«Центр журналистских расследований» продолжает исследовать природу и происхождение денег, которыми в эти месяцы стали особенно щедро засевать электоральное поле. Международные долгосрочные наблюдатели европейской сети организаций ЕNЕМО на прошлой неделе обнародовали первый промежуточный отчет, в котором среди главных отклонений от европейских стандартов честных выборов названы использование админресурса, целая авоська технических партий и кандидатов, а также многочисленные случаи непрямого подкупа избирателей.
Все эти разновидности политического жульничества объединяют, среди прочего, теневые деньги.
Огромное количество технических кандидатов и партий, получивших право участвовать в формировании избирательных комиссий, “кормятся” грязными деньгами, которыми с этими «техничками» расплачиваются реальные игроки. Здесь выгоды аж две: первая – места в комиссиях, которые можно продать, вторая – выполнение грязной, но высокооплачиваемой работы в борьбе с конкурентами заказчика. Вычислить технических кандидатов очень просто – почитайте декларации. В первую очередь тех, которые уже засветились в СМИ благодаря своей гиперактивности в отрабатывании получки, или скандалах со сливами информации штабами кандидатов.
Последний пример – скандал с публикацией переписки людей с именами кандидатов от двух маргинальных партий («Объединенные левые и селяне» и Молодежной партии) с пиар-технологом крымского штаба Партии регионов Игорем Шпилием, из которой можно почерпнуть немало информации о легальных и нелегальных расходах штабов этих партий, целях их деятельности. Кандидаты Павел Золотарев и Сергей Куценко – мужчины, как говорят, в самом расцвете сил, без внешних признаков асоциальности и физической немощи. Но оба весь 2011 год сидели без работы и без копейки, о чем свидетельствуют прочерки в декларации. И это притом, что избираться в Симферополь один кандидат приехал из Киева, другой – из Запорожья. К счастью, нашлись добрые люди – приютили, обогрели. Ведь из избирательного фонда оплачивать себе жилье и еду нельзя. А тут еще и по 13,5 тысяч гривен залога с каждого кандидата, который вносят до того, как открывается счет избирательного фонда партии.
Но это пустяки по сравнению с тем, что скрывают декларации известных людей, и от чего подламываются ножки у партийных “тумбочек”, откуда и извлекают премии для кандидатов-«техничек». Выходит, мы с вами сами должны установить, кто врет, а кто честно задекларировал свои доходы и имущество. Что мы и продолжаем делать.
Агитационный тур по Крыму на этой неделе завершил лидер партии УДАР Виталий Кличко. Партия эта по украинским меркам еще достаточно молода, но уже претендует на 15% мест в парламенте будущего созыва. Агитация, сфокусированная в основном на образе лидера, знакомого в стране даже младенцу, с сентября стала стремительно набирать обороты, а, значит, и увеличивать затраты. Это обстоятельство стало еще одним поводом задать Виталию Кличко вопрос: кто оплачивает кампанию?
«Я готов назвать приблизительный бюджет, – ответил Кличко. – Мы просчитывали, что эта кампания обойдется нам приблизительно в 90 миллионов гривен. Большую часть, примерно треть от этой суммы я плачу сам. Основные затраты – внешние носители, телевизионная реклама и содержание наших штабов, заработные платы».
Фамилии остальных жертвователей, которые формируют 2/3 бюджета избирательной кампании партии, Виталий Кличко не называет. Объясняет тем, что на спонсоров могут оказывать давление, а некоторые уже попали под пресс правоохранителей. «Я благодарен тем людям, представителям малого и среднего бизнеса которые в регионах взяли на себя часть финансирования избирательной кампании. Я не хотел бы называть фамилии. Объясню, почему. По надуманным вещам открываются уголовные дела. Идет колоссальное давление налоговой, прокуратуры, милиции на тех людей, которые нас поддерживают», – говорит Кличко.
Итак, самым щедрым спонсором партии выступил ее лидер, вложив в избирательную кампанию, по его же словам, около 30 миллионов гривен. Теперь же посмотрим, какие суммы доходов задекларировал боксер-миллионер в 2011 году.
Исходя из декларации о доходах, в прошлом году Виталий Кличко в Украине не заработал ни копейки. Зато заграницей его заработок составил 4,7 миллиона долларов США (эквивалент в гривнах – 37,8 миллионов). В том же году около 30 миллионов гривен Кличко положил на банковские счета, опять же, заграницей. Всего же на депозите у боксера, согласно декларации, в 2011 году было более 82 миллионов гривен. То есть, возможность столь солидного личного взноса в избирательную кампанию декларация Кличко подтверждает, а перевод средств в украинский банк (для того, чтобы законно финансировать партию и избирательный фонд), конечно же, дело пустяковое.
Смутило другое. В графе, куда необходимо вписывать личные транспортные средства, Виталий Кличко поставил прочерк. Но в многочисленных интервью на протяжении всех лет своей звездной биографии Кличко рассказывал о своей любви к автомобилям, о новых приобретениях и подарках братьев друг другу, а в 2007 году и вовсе стал обладателем отечественного внедорожника «Вепрь», выпущенного в единственном экземпляре.
Весной 2012 года Кличко в интервью телеведущему Андрею Мочанову рассказал, что любит ездить за рулем сам. Автомобили должны быть непременно большие – в другие спортсмен просто не помещается. По воспоминаниям Кличко, когда-то с «девятки» он пересел на Grand Cherokee, иногда ездит на Range Rover. Хотел приобрести мечту детства, Lamborgini, но пришлось передумать – в нее он тоже не влез.
Кличко рассказывает о пристрастии к автомобилям и своем автопарке с 45-й секунды
Не исключено, что Виталий Кличко не лукавил, когда ставил прочерки в декларации. Его автопарк вполне может быть оформлен на родственников или друзей. Но тогда снова возникает вопрос – почему?
В целом же заметим, что декларация, которую соискатели депутатского мандата подают в ЦИК, не дает нам представления о доходах и материальном состоянии кандидата в реальном времени, поскольку охватывает период только за 2011 год, ко дню голосования информация устаревает на 10 месяцев. Точно так же, как и финансовые отчеты партий, на основании которых мы можем судить о реальности финансирования из партийной кассы основных затрат на предвыборную кампанию. Оперативная информация о наполнении счетов партий и избирательных фондов закрыта даже для нерядовых членов, поэтому остается только изумляться, когда “новорожденные” партии выходят в лидеры по затратам на телерекламу. В июле тот же Виталий Кличко в эфире “5 канала” задавался вопросами об источниках финансирования партии Натальи Королевской “Украина – вперед!”.
“Я путешествую по всей стране и вижу количество билбородов. Каждый второй билборд в Украине – Наталия Королевская. Когда я включаю телевизор, каждая вторая реклама – Наталия Королевская. Я задаю себе вопрос, какие огромные деньги должны быть у этой политической силы? А откуда деньги?”, – вопрошал Кличко.
Эти же вопросы, напомним, 23 августа задали Наталье Королевской и мы. Но она так и не выполнила публично данное обещание опубликовать информацию об источниках формирования избирательного фонда и, в частности, о ее собственном взносе. Вместо этого пресс-служба партии опубликовала новость о том, как один из лидеров избирательного списка, футболист Андрей Шевченко пожертвовал на избирательную кампанию 10 миллионов гривен. Однако заметим, речь шла об избирательном фонде. А закон устанавливает ограничение – пожертвование физлица в избирательный фонд партии не должен превышать размера 400 минимальных зарплат, это – чуть более 440 тысяч гривен. То есть, деньги могли быть перечислены на счет партии, и лишь затем – в избирательный фонд. В этом случае ни по суммам, ни по количеству перечислений закон политиков не ограничивает. Такой же маневр должен был применить и Виталий Кличко со своим взносом в 30 миллионов, чтобы избежать нарушения закона.
Такая схема в странах Совета Европы давно изжита – взносы из партийных касс также ограничены, чтобы сделать инвестиции в политику максимально прозрачными, а расходы на агитацию уменьшить до разумных пределов. Виталий Кличко соглашается, что в Украине также необходимо ввести ограничения на размер избирательного фонда, и четко прописать нормы закона, чтобы не допустить теневого финансирования политических сил, которое наблюдается сегодня.
«У нас, к большому сожалению, не прописаны четкие правила, и эти правила должны быть равными для политических партий. Так как на сегодняшний день многие из партий, особенно партии, близкие к власти, используют не только административный, но и колоссальный финансовый ресурс, которым они владеют», – говорит Кличко.
Одно из самых провальных (с точки зрения борьбы с коррупцией) мест закона о выборах народных депутатов – это отсутствие полномочий у Центризбиркома проверять достоверность поданных кандидатами деклараций, нет такого права теперь и у налоговой администрации – в новом налоговом кодексе такие полномочия налоговой не предусмотрели. Наказание в виде штрафа может быть применено только за несвоевременно поданную в ЦИК декларацию – до 13,5 тысяч гривен.
Таким образом, нам надлежит самим определять достоверность указанных в декларациях данных, чтобы судить о честности кандидата. Делать это просто – Google вам в помощь. Для примера возьмем лицо публичное, активность которого постоянно оставляет следы в публикациях СМИ. «Золотой голос» и второй номер избирательного списка Партии регионов Таисия Повалий считается одной из самых состоятельных представительниц украинской эстрады – размеры ее гонораров, как и цены на билеты, вы легко найдете в Интернете.
Согласно поданной в ЦИК декларации, в 2011 году доходы Повалий составили более 3 миллионов гривен. Однако 2,3 миллиона гривен певица получила за продажу недвижимости. А доход от профессиональной деятельности певицы, по ее же декларации, составил всего около полумиллиона гривен. Почти столько же заработал ее муж и по совместительству продюсер Игорь Лихута. Ни дома, ни земли у звездной пары по декларации нет. Нет у них банковских счетов, не декларировали они и заработки заграницей.
Но вот данные СМИ существенно разнятся с декларацией Повалий. По рейтингу журнала «Фокус», в сезон 2011-2012 года она заработала 1,3 миллиона долларов, или около 10 миллионов гривен. Более того, артистка постоянно гастролирует по странам СНГ, а в 2011 году даже отправилась в тур на Дальний Восток. В сопровождении, следует понимать, мужа и продюсера Игоря Лихуты. Однако в графах о доходах, полученных заграницей, у звездной пары стоят прочерки. По данным агентств, которые регулярно сообщают СМИ размеры гонораров звезд, выступление Таисии Повалий стоит в среднем 30 тысяч евро. Ни одна такая публикация певицей или ее продюсером опровергнута не была. Да чего уж там – о купленном в кредит таунхаусе в Испании певица в феврале 2012 года рассказала газете “Факты”. А вот избирателю – не рассказала, оставив декларацию почти пустой. Да и о доме в Киевской области певица тоже, видимо, позабыла (на интерьер можно посмотреть здесь).
Несмотря на то, что открытость кошельков кандидатов в народные депутаты выглядит несколько бутафорской, и ответственность за недостоверность таких данных фактически не предусмотрена, сами они могут оскорбиться, если усомниться в их искренности. В одной из наших прошлых программ мы рассматривали декларацию кандидата-списочника от Партии регионов Рустама Темиргалиева. Сверив с декларацией суммы взносов в уставные фонды фирм Темиргалиевых, которые уже попадали в поле зрения СМИ благодаря земельным скандалам, мы насчитали недостачу на сумму около 230 тысяч гривен. От интервью кандидат тогда отказался, но частично ответил на наши вопросы в сети Facebook. Объяснить несоответствие данных Темиргалиев сразу не смог, попросил отсрочку. Мы в свою очередь заверили политика, что предоставленная позже информация будет опубликована в ближайшем выпуске нашей программы и ее текстовой версии на сайте «Центра».
Но вместо того, чтобы соблюдать договоренность, Рустам Темиргалиев сначала публично, в том же Facebook, поразмышлял о возможности иска в суд, а позже, не ставя в известность журналиста, пришел на круглый стол движения «ЧЕСТНО». Цель – обвинить автора материала лично и «Центр журналистских расследований» в целом в необъективности и использовании «черных технологий». Надо полагать, чтобы навредить репутации кандидата №151 в списке регионалов.
«Недавно журналист «Центра» Сергей Мокрушин обратился ко мне через социальную сеть Facebook с сомнениями в правильности поданной мной декларации. Меня заподозрили в нарушении декларации в 200 тысяч гривен, – посетовал Темиргалиев. – Я попросил время, чтобы сделать запрос в соответствующие фонды. По факту я получил ответ позже, однако на следующий день в эфире Черноморской ТРК эти подозрения были высказаны в мой адрес, также на сайте investigator.org.ua эти данные были официально опубликованы».
Далее кандидат стал демонстрировать сидящим за столом выдержку из ЕГРПОУ. «Сегодня у меня есть официальный документ по одной из компаний, где указано, что ни я, ни члены моей семьи к «Крымской добывающей компании» не имеют никакого отношения. То есть, я вправе сегодня заподозрить определенное СМИ, определенного журналиста в заангажированности и использовании черных технологий”, – разошелся кандидат.
Итак, в качестве доказательства нашей заангажированности Рустам Темиргалиев принес на круглый стол выдержку из ЕГРПОУ, которая свидетельствует о том, что учредителем «Крымской добывающей компании» стала компания, зарегистрированная на Кипре.
Но, во-первых, несоответствий с декларацией Темиргалиева мы нашли на большую сумму, нежели взнос в фонд этой фирмы, а во-вторых, выдержка из государственного реестра была получена в августе 2012 года. А мы говорили о декларации за 2011 год.
Рустам Темиргалиев согласился с нами, что необходим документ, раскрывающий состав учредителей «КДК» за тот же 2011-й год. С тем и ушел, обещав предоставить надлежащий документ, который мы, в свою очередь, снова обещаем опубликовать вместе с его заявлением.
Но вечером в эфире ГТРК Крым вышел сюжет об этой истории. О том, что публично продемонстрированный кандидатом документ фактически ни о чем в данной ситуации не свидетельствует, не было сказано ни слова. На прошлой неделе со служебной почты постоянной комиссии Верховной Рады Крыма в адрес «Центра» был отправлен текст заявления кандидата №151 Рустама Темиргалиева.
Еще раз повторяем: мы его обязательно опубликуем. Но только после того, как получим обещанные месяц назад документы. Ведь договоренности надо соблюдать, и только потом жаловаться в соцсетях и на круглых столах. Не так ли, Рустам Ильмирович?