Тема недели. Земля – опиум для народа?

Публікації

Новость об объявлении крымскотатарским народом «импичмента» лидерам Меджлиса засветилась на этой неделе дважды: в понедельник на так называемом «общенародном собрании крымских татар» и на пресс-конференции в четверг. Инициаторами обоих мероприятий стали две неизвестные ранее общественные организации: «Себат» и «Новое поколение – Крым», к которым присоединилась более привычная слуху крымчан и оппозиционная меджлису «Милли Фирка» и некоторые ветераны крымскотатарского национального движения.

В Меджлисе активизацию оппозиции, как и прежде называют раскольническими действиями. «Группой лиц, численностью в полтора десятка человек, печально известных среди соотечественников своими предыдущими раскольническими действиями, направленными против единства и сплоченности крымскотатарского народа, предпринята попытка внести раскол в крымскотатарское национальное движение» – говорится в резолюции меджлиса, принятой после митинга 21 ноября.

 Новое или давно забытое старое?

Чтобы рассказать о новых организациях из первых уст, «Центр» обратился к их лидерам. К сожалению, связаться с руководителями движения «Новое поколение – Крым» не удалось. По номеру телефона, указанному в уведомлении о проведении массового мероприятия, никто не отвечает. Между тем, по словам Рината Шаймарданова, лидера еще одной организации-участницы событий – «Себат», политическая подоплека митинга, а также вызвавшее резонанс сжигание чучела, символизирующего Мустафу Джемилева, принадлежит именно «Новому поколению».

Руслан Бальбек

«Центру» стало известно, что ранее глава этой организации Руслан Бальбек был достаточно близок к лидерам Меджлиса. Эту информацию подтвердил и М.Джемилев: «Руслана Бальбека рекомендовали из Судака как очень умного, толкового парня. Он был избран делегатом Курултая. Но потом начались странные дела: его арестовали за мошенническую деятельность с турецкой фирмой, представители которой утверждают, что он украл десятки тысяч долларов». По словам Мустафы Джемилева, по просьбе родственников Руслана, он тогда писал положительную характеристику и ходатайствовал о нем в правоохранительных органах.

Еще один из главных спикеров на митинге и пресс-конференции, Ринат Шаймарданов рассказал о возглавляемой им организации «Себат» так: «Общественная организация «Себат» занимается на данный момент земельными вопросами, курирует примерно 70% полян протеста в Симферополе, Симферопольском районе и ЮБК».

Как сообщается на сайте общественной организации, ее основными задачами являются «иформационное обеспечение, юридическое сопровождение и официальное представительство участников земельных полян протеста».

 Р.Шаймарданов рассказывает, что все члены «Себат» состояли ранее в общественной организации «Авдет», а сам он был в ней пресс-секретарем. Официальная версия раскола в «Авдете» на сайте «Себата» объясняется тем, что «председатель правления «Авдета» Мустафа Маушев встал на сторону руководства меджлиса, «Авдет», фактически, отошел от своих задач и превратился в инструмент политических спекуляций».

 Лидер «Авдета» Мустафа Маушев рассказал «Центру» свою версию образования «Себата»: «В 2007 году вместе с этими ребятами мы создали общественную организацию «Авдет», чтобы заниматься земельными вопросами, стать посредниками между народом и властью. Накануне выборов в местные органы власти, несмотря на то, что наша организация не занимается политикой, оставляя это право за представительным органом крымскотатарского народа – Меджлисом и национальным съездом – Курултаем, несколько членов нашей организации изъявили желание участвовать в выборах. Естественно, как физические лица, они имеют на это полное право, однако сегодняшние члены «Себата» стали выступать от имени организации». Таким образом, по словам Маушева, накануне выборов в местные органы власти в 2010 году часть членов организации оказались в списках партии, поддержку которой Курултай не оказывал. «Апеллируя тем, что общественная организация занимается земельными вопросами и за ее спинами тысячи людей, они, по имеющимся у меня сведениям, договорились с социалистической

Мустафа Маушев

партией, пообещав ей 40 тысяч голосов. Всем нам известно, как закончились выборы для этой партии», – говорит М.Маушев, не исключая, что и сегодняшняя активизация может быть связана с предстоящими выборами.

Довольно странным назвал Маушев и то, что на митинге никому не известных в общем-то организаций присутствовало такое большое количество правоохранителей и СМИ, включая центральные телеканалы.

Действительно, у многих журналистов, присутствовавших на этой неделе на мероприятиях оппозиционных меджлису организаций, возникло ощущение, что организаторов бережно охраняют. Во время митинга от «трибуны» правоохранители тщательно оттесняли сторонников меджлиса. А во время пресс-конференции в «Информационном пресс-центре», человек по имени Владимир не пропускал лидера Лиги крымскотатарских женщин Сафинар Джемилеву и близких к междлису журналистов и активистов, при этом в зале присутствовали четыре милиционера и несколько сотрудников СБУ, а на первом этаже здания все время проведения мероприятия дежурили около десятка бойцов «Беркута».

Организаторы митинга и пресс-конференции говорят, что присутствие большого количества правоохранителей было мерой вынужденной: накануне они были уведомлены о провокациях и срыве их акции сторонниками меджлиса. Ринат Шаймарданов говорит, у организации в Меджлисе есть «свой человек», который и сообщил возможной провокации: «Перед началом митинга мы получили вполне достоверную информацию от одного из высокопоставленных членов Меджлиса, который питает к нашей организации определенные симпатии, что готовится провокация. Она заключалась в том, что ставленники Меджлиса будут стремиться захватить микрофон, присланные Меджлисом боевики оттеснят с трибуны нас, и дальше митинг будет проходить уже от его имени».

[xvid v=”press-23-11-11.flv”]

Журналистов, по словам главы «Себата» Шаймарданова, организаторы митинга вообще не приглашали, и их большое количество – тоже дело рук меджлиса. «Мы на этот митинг никого из представителей СМИ не приглашали. Мы только разместили объявление в газете, обзвонили своих ребят на полянах протеста, поэтому сами были удивлены присутствием представителей главных телеканалов Украины. Но после того, как мы получили информацию о готовящемся перехвате этого митинга, стало понятно, откуда взялось такое количество прессы», – говорит Шаймарданов. Он уверен, что камеры должны были зафиксировать, что «народ с Мустафой Джемилевым», а «кучка бородатых отщепенцев» пытается расколоть народ.

Опять земля

Внешность членов этой общественной организации, отличительной чертой которых является борода, наверняка, знакома уже и за пределами Крыма. Это участники полян протеста и своим предводителем они называют Данияла Аметова, отбывающего сейчас тюремное заключение. В ходе митинга с трибуны не раз звучало это имя и негативная роль Меджлиса в его аресте.

Однако, по информации одного из членов общественной организации «Авдет» Сервера Измайлова, который навещал на днях «короля самозахватов», Д.Аметов не одобряет действия себатовцев. «Даниял-агъа, узнав от меня о последних событиях и о позиции своих бывших единомышленников и соратников, просил передать ребятам от его имени, чтобы не выступали против меджлиса и Мустафы Джемилева. Он неодобрительно отнесся к их действиям», – сообщил «Центру» С.Измайлов. Глава «Авдета» при этом сообщил, что Даниял Аметов, ожидая ареста, своим преемником назначил Сейдамета Гемеджи.

Организаторы митинга и пресс-конференции не раз упоминали о своем лояльном отношении и к новой власти, однако вице-премьер Крыма Азиз Абдуллаев, присутствовавший на митинге, так и не получил возможность выступить и ознакомить присутствующих с информацией по решению земельной проблемы. Выглядело это более чем странно – ведь митинг заявлялся именно по земельной теме, и собравшиеся на нем участники самозахватов были заинтересованы в получении свежей официальной информации, тем более, что в Крыму – новый премьер-министр, причем это А.Могилев, памятный именно этим участникам полян протеста.

«Мы не приглашали на митинг никаких представителей власти, – объяснил глава «Себата» отказ члену СМ Крыма в выступлении. – Во-вторых, после того, как нам стало известно, что в ходе готовящейся провокации к микрофону подойдут члены меджлиса и тот же Азиз Абдуллаев, и формат мероприятия резко поменяется, мы решили, что к микрофону никто, кроме членов «Себата» и «Нового поколения» не подойдет».

Причиной раскола организации «Авдет» и образования «Себат», по словам Р.Шаймарданова, было заявление руководства меджлиса о том, что вопросы полян протеста будет решать меджлис, а не те люди, которые занимались ими в течение пяти лет. «Мы не раз обращались к меджлису за помощью, но всегда получали отказ, а тут вдруг такая заинтересованность земельными вопросами. Наши подозрения оправдались. Как только появились новости о продвижении земельного вопроса, меджлис стал ездить на поляны протеста, проводить там альтернативные собрания, создавать фальшивые списки и т.д.» – утверждает Шаймарданов.

В резолюции, принятой на митинге, сказано, что крымскотатарский народ требует от руководства Совмина вывести Р.Чубарова и З.Куртумерова из состава земельной комиссии, назначив вместо них представителей полян протеста.

Зевджет Куртумеров подтверждает, что в полномочия земельной комиссии входило формирование списков участников полян протеста по Симферополю и Симферопольскому району, но себатовцы в этих списках хотят видеть других людей. «Мало того, на некоторых массивах имелись резервные зоны, куда они могли вписать своих людей, но потом, после разрешения данного вопроса. Именно поэтому они всячески стремятся к тому, чтобы списки формировались участниками этих организаций, – говорит Куртумеров. – «Себат» утверждает, что списки формируются меджлисом, но это не так. На поля для составления списков выезжал от меджлиса только я, остальные – сотрудники Рескомзема, Рескомнаца, Симферопольского горсовета, УКСа горсовета. Поэтому голос меджлиса был представлен там на 5-10%».

По словам З.Куртумерова, «Себат» боится потерять возможность «манипулировать земельными участками», поэтому их лидеры против того, чтобы списки были сформированы без их участия.

Как уже говорилось, заявленной темой митинга 21 ноября были земельные вопросы и многие из участников митинга надеялись в очередной раз отметиться в списках посредством ставшей уже привычной для таких собраний переклички. Однако по окончании собрания, названного организаторами общенародным (на митинге присутствовали не более 500 человек, включая сторонников меджлиса и большое количество журналистов) неожиданно прозвучала резолюция об «импичменте» руководителей Меджлиса. То есть, митинг перешел на политические рельсы.

Ринат Шаймарданов утверждает, что инициатива принадлежит ветеранам крымскотатарского национального движения. «Несмотря на то, что целью митинга изначально были другие вопросы, после обращения к нам ветерана крымскотатарского национального движения Энвера Аметова, мы решили дать возможность ему выступить и рассказать о ветеранских настроениях, а также высказать свое мнение относительно руководства Меджлиса» – сообщил лидер «Себат».

Глава Меджлиса Мустафа Джемилев считает, что такая позиция некоторых участников национального движения крымских татар объясняется тем, что они не нашли себе применения в жизни после возвращения на Родину. «Среди тех, кто подписывал обращение против Меджлиса (28 человек), есть разные люди. Одни из них, действительно, активные участники национального движения, но, попав в тюрьму, сломались, хуже того, стали стукачами», – рассказал глава Меджлиса.

Трудно не заметить и странное совпадение: силы, противопоставляющие себя меджлису, активизируются сразу после смены власти. Подобные акции уже проводились после назначения в Крым Василия Джарты. Теперь всплеск активности пришелся на первые недели после назначения Анатолия Могилева. Думается, пройдет совсем немного времени, и истинное назначение этих маневров станет очевидным.