Налоговики обещают не «выбивать» долги и призывают к взаимности

Влада

В Украине завершается процесс реформирования налоговых органов. Во-первых, изменится название: вместо налоговой администрации будет  налоговая служба. Во-вторых, налоговики обещают изменить саму  философию работы с налогоплательщиками.  Отныне налоговые органы позиционируют себя как сервисная служба по работе с налогоплательщиками и обещают строить отношения с субъектами предпринимательской деятельности на основе партнерства, рассчитывая при этом, что желание сотрудничать будет взаимным, и налогоплательщики не будут уклоняться от уплаты налогов. О новых приоритетах в работе налоговой службы и методах борьбы с самыми распространенными схемами уклонения от уплаты налогов  шла речь на пресс-конференции, которую провел председатель Государственной налоговой службы в АР Крым Константин Циркун.

Итак, в 2012 году  основными приоритетами в работе налоговой службы станет, по словам Константина Циркуна,  поддержка налогоплательщиков и создание условий для ведения бизнеса. «Налоговая служба должна выступать как сервисная служба по работе с налогоплательщиками. Это наши приоритеты и мы хотим их соблюсти», — говорит К.Циркун.

Но  такое отношение будет только к добросовестным налогоплательщикам. Тем же, кто захочет использовать различные схемы уклонения от уплаты налогов, рекомендуют хорошенько подумать и вовремя остановиться, ибо механизм, как пресечь такие попытки, уже отработан. И, если верить словам главного крымского налоговика, метод «выбивания» долгов применяться не будет, воздействовать будут сугубо экономическими методами:«Для преобразований нужны экономические рычаги, а не силовые. Силовой метод сиюминутный».

К слову, в прошлом году, несмотря на то, что был введен мораторий на проведение проверок и их количество, по сравнению с 2010 годом, снизилось в два  раза, поступления в сводный бюджет автономии удалось увеличить на 31%, или на 1,7 миллиарда гривен, что составило 6,8 миллиарда гривен. По информации К. Циркуна, хоть количество проверок и снизилось, зато повысилась их  эффективность, так как проверялись только те предприятия, где были зафиксированы факторы риска. Среди них –  неадекватность  уплаты налогов, а это происходит только вследствие того, что на предприятии либо неэффективный менеджмент, либо предприятие испытывает временные трудности,  либо использует  схемы уклонения от уплаты налогов. Включение именно таких предприятий в план-график проверок способствовало тому, что эффективность проверок выросла на 30%. Помимо этого, возросла степень согласованности начисленных сумм финансовых санкций и степень их уплаты. Так, по результатам проверок в 2011 году предприятий, которые декларировали убытки и вследствие этого не платили налог на прибыль, 152 предприятиям убытки были уменьшены  как необоснованные, а 73 предприятия после проверки вообще были выведены из разряда убыточных.

Мораторий на проведение проверок предприятий малого бизнеса  продлен на первое полугодие 2012 года. По информации  К. Циркуна, такое  решение было принято руководством Государственной налоговой службы Украины, чтобы предприниматели смогли адаптироваться к изменениям в налоговом законодательстве, которые вступили в силу с начала года. Однако расслабляться не советуют. Как заметил глава налогового ведомства Крыма, мораторий  не означает вседозволенность. Поэтому проверки будут проводиться, но только по жалобам граждан, либо по информации иных государственных органов о том, что субъекты предпринимательской деятельности допускают нарушения.

В центре  внимания налоговиков Крыма в этом году будет  деятельность фирм, использующих различные схемы уклонения от уплаты налогов:  фиктивные фирмы,  «предприятия-транзитеры», деятельность которых приводит к повышению цен на продукты питания,  горюче-смазочные материалы и другие товары.

Показательные примеры их деятельности заметны нам ежедневно:  овощи и фрукты, которые выращивают у нас в Крыму, продаются по ценам, которые превышают средние по Украине.  Такая же ситуация и с бензином, что вызывает справедливые нарекания потребителей. Налоговики проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что некоторые предприятия используют  схемы,  которые способствуют накручиванию цен. «Что получается? Продукция, выращенная у нас, поступает в магазины напрямую, а документы идут через предприятия, расположенные в других областях: Киевской, Луганской, Одесской, Днепропетровской. Задача налоговой службы –  эти схемы разбить», —  сказал К. Циркун.

Каким образом это можно сделать, ведь не секрет, что те предприятия, которые используют такие схемы, пользуются покровительством, или, как говорят в народе, «крышуются»  влиятельными особами либо структурами? — поинтересовались у г-на Циркуна журналисты.

Константин Циркун

«Очень просто, — ответил он. — Если мы видим, что это профессиональный инструмент уклонения от уплаты налогов, то задача номер один –  лишить его свидетельства плательщика НДС. Без свидетельства плательщика НДС это предприятие никому не интересно. Абсолютно никому. Потому что дальше «выгодополучатели» не смогут от такого предприятия сформировать налоговый кредит».

По словам Константина  Циркуна, основанием для  лишения свидетельства плательщика НДС может, к примеру,  быть отсутствие фирмы по указанному в документах адресу. «В таком случае, налоговая милиция проводит опрос соседей, свидетелей, и если выясняется,что такого предприятия здесь нет и никогда не было, то  налоговая служба уведомляет госрегистратора о том, что предприятие отсутствует. Госрегистратор вносит изменения в госреестр и мы на основании этого ликвидируем свидетельство плательщика НДС», — раскрыл суть действия механизма Константин  Циркун.

Кстати, требование регистрировать налоговые накладные в Едином Реестре налоговых накладных —  это тоже один из методов по наведению порядка в сфере предпринимательской деятельности.  Как сообщал «Центр», с 1 января 2012 года обязательной регистрации в Едином реестре подлежат налоговые накладные, у которых сумма НДС свыше 10 тысяч гривен. Помимо этого, обязательной регистрации подлежат налоговые накладные, выписанные при осуществлении операций по поставке подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины. Причем, независимо от суммы налога на добавленную стоимость в одной налоговой накладной. Регистрация налоговых накладных в Едином реестре – это второй этап работы, с помощью которого налоговые органы смогут эффективнее выявлять  фиктивные фирмы,  «фирмы-транзитеры» и реально существующие предприятия,  применяющие в своей деятельности  противоправные схемы.

Первым шагом по наведению порядка, по словам К. Циркуна, было введение в 2008 году дополнительного отчета по НДС («додаток 5»), что позволило налоговикам увидеть контрагентов, партнеров по бизнесу того или иного предприятия.  «И тогда, кстати, было определенное сопротивление. Но это было принято и уже стало нормой»,— признал факт давления заинтересованных лиц К. Циркун. И вот теперь еще один шаг –  регистрация налоговых накладных в Едином реестре, что позволит налоговикам проследить не только контрагентов, но и прохождение операций. «Так как экономическая преступность чаще всего не ограничивается пределами одного региона, весь аналитический материал концентрируется и окончательно обрабатывается в налоговой службе Украины», – рассказал Константин Циркун.

По информации Государственной налоговой службы Украины, в автономии уже есть факты выявления таких субъектов предпринимательской деятельности. Списки с указанием предприятий поступают в налоговую службу автономии из ГНС Украины ежемесячно и по всем фактам проводятся проверки. В настоящее время отрабатываются «налоговые ямы» и «транзитеры», а также предприятия реального сектора экономики — «выгодополучатели», воспользовавшиеся их услугами. «В Крыму отслежены около двух процентов  от всех выявленных по Украине «налоговых ям», около двух процентов  – «транзитеров» и пять –  «выгодополучателей», — сообщает пресс-служба налогового ведомства.

Деятельность налоговой службы станет еще эффективнее, если субъекты предпринимательской деятельности перейдут на электронную форму отчетности.

По данным председателя Государственной налоговой службы в АР Крым, по состоянию на декабрь 2011 года в Крыму средствами телекоммуникационной связи отчитывались около 6,5 тысяч плательщиков НДС, или  93% налогоплательщиков, что превышает средний показатель по Украине. Среди физических лиц- предпринимателей отчеты в электронном виде подают также  93 процента. Подача отчетности в электронном виде, говорит глава ГНС в Крыму,  позволяет избежать ошибок, которые влекут за собой налоговые проверки и санкции, исключает непосредственное общение с инспектором, экономит время финансовых работников предприятия, уменьшает затраты на бумажный документооборот. «У нас стратегическая цель, чтобы  все подавали отчетность в электронном виде. Это удобно и для плательщика и для налоговой службы», — говорит  К. Циркун.

Сейчас в налоговая служба в АРК идет непростой  процесс реорганизации. В Верховной Раде и Совете министров Крыма, как того требует Конституция автономии, согласовываются кандидатуры заместителей председателя и руководителей налоговых служб в регионах. По словам Константина  Циркуна, претерпят изменения и некоторые подразделения налоговых служб: «Будем оптимизировать структуру, подразделения с одинаковыми функциями будем соединять». Такие меры приведут и к сокращению кадров. По словам председателя крымского налогового ведомства, планируется сократить 341 штатную единицу, но с учетом вакансий реально сокращено будет 68 человек: 29 в республиканском ведомстве и 39 – в инспекциях автономии. Процесс реорганизации планируют завершить в первом квартале 2012 года и все усилия будут подчинены главной задаче – наполнению доходной части бюджета путем уплаты налогов.