Совет министров Крыма дал согласие на выделение в аренду двух участков земли на территории железнодорожного вокзала в Симферополе для строительства пригородного автовокзала. Но если оформлением двух гектаров земли займется будущий заказчик строительства – Главное управление капитального строительства при Совете министров Крыма, то со вторым участком на 0,85 га ситуация несколько интереснее. Земля под будущим государственным объектом отводится в аренду на 49 лет частной компании – обществу с ограниченной ответственностью «Юждорстрой-Транс».
Созвучность названия этой структуры с хроническим победителем дорожных тендеров – ОАО «Юждорстой» – не случайна, это дочка фирмы крымского депутата-регионала Аржанцева и его более крупного партнера Кирюшко. И никто бы особо не удивился, что фирма из уже испытанной в распилах бюджетных подрядов обоймы стала бы подрядчиком еще одного объекта. Но строительство пригородного автовокзала и развязки, по разным оценкам, тянет на полмиллиарда гривен, земля под него конкретной частной фирме уже выделяется, а объявления о тендере на его реализацию нам найти так и не удалось. Перцу в этом деле придает и то обстоятельство, что во главе «Юждорстрой-Транс» стоит хорошо знакомый нам Сергей Клочков, экс-замдиректора фирмы-призрака «Строй-центр 2», отхватившей строительных подрядов на четверть миллиарда, и ликвидированной, не дожидаясь их выполнения. Но сюжет этой истории оказался еще круче, потому как господин Клочков глубоко погружен в семейный бизнес одного из вице-премьеров Крыма.
Но к стройке готовятся в такой тишине и неведении общества, будто чиновники стесняются своих же грандиозных проектов. Мы направили в Совет министров Крыма и его главное управление по капитальному строительству информационные запросы. С просьбой – разъяснить, какие работы запланированы на территории вокзала, и на каком основании учрежденная четыре месяца назад фирма получила почти гектар земли под строительство объекта, объявления о тендере на который мы так и не нашли. Начальник ГлавУКС Вадим Мороз ответил на запрос ничем – сообщил, что проект на стадии разработки, а значит указать, что будет построено на вверенном участке, он пока не может. Пока мы ждем официального ответа на главный вопрос – на каких основаниях “Юждорстрой-Транс” получит в аренду землю, давайте пристальнее посмотрим, кто же с большой долей вероятности получит очередной крупный подряд на строительство.
Фирма «Юждорстрой-Транс», как мы уже говорили, была создана сравнительно недавно – в марте 2013 года. Но сайт госпредприятия «Информационно-ресурсный центр» указывает – директор фирмы – уже знакомый нам Сергей Клочков. Название же фирмы «Юждорстрой-Транс» не просто созвучно имени акционерного общества «Юждорстрой» – эти юрлица прописаны по одному адресу, а по телефонам предприятий подтверждают, что «Юждорстрой-Транс» – по сути дочка ОАО «Юждорстрой», руководителем которого является крымский депутат-регионал Игорь Аржанцев. Этому удачливому победителю множества тендеров по строительству и ремонту наших дорог был посвящен не один расследовательский материал. Ведь только в 2012 году их структуры получили госзаказов на сумму свыше 200 миллионов гривен.
Делаем промежуточный вывод. Накануне реализации очередного вкусного проекта создается новая фирма, упакованная надежными и проверенными в тендерных делах людьми. При этом руководство дочерней структуры крымских товарищей усилено представителем макеевской команды, поднаторевшим на схеме использования фирмы-прокладки. И все это расположено прямо под бюджетным выменем – кабинет председателя правления «Юждорстроя» находится буквально напротив кабинета замначальника государственного Крымавтодора. Вместе, надо полагать, и пилить будет веселее.
Все наши попытки связаться по телефону с директором «Юждорстрой-Транс» Сергеем Клочковым были безуспешны. Впрочем, на наши звонки он не реагирует с тех пор, как не смог внятно ответить ни на один вопрос нашего корреспондента по поводу соответствия «Строй-центра 2» квалификационным требованиям строительных тендеров, которые фирма один за другим выигрывала. А “офис” фирмы на стадии ремонта, который однажды демонстрировал нам Клочков, оказался обыкновенной квартирой.
Но отсутствие желания у Сергея Клочкова отвечать на вопросы не освобождает нас от обязанности изучить трудовую биографию будущего руководителя грандиозной стройки. Как оказалось, с Крымом он связан давно и проявил себя в в разных сферах.
Сергей Клочков до 2005 года был директором фирмы «Алуштинский филиал кинообъединения «Таврический кинофонд», которая, правда, отметилось не в развитии киноиндустрии, а строительством элитного жилого комплекса на улице Платановой в Алуште. Еще более примечательно это предприятие тем, что в его учредителях тогда значился нынешний крымский вице-премьер Георгий Псарев с супругой Викторией, а также завезенный в Крым в так называемом «макеевском эшелоне» Дмитрий Татаров, который с 2012 года возглавляет Рескомом по охране окружающей среды. Бизнес-связи с семьей крымского вице-премьера Сергей Клочков поддерживает до сих пор – он является директором фирмы «Эспланада», соучредителем которого является мать Геогрия Псарева Татьяна. К слову, Татьяна Псарева еще и бизнес-партнер вдовы убитого в 2004 году депутата Алуштинского горсовета Николая Суханека, Елены Суханек – еще в 2005 году они обе числились учредителями ООО «Логос-плюс».
Отметился Сергей Клочков и в качестве директора «Юго-восточной сырьевой компании», которая в 2008 году занималась добычей песка в Севастополе. Сейчас Сергей Клочков является соучредителем фирмы «Геотехника-Керчь», в ноябре 2012 года получившей согласование Совмина Крыма на предоставление в пользование недр для добычи полезных ископаемых Верхне-Чурбашского техногенного месторождения, что в 10 километрах от Керчи.
Примечательно также, что биография Клочкова была тесно связана с группой компаний «Данко кэпитал», основанной убитым в 1996 году донецким бизнесменом Александром Момотом, часть активов которой впоследствии поглотили структуры Рината Ахметова.
Одновременно с руководством «Строй-центром 2» в 2011 году Сергей Клочков числился директором фирмы «Данко индастриз», а до 2010 руководил фирмой «Аракс», учредителем которой на тот момент была фирма «Данко технолоджиз».
Учитывая очень тесные деловые связи Сергея Клочкова и семьи крымского вице-премьера, мы решили узнать у самого Георгия Псарева – насколько близко он знаком с этим человеком, и как тот умудрился получить согласование Совмина на аренду почти гектара земли для фирмы, которой четыре месяца от роду. Георгий Псарев от связей с давним бизнес-партнером открестился лаконично, сказав, что с Клочковым «не знаком».
Но основаниями опасаться за судьбу бюджетных денег и подрядов для нас является не личность Сергея Клочкова, и даже не его биография, а реальные успехи в сфере дорожного ремонта и строительства в Крыму. Дорогу в Профессорский уголок в Алуште ремонтировали субподрядчики «Строй-центра 2» – тендер провели в конце 2011 года. И уже в 2012 году серьезно поврежденную штормом дорогу пришлось восстанавливать.
Ветки закатывали в асфальт – по такой технологии «Строй-центр 2» выполнял капитальный ремонт улицы Кирова в Керчи. Результат – в 2012 году улицу снова понадобилось ремонтировать. О гарантийном обслуживании и речи быть не может – иначе Совмину не пришлось бы направлять на ремонт свежеотремонтированной дороги еще почти 100 тысяч гривен.
Мы снова поделились нашими сомнениями в добросовестности руководства новой фирмы с премьер-министром Крыма Анатолием Могилевым. Дать четкий ответ, на каком основании свежеиспеченная фирма получит в аренду землю, крымский премьер не смог. Но обещал разобраться. Помнится, Анатолий Могилев точно так же обещал разобраться с ЧП «Строй-центр 2» в самый разгар получения ею бюджетных подрядов. Пока разбирались, фирма начала ликвидацию. Но теперь крымскому премьеру разбираться будет легче –он может спрашивать со своего заместителя Георгия Псарева. Надо полагать, хотя бы перед шефом он не будет отрицать очевидные связи.
Смотреть программу “Вопрос национальной безопасности” от 25 июня 2013 г.