Народный порт

Публікації

Николаевский морской порт – в тройке лидеров по переработке грузов в Украине. Ежегодно сюда заходят сотни и сотни судов. На их обслуживании, или на так называемых агентских услугах, зарабатывают большие деньги. В прошлом году на этом рынке появилась никому не известная фирма, которая буквально за несколько месяцев вытолкала подавляющее большинство компаний-старожилов. Те говорят, что их поставили перед выбором: вы или делитесь доходами, или идете прочь. Реализовать угрозы помогали чиновники: и местные, и киевские.

Херсонский десант

Изменения в порт пришли вместе с командой херсонских менеджеров во главе с Виктором Козонаком и отцом одного из бывших руководителей «Укроборонпрома» Владимиром Пинькасом. Первое, за что взялась новая команда, – это перераспределение денежных потоков. В порту появилась частная охранная фирма «Альфа безопасность». Затем новая компания «Портосервис-Николаев» взяла под полный контроль услуги по швартовке судов. Впоследствии добрались и до агентских услуг.

Слева - Виктор Козонак, справа- Виктор Пинькас

Слева – Виктор Козонак, справа- Виктор Пинькас, фото: nikcenter.org

Агентские компании – это, по сути, посредники, оказывающие услуги судовладельцам и их судам. Они оформляют для них документы для прохождения пограничного, таможенного и санитарного контроля, а также платят за счет судовладельца портовые сборы и другие платежи. За это агентские фирмы получают свою награду в размере 3-5 процентов от общей стоимости судозахода или от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов за судно.

фото: nikcenter.org

Агентские фирмы работают в тесном взаимодействии с государственными контролерами: пограничниками, таможенниками, экологами, а также руководством порта. Именно поэтому на них легко надавить. Например, можно перестать подписывать заявку на лоцманскую проводку судов, которую агенты обязательно должны подавать диспетчеру порта.

Валерий Фисиенко – представитель агентской компании «Омега Транс». По его словам, администрация порта использовала все возможные средства, чтобы не дать работать другим фирмам, кроме одной. «Взять, к примеру, судно «Брейв-лидер», на которое мы получили номинацию быть судовыми агентами, – говорит Фисиенко. – Подали все необходимые документы, но, к сожалению, главный диспетчер Николаевского морского порта нашу заявку не подписывал, никак это не обосновывая».

Валерий Фисиенко убежден, что данные действия должностных лиц Николаевского филиала ГП АМПУ прямо или косвенно санкционированы «высшим» руководством. Объясняет это тем, что город Николаев был как лакмусовая бумажка между исполнительной властью и коммерческими структурами, которые осуществляют деятельность на территории порта.

До прошлого года все заявки подписывали практически в автоматическом режиме. Без этого разрешения судно не может зайти в порт. Как следствие – задержка и десятки тысяч долларов убытков в сутки.

Валерий Фисиенко говорит, что он пытался жаловаться на такие действия диспетчера сначала руководству порта, а затем в Киев, в Министерство инфраструктуры и в Администрацию морских портов Украины. Но результатов – ноль. По его убеждению, администрация порта делает это для того, чтобы заставить владельцев грузов и владельцев терминалов не работать с тем или иным агентом.

Мы позвонили главному диспетчеру порта господину Семенову, чтобы спросить у него, почему так происходит? Но главный диспетчер категорически отбросил все обвинения.

Админресурс на страже частных интересов

Еще один пострадавший – директор компании «Исма» Александр Левицкий. Его фирму тоже лишили возможности работать в порту. Левицкий сравнивает это с рейдерством, когда не выбрасывают из офиса, а создают искусственные условия, при которых никто, кроме лояльных компаний, в порту работать не может. Он подтверждает слова Валерия Фисиенко о том, что именно диспетчеры были тем карательным органом, применяли против них репрессии. А также называет компанию, которая получила от руководства порта «зеленый свет».

Александр Левицкий

Александр Левицкий, фото: nikcenter.org

– Нам, в принципе, самой администрацией порта было предложено, был намек, что лучше попросите клиентов, чтобы они обратились к определенному агенту. В данном случае это была компания «Сервис Транс», к которой они были лояльны и работе которой не препятствовали, – говорит Левицкий.

Компания «Пасифик Мэритайм», которую возглавлял Станислав Наливайко, вытеснили из этого бизнеса первой. По словам Наливайко, кроме админресурса с помощью диспетчеров, применили также и давление на грузовладельцев.

– Давление было… Я знаю от самих грузовладельцев и судовладельцев о том, что на них давили со стороны администрации порта, чтобы агент был изменен, – утверждает Наливайко.

Директор компании обратился в полицию, но завести уголовное производство за препятствование деятельности там отказались. Сделать это правоохранителей заставил суд. Но расследование уголовного дела закончилось ничем.

Кроме неподписания заявки и давления на грузовладельцев, агентов просто не пускали на территорию порта. Валерий Фисиенко говорит, что, несмотря на действующие пропуска, которые у них были, в порт пускать их перестали. Мотивировали тем, что нужны дополнительные документы. Представители фирмы подали все документы, которые администрация Николаевского филиала требовала, но в определенное время возможность попасть на территорию порта так и не получила. В итоге к концу декабря 2017 года попасть на территорию порта по действующим пропускам работники фирмы «Омега Транс» так и не смогли.

Тем, кто пытался оказать хоть какое-то сопротивление, откровенно угрожали. Заместитель директора компании «Исма» Виктор Молчанов почувствовал это на себе. Сначала на его машину клали кирпичи, а через несколько недель разбили лобовое стекло. Камера наблюдения зафиксировала нападавшего, но полиция его пока не нашла

Виктор Молчанов

Виктор Молчанов, фото: nikcenter.org

фото: nikcenter.org

Однако вытеснить все агентские компании из порта было невозможно – слишком заметно. И выполнить работу вместо десятков компаний самая «Сервис Транс» физически не могла. Поэтому некоторым компаниям предложили остаться работать на условиях передачи «Сервис Трансу» части своей прибыли. Официально это было оформлено как предоставление субагентских услуг. Субагент получает копейки, остальное забирает «Сервис Транс».

– Они не могут стать монополистами, поскольку это будет заметно. Заключили определенные агентские соглашения с другими агентскими компаниями, которые работают на территории порта, и все… Сейчас их там работает всего четыре, а было больше десятка, – объясняет эту ситуацию Валерий Фисиенко из «Омега Транса».

Понятно, что после вытеснения из порта одних агентских компаний и «добровольного» согласия на сотрудничество других дела у «Сервис Транса» резко пошли вверх. К нам попали документы компании, которые доказывают, что всего за несколько месяцев агрессивный и мощный новичок принес своим хозяевам сотни тысяч долларов прибыли. Видимо, именно на эти средства один из основателей фирмы – Александр Снегур – за полгода купил три дорогие иномарки.

«Даю интервью только «Аль-Джазире»

Чтобы получить официальное объяснение руководства администрации Николаевского морского порта относительно тех обвинений, которые им предъявили представители агентских фирм, мы подали информационный запрос. Но ответа на него так и не получили. Тогда мы пошли за комментариями к администрации Николаевского порта, но встретиться с журналистами руководитель Николаевского филиала Администрации морских портов Украины Олег Проточенко не захотел.

Сергей Постольник

Сергей Постольник, фото: nikcenter.org

Не удалось Центру получить комментарий и от Олега Постольника, директора ООО «Сервис Транс», – компании, фактически монополизировавшей рынок агентских услуг в Николаевском порту. Он откровенно посмеялся над журналистами, заявив, что согласен давать комментарий только телекомпании «Аль-Джазира».

А что же это за компания «Сервис Транс»? Покопавшись в реестрах, мы узнали, что она была основана в 2009 году в Кривом Роге. Специализировалась на стройке, а вот морским агентированием начала заниматься только в апреле 2017-го в Николаевском порту. Сейчас учредителями компании являются киевлянин Александр Снегур, а также шотландская оффшорная компания «неопром ПОВ». Ее конечный бенефициар – непубличный украинский бизнесмен Леонид Крючков.

фото: nikcenter.org

Узнав, что Центр собирает информацию о деятельности компании, на нас вышел один из ее соучредителей – Александр Снегур. Он отверг все обвинения в использовании админресурса, которые выдвигали в адрес компании.

– Когда мы зашли, не было никакого админресурса. Мы просто делали все своими силами… Я знаю, что могут рассказывать все, что угодно, но если бы у нас была возможность административно кого-то подавить, то мы бы обслуживали хотя бы не пять пароходов, а двадцать пять, – заявил он.

В мае 2016 фирму «Сервис Транс» приобрел некий Максим Глубоченко. А уже в марте 2017-го продал ее нынешним владельцам. Глубоченко – заслуженный мастер спорта по кикбоксингу, чемпион мира. В 2010-м он баллотировался в Николаевский областной совет от партии «Фронт перемен» – так тогда назывался нынешний «Народный фронт» Арсения Яценюка и Арсена Авакова. На местном уровне партии «Фронт перемен» и «Народный фронт» представлял бывший губернатор Николаевщины и нардеп Вадим Мериков. Он тоже мастер спорта по кикбоксингу и постоянно спонсирует соответствующие турниры. Примечательно, что когда Глубоченко владел фирмой «Сервис Транс», то параллельно искал работу тренера. Об этом мы узнали из Интернета, найдя его анкету на одном из сайтов, где ищут работу.

Максим Глубоченко

Максим Глубоченко, фото: nikcenter.org

фото: nikcenter.org

Кто же он такой – бизнесмен-неудачник, который прогадал, продав фирму с таким потенциалом, или подставное лицо? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы встретились с Максимом Глубоченко, но бывший чемпион не был откровенен с журналистами. Сначала он никак не мог вспомнить, что сначала купил, а потом продал фирму «Сервис Транс». Затем – вспомнил, но на вопрос: «Для кого он это сделал?» так и не ответил. Любые связи с политикумом области отверг.

Схема, применяемая в Николаевском морском порту, может быть использована и в других портах Украины. Ведь ежемесячно только через местных портовых агентов проходит около 2 миллионов гривен. И по новым правилам в порту практически все они оседают в одном кармане.

Материал вышел в рамках проекта «Содействие локальным центрам журналистских расследований» при поддержке Интерньюс-Нетворк.