намагається вбити двох зайців: залатати дірки в бюджеті і позбутися обов’язку утримувати оздоровиці, які в останнє десятиліття, по суті, тими ж людми у владі, були доведені до повного розорення.
«Спрос есть практически на все объекты, поэтому мы решили, чтобы потом не было никаких вопросов, пройти через все открытые конкурсные процедуры», – рассказывал журналистам в 2014 году назначенный Кремлем глава Крыма Сергей Аксенов.
Но ожидаемого ажиотажа вокруг крымской недвижимости так и не появилось. В 2016 году крымские чиновники объявили об аукционе по продаже элитного санатория «Форос», принадлежащего украинскому олигарху Игорю Коломойскому.
Первые открытые торги не состоялись из-за отсутствия покупателей. со второго захода «Форос» за 1,4 млрд рублей приобрела Федерация профсоюзов Татарстана. На самом деле, как выяснил Центр журналистских расследований, за покупкой санатория стоит клан экс-президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Ведь единственным «искусственным» конкурентом Федерации профсоюзов Татарстана на аукционе стало ООО «Акар», которое контролируется сыновьями Шаймиева. Бывший лидер Татарстана уже два десятилетия – крымский дачник. Знаменитую дачу-памятник Тессели (дачу Горького) для него арендовало все то же ООО «Акар», возглавляемое главой общества Татарстан-Украина Вахитовым. Сын которого (какое совпадение!) представлял на «аукционе» «конкурента» «Акара» – Федерацию профсоюзов.
След клана экс-президента Татарстана присутствует и в истории с «распаеванием» агрофирмы Института виноградарства и виноделия «Магарач». Директором агрофирмы «Магарач», в пользовании которой тысячи гектаров с виноградниками в бахчисарайском районе, назначили Айрата Фатихова, который параллельно руководит казанским предприятием из холдинга «АК Барс». Одним из акционеров этого холдинга является ООО «Евроазиатский регистратор». В его учредителях – акционерное общество «ТАИФ», акционером которого является сын Шаймиева.
Завод марочных вин и коньяков «Коктебель» достался родственникам директора Службы внешней разведки РФ Сергея Нарышкина. 99% капитала «Коктебеля» сегодня принадлежит ООО «Гатчинский спиртовой завод» Михаила Якубчика, 1% – его жене. Российский бизнесмен Якубчик – брат жены Сергея Нарышкина.
36 гектаров земли госпредприятия «Гурзуф», входящего в НПАО «Массандра», приобрел через связанную фирму ООО «Элиас» российский олигарх, президент нефтяной компании «Лукойл» Вагит Алекперов. Всего за каких-то 163 млн рублей. Приобретенные земли прилегают к даче Алекперова и ранее арендовались аффилированными фирмами под виноградники. Многие годы за эти земли «Массандры» шли судебные тяжбы, в результате получилось, что спор за 36 га в пользу Алекперова завершился благодаря захвату всего Крыма.
Однако далее у российских оккупантов начался кризис продаж. Немаловажную роль, несомненно, сыграло сохранение и даже ужесточение западных санкций против РФ за аннексию Крыма и войну на Донбассе. Любая неразрешенная правительством Украины сделка с ее имуществом – путевка в санкционный список и обеспеченное уголовное преследование со стороны прокуратуры АРК.
Кроме того, Украина, госкомпании и банки подали иски в международные судебные инстанции, требуя многомиллиардные компенсации за экспроприированные активы, невозможность их использования и выкачку природных ресурсов. Судятся с Россией и частные собственники, пионером среди которых выступил олигарх Коломойский.
Поэтому санатории «Ай-Петри», «Дюльбер» и «Мисхор» новые крымские чиновники безуспешно пытаются продать с 2015 года, несмотря на то, что эти здравницы – лакомые объекты.
Они находятся на Южном берегу Крыма и обладают огромными земельными парковыми массивами и памятниками культурного наследия Украины.
Санаторий «Дюльбер» располагается на 22,34 гектара в поселке Кореиз (большая Ялта). В состав санаторного комплекса входят дворец «Дюльбер» (построенный по проекту знаменитого архитектора Николая Краснова), дачи «Мисхор» и санаторий «Морской прибой». До аннексии Крыма он находился в управлении Верховной Рады Украины, а после захвата Крыма им управляет «министерство» курортов и туризма Крыма.
Санаторий «Ай-Петри» занимает 5,7 гектаров. Санаторий «Мисхор» немного меньше – 3 гектара в том же поселке Кореиз, но практически вся его территория – парковая. Обе здравницы приналежат предприятию Федерации украинских профсоюзов «Укрпрофздравница».
Уже три года подряд «правительство» Крыма вносит эти крупные объекты курортной и туристической сферы в прогнозный план приватизации. Но покупателя до сих пор не нашлось. Но денег нет, и крымские чиновники включили санатории в план приватизации и на 2017 год.
До конца этого года оккупационные власти Крыма планируют приватизацию украинского завода шампанских вин «Новый свет», конкурс по продаже 100% акций завода должен состоятся уже в декабре этого года.
По словам «главы» Крыма Сергея Аксенова, по поводу покупки завода поступает много предложений от потенциальных инвесторов. Интерес к заводу якобы проявляли структуры Дмитрия Пурима – председателя ОАО «Соврахт», одного из крупнейших транспортно-логистических холдингов в России. «Соврахт» внесен в санкционный список США, так что покупка «Нового света», который также находится под западными санкциями, не сильно усугубит положение российского холдинга, если будет использована схема какой-нибудь «прокладки». Впрочем, новый хозяин украденного «Нового света» может быть не один: в августе предприятие решили «акционировать», поэтому могут продавать долями.
Крымские чиновники также обязали до конца года подготовить документы на «приватизацию» захваченных в 2014 году предприятий «Крымхлеб», «Крымтелеком», «Крымтехнологии», Симферопольский комбинат хлебопродуктов и издательство «Таврида». «Крымхлеб» и Симферопольский комбинат хлебопродуктов принадлежат Lauffer Group украинского бизнесмена и бывшего члена Партии регионов Александра Лещинского. После «национализации» предприятие «Крымхлеб» пришло в упадок. Заработные платы не выплачиваются, прибыль отсутствует. Российские чиновники Крыма оставляют надежды на то, что ситуацию изменит инвестор.
Кроме того, в программу приватизации на 2017-2019 попал и известный во всем мире Феодосийский судостроительный завод «Море».
До аннексии Крыма завод входил в состав госконцерна «Укроборонпром». В 2014 году его «национализировали», а в 2016 году незаконно передали в федеральную собственность Российской Федерации.
Почему крымские чиновники вдруг так активизировались с продажей активов, которые не продаются? На сайте «Госсовета Республики Крым» сами и признаются — не смогли выполнить план приватизации крымского имущества в этом году. Теперь нагоняют упущенное. И велика вероятность того, что крымские санатории и заводы будут проданы практически за бесценок, но – правильным людям. Тем, кому не страшны санкции (они и так уже во всех списках), либо подставным лицам и обладателям «грязных» денег, которые легко отмыть в серой зоне, в которую Крым превратился после аннексии Россией.