Такого в Крыму еще не видели: при всех переворотах и землетрясениях во власти суды, а тем более – бывший Верховный, а ныне Апелляционный суд автономии были самыми стабильными, а отчасти и самыми неприкасаемыми инстанциями. Но сегодня, как сообщили «Центру» сотрудники суда, около полудня в кабинетах Апелляционного суда АРК начались обыски, проводимые сотрудниками прокуратуры и СБУ. Прибывшие первыми на место событий, корреспонденты «Центра» убедились: в коридорах суда расставлены бойцы спецподразделения СБУ «Альфа», к кабинетам, где проводится обыск и выемка документов – не подойти.
На подходе к совещательной комнате (каб. 123), где также работали силовики, корреспондент «Центра» поинтересовался у людей в форме и гражданском, явно руководивших обыском, есть ли у них санкция суда на проведение обыска. Не представившись, они ответили: «есть». Но сам документ так и не показали. Когда же в здании суда появились корреспонденты других СМИ, «Альфе» было приказано очистить коридор от журналистов – якобы представители прессы мешали проводить следственные действия. Очистили.
Поиски остальных помещений, где проводились следственные действия, превратились в настоящий «квест». Те, кому доводилось бывать в здании Апелляционного суда Крыма, должны помнить, что путь на второй этаж прегражден дверью с «чиповым» замком. Как только журналисты начинали подниматься по лестнице, слышался звук защелкивающегося замка и удаляющихся шагов. Приходилось просить сотрудников суда дверь отпереть. На третьем этаже – та же картина: на лестничной площадке дежурит «Альфа», рядом – мешок с инструментом, явно предназначенным для взлома.
Остальные кабинеты, где производились обыск и выемка, найти не удалось – опознавательных табличек на дверях нет, бойцов «Альфы», четко обозначивших обыскиваемый кабинет на первом этаже, рядом с кабинетами третьего этажа тоже не оказалось. «Альфа» была замечена журналистами также на втором этаже, но, увидев видеокамеры, бойцы СБУ прикрыли глаза руками и ретировались. Кабинеты, возле которых были замечены силовики, оказались заперты.
Вскоре оказалось, что не все то, что искали СБУ и прокуратура, находится в здании Апелляционного суда Крыма. Вышедшие через черный ход Апелляционного суда правоохранители под руководством старшего следователя по особо важным делам прокуратуры АРК Арсения Суходолова, вместе с понятыми, целеустремленно направились к соседнему зданию общежития №1 Медицинского университета им. Георгиевского.
В фойе общежития следователь подробно расспросил вахтера о том, студенты из каких стран здесь проживают, есть ли здесь объекты общепита или магазины. Узнав, что магазин есть, Суходолов уточнил: продуктовый или хозяйственный? Оказалось, что продуктовый. Также задал свой вопрос и сопровождавший Суходолова человек в гражданском. Его интересовало: торгуют ли здесь компьютерной техникой? Ответ был отрицательным.
Развернувшись, следователь Суходолов направился прямо в искомый магазин, остальные правоохранители и журналисты – следом. Где именно в многоэтажном общежитии находится точка торговли, следователь, скорее всего, знал заранее – во всяком случае, у вахтера он об этом не спрашивал.
В маленькой продуктовой лавке следователь обнаружил искомое: системный блок персонального компьютера, лежавший за прилавком.
«Это сегодня утром два молодых человека из Апелляционного суда принесли. Попросили, чтобы немножко тут постояло», – пояснила продавщица Марина Толочко.
«А зачем?» – спросил Суходолов
«Я даже не знаю. Дело в том, что тут студенты иногда продают аппаратуру. И я просто подумала, что они купили, тяжело было нести, и буквально на пару минут. Они сказали: «Это ненадолго, мы сейчас заберем», – объяснила женщина за прилавком.
Началась опись находки. Оказалось, что системный блок «не в комплекте». Во-первых, сверху «коробки» покоился вырванный со шлейфом CD-дисковод. Во-вторых, на системном блоке отсутствовала боковая крышка, на которую, судя по всему, был нанесен инвентарный номер. В протокол пришлось записать лишь номер наклейки, обозначающей легально установленную операционную систему.
После короткого перерыва, объявленного до приезда специалиста для взятия отпечатков пальцев с дисковода и корпуса системного блока, следственные действия возобновились. И тут подозрения в том, что следователь заранее знал, что и где искать, подтвердились. В магазин вошел человек в гражданском. «Ничего не говорите, просто посмотрите», – сказал Суходолов вошедшему. «Он», – сказал неизвестный и спешно покинул помещение.
Позже, когда эксперт уже снял отпечатки пальцев с CD-дисковода и намеревался приняться за корпус системного блока, стало известно о том, что была обнаружена недостающая часть корпуса. Все попытки журналистов получить хоть какую-то информацию по сути происходящего от следователя Суходолова и товарища в штатском закончились советом последних обратиться в пресс-службы прокуратуры и СБУ. Телефоны последних, думается, сегодня должны были сгореть от непрекращающихся звонков журналистов. Однако ни одно, ни другое ведомство никакую информацию общественности не предоставило, хотя, к примеру, в прокуратуре обещали дать официальный комментарий в течение дня.
Между тем, как сообщил «Центру» источник в прокуратуре Крыма, обыски и изъятия документов в Апелляционном суде Крыма проводились в рамках уголовного дела, возбужденного по факту превышения служебных полномочий и нарушений в сфере охраны государственной тайны. Источник отказался уточнить, в чем же состоит состав и событие преступления, которое вменяется должностным лицам Апелляционного суда. Однако сообщил, что «делу присвоен гриф секретности».
То, что грифом не закроешь – обыски и выемку наблюдали десятки людей – свидетельствует о том, что в данной ситуации все не так однозначно, как могло бы показаться. Странное совпадение: указанные действия правоохранители проводили именно в тот день, когда председателя Апелляционного суда Сергея Лунина не было не только на рабочем месте, но и в Крыму – он был в Киеве. Второй момент: обыск в суде мог проводиться только и только на основании соответствующего постановления суда. Однако, как сообщил «Центру» Сергей Лунин, по его информации, такое решение ни один суд не выносил. «Старший следователь прокуратуры АРК Алексей Морозов отказался предоставить копию постановления сотрудникам суда. Постановление подписано следователем и, насколько мне известно, обыск не был согласован с прокурором Крыма Степаном Молицким», – сказал С.Лунин.
Еще большую неясности в ситуацию вносит осведомленность следователя Суходолова, который, судя по всему, загодя знал, где именно находится системный блок.
Если обыски действительно проводились без постановления суда , а лишь по постановлению следователя, тогда отсутствие официального сообщения прокуратуры АРК можно воспринимать как косвенное подтверждение слов Лунина.