На утро сегодняшнего дня число журналистов украинских и иностранных СМИ, пострадавших за двое суток при освещении событий на подступах к правительственному кварталу в Киеве, достигло 35 человек.
Журналисты – не нарушители общественного порядка (а спецсредства законно можно применять только к ним!). Они на работе и в руках у них – не бутылки с зажигательной смесью или оружие, а камеры, фотоаппараты, микрофоны, оборудование для онлайн-трансляций. На них – оранжевые жилеты и другая одежда с надписью «Пресса», на шее у всех висят бейджи/пресс-карты. То есть, их легко идентифицировать как журналистов – людей, чья законная профессиональная деятельность особо охраняется законом, а воспрепятствование ей – карается Уголовным кодексом.
Однако свидетельства пострадавших коллег и характер ранений и увечий дает основания полагать, что применение спецсредств в отношении журналистов ведется прицельно и намеренно. По крайней мере, 14 из 35 считают именно так, пишет Институт массовой информации. И каждое новое сообщение о пострадавших коллегах, равно как и отсутствие информации о том, что кто-либо привлекается к ответственности за незаконное применение ранившего их травматического оружия или гранаты, эту версию подтверждает.
При этом, контрверсия «стреляли в нарушителя – случайно попали в журналиста» не проходит. Потому что и в отношении нарушителя действовать так, как действуют сотрудники милиции на Грушевского, нельзя. Поясним, иллюстрируя зафиксированными на фото и видео последствиями ранений, полученных журналистами вследствие применения спецсредств.
Применение спецсредств к нарушителям общественного порядка (и в других, предусмотренных законом «О милиции» случаях) регулируется «Правилами применения специальных средств при охране общественного порядка», утвержденных постановлением украинского правительства в 1991 году, действующее поныне с последующими изменениями, конечно. Читаем раздел III – «Особенности применения средств активной обороны и обеспечения специальных операций».
«15 . Светошумовые средства отвлекающего действия (светошумовая граната “Заря”, светошумовое устройство “Пламя”) применяются на расстоянии не ближе двух метров от человека».
“17 . При применении слезоточивых веществ запрещается прицельная стрельба по правонарушителям, разбрасывание и отстрел гранат в толпу, повторное применение их в пределах зоны поражения в период действия этих веществ”.
Однако на сегодня 16 журналистов, пострадавших во время освещения событий на улице Грушевского в Киеве 19 и 20 января, получили травмы от светошумовых гранат, которые в них попали, либо разорвались в непосредственной близости. Фотокорреспонденту российской «Новой газеты» Евгению Фельдману гранатой разбили нос, а корреспонденту газеты “Вести” Вячеславу Веремию осколок попал в левый глаз. Редактору неженского интернет-издания “Уездные новости” Игорю Волосянкину граната попала в спину. Оператору Яныку Фалькевичу осколком гранаты рассекло бровь. Кроме того, на заснятых им кадрах четко видно, как правоохранители кидают гранаты прямо в толпу, и взрываются они непосредственно под ногами стоящих людей. (Осторожно, присутствует ненормативная лексика!)
От разрыва светошумовой гранаты в ночь на 20 января пострадали журналист «Радио Свобода» Игорь Исхаков и координатор-стример Spilno.tv Галина Садомцева. У них многочисленные ссадины и ушибы.
Осколки гранат пришлось вытаскивать врачам из ног журналиста Интернет-издания ВО «Свобода» Владимира Тищенко и фотокорреспондента парламентской газеты «Голос Украины» Александра Клименко. “У ног взорвалась граната в 20.40. Дыра в ноге и дырка на щеке. В 9 -й больнице доктор вынул из ноги кусок джинсов и три пластмассовых осколка”, – написал Клименко на своей странице в Facebook.
Корреспондент российского телеканала «РенТВ» Станислав Григорьев находится в больнице с подозрением на открытый перелом ноги.
С гипсом на правом плече выписан из больницы пострадавший от взрыва светошумовой гранаты фотокорреспондент “Комментариев” Александр Брамс.
Также травмированы осколками светошумовых гранат оператор канала «24 »Александр Ковалевський, стример, оператор и один из основателей Spilno.tv Тимур Ибрагимов, Тимур Бедерничек и Богдана Бабич, журналист СТБ Алексей Симаков, редактор сайта журнала “Критика” Данил Евтухов.
От взрывов газовых гранат пострадали оператор канала “1 +1” и внештатный фотограф газеты “День” Иван Любиш-Кирдей и журналистка «Чрезвичайних новин» на канале ICTV Юлия Крук. Оба получили отравления слезоточивым газом. У Любиш-Кирдей – многочисленные царапины на ногах, разорванные брюки и обувь.
Читаем “«Правила применения специальных средств при охране общественного порядка» далее:
“19 . Патроны с резиновой пулей ударного непроницаемого действия ” Волна -р” отстреливаются с помощью специального карабина на расстоянии не ближе 40 метров от человека и только по нижней части ног”.
14 журналистов на Грушевского были обстреляны правоохранителями из травматического оружия. И только у одного из них – корреспондентки канала «1+1» Натальи Песни – ранена нога. Во всех остальных случаях пули попадали в руки и головы журналистов.
Так, журналисту и оператору Spilno.tv Анатолию Лазаренко в прямом эфире прострелили руку, невзирая на крики: «Пресса!». Оператору Spilno.tv Антону Бережному пуля попала в палец на руке. Журналист «Радио Свобода» Игорь Исхаков сумел заснять на видео, как в него целится сотрудник правоохранительных органов.
Резиновые пули попали в глаза оператору «ICTV» Владимиру Зинченко и журналисту издания «Український тиждень» Роману Малко.
В журналиста украинского молодежного информационного агентства Павла Иванова попали сразу четыре пули. Три нашли в каске, одна – в голове. “Волна-р”, еще раз заметим, пули не проникающего действия, однако становятся таковыми, если ими стрелять с близкого расстояния. Резиновые пули попали также в экс-главреда московской газеты «Мой район» Дмитрия Сурина и двух пострадавших также от светошумовых гранат журналистов – Владимира Тищенко и Даниила Евтухова. Оператору «ГромадськеТБ» Владу Бовтруку пули попали в живот и ногу.
Техника спасла от ранений операторов «5 телеканала» Юрия Усика и Ивана Наконечного. Резиновые пули попали в видеокамеры. “Такое вот новое “оборудование” мне пришло в камеру. Хорошо, что не в голову” , – цитирует Наконечного его коллега Инна Неродик, которая и сообщила в Facebook о случившемся.
19 января правоохранители выстрелом попали в планшет журналиста «ГромадськеТБ» Богдана Кутепова. Планшет с наклейкой “Пресса” уцелел, но след остался.
Особо отметим, что данные Правила применения спецсредств обязывают сотрудников милиции после каждого случая применения спецсредств «в кратчайшие сроки обеспечить представление потерпевшим необходимой помощи».
Вы слышали о подобных случаях? К сожалению, есть сообщения другие – о случаях, когда раненных отлавливали и увозили в “околотки” и СИЗО.
Теперь посмотрим, кого же законодательство устанавливает ответственным за законность применения специальных средств. Пункт 10 «Правил» цитируем полностью, так как здесь – весь перечень цепочки ответственных, включая самого главного:
«10 . Начальники органов и учреждений внутренних дел, командиры соединений и частей внутренних войск должны систематически проводить работу по обеспечению законности применения специальных средств, привлекать согласно действующему законодательству к ответственности лиц, допустивших их неправомерное использование; организовывать обучение личного состава применению специальных средств и подготовку квалифицированных специалистов-инструкторов по утвержденной программе; выдавать личному составу специальные средства только после составления каждым из них зачетов по правилам и порядка их применения.
Ответственность за организацию работы по обеспечению законности применения специальных средств при охране общественного порядка возлагается на Министра внутренних дел».