Протисухотною оздоровицею Південнобережжя Криму було визнане ще в позаминулому столітті, завдяки цілющому клімату – свого роду коктейлю з гірського повітря, морського бризу і фітонцидів хвойних лісів. Ці ж природні умови – гори, ліси і безпосередня близькість до моря завжди приваблювали і тих, хто міг дозволити собі купити «шматочок раю» на березі Чорного моря.
Відчутного удару протисухотним санаторіям на початку нульових завдала так звана «оптимізація» під керівництвом нині біглого екс-віце-прем’єра України Дмитра Табачника. На території одного із знищених санаторіїв – імені Баранова знаходиться «палац» Віктора Медведчука, в якому він приймав свого кума Владіміра Путіна. Чергову хвилю знищення санаторіїв, які раніше мали фтизіатричний профіль, спостерігаємо і сьогодні. Швидкими темпами йде приховане перепрофілювання і передача оздоровиць під «інвестпроекти».
Окупаційний уряд Криму до кінця року хоче продати 15 санаторіїв, 11 з яких – протитуберкульозні. Точніше, раніше були такими, а зараз уже працюють як пансіонати чи отелі. Пошуком покупців вкраденої української власності займається спеціально створена «Корпорація розвитку Республіки Крим», засновником якої в російському держреєстрі значиться також поцуплений і підсанкційний «Чорноморнафтогаз».
Почему продают?
Возможно, потребности в противотуберкулезных здравницах больше нет, может, после аннексии медицинское обслуживание в Крыму настолько улучшилось, что эпидемию туберкулеза удалось остановить раньше самой России? Ведь по прогнозам главного фтизиатра Минздрава РФ Ирины Васильевой, Россия сможет победить эпидемию туберкулеза только к 2030 году. Отнюдь. В марте этого года главный внештатный фтизиатр «министерства здравоохранения Республики Крым» Лилия Мамотенко заявляла, что заболеваемость туберкулезом на полуострове превышает общероссийский показатель.
Пациенты детского противотуберкулезного санатория имени А.Боброва, 2013 год. Фото: investigator.org.ua
«На сегодняшний день заболеваемость в Крыму составляет 62 случая на 100 тыс жителей. Общероссийский предварительный показатель – 53,3 на 100 тыс. Примерно на 20% заболеваемость в Крыму выше общероссийского показателя», – сообщила специалист.
Общеизвестно, что во времена СССР Крым был всесоюзной здравницей, в том числе – и противотуберкулезной. Но база и методы лечения закладывались еще с конца ХІХ века. Знаменитые врачи и состоятельные люди, включая членов царской семьи, жертвовали на свои деньги строили санатории на побережье, где сам климат располагал к выздоровлению. Невозможно сосчитать, скольких людей, в том числе маленьких детей, поставили на ноги в противотуберкулезных санаториях имени Семашко, имени Боброва, имени Чехова, «Красный маяк» и многих других.
Перепрофилировать крымские санатории пытались еще до аннексии Крыма Россией. При правлении Партии регионов, когда «дерибан» санаторных земель и корпусов по различным схемам достиг апогея, эта тема поднималась не раз, главным агрументом звучала необходимость привлечения инвесторов.
«В Крыму на Южном берегу не должно быть противотуберкулезных санаториев. Для того, чтобы Крым был инвестпривлекательным, там не должно быть туберкулеза», – говорил в 2011 году, будучи министром здравоохранения АРК Сергей Донич. (В 2014 году, будучи вице-спикером ВР Крыма, он поддержал аннексию и до недавнего времени был ректором Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского).
Под видом заботы об инвестпривлекательности полуострова регионалы пытались скинуть с себя ответственность за содержание санаториев, а заоджно и заработать, построив на их месте отели у моря или получив откаты при отчуждении земли и старинных санаторных особняков.
Оккупационное «правительство», представленное практически теми же людьми, придерживается такой же политики: такое заболевание как туберкулез не престижно для курортного полуострова, да и денег на больных этой категории особо не заработаешь. Весной этого года «правительство» Крыма поменяло учредителя 11 санаториев – вместо «минздрава» им стало «Министерство экономического развития», которое сразу определило здравницы под инвестпроекты, а затем выставило на продажу вместе с землей и парками как «инвестиционные площадки».
Логика у чиновников убийственна буквально: лечение туберкулеза дорогостоящее, своих денег у больных этой категории нет, а государство на них тратиться не будет.
«Если рассматривать сценарий сохранения противотуберкулезной специализации в этих здравницах, хочу отметить, что вероятность эффективной коммерческой деятельности частного санатория такого профиля в России представляется крайне низкой, поскольку стоимость лечения пациентов довольно высока, а средняя платежеспособность граждан, входящих в группу риска по заболеваемости туберкулезом, напротив», – считает «медицинский директор» Ассоциации оздоровительного туризма Михаил Данилов.
Кто продает?
В надежде выручить за украденные здравницы 1,5 миллиарда рублей, для потенциальных инвесторов устраивают смотрины: за май – начало июня было примерно сорок показов санаториев, сообщал журналистам «министр экономразвития» Мельников. При этом он признал, что денег для подготовки объектов к продаже нет, поэтому средства, вырученные от продажи первого санатория, планируется направить на проведение кадастровых работ и оценку других санаториев. «Потому что у нас существует дефицит финансовых средств (в бюджете), и даже те затраты, которые необходимо провести для кадастровых работ, мы предлагаем потенциальным покупателям взять на себя», – цитирует «министра» ТАСС.
В общем, чтобы заработать деньги, нужны деньги, а их нет, поэтому их надо взять с.. будущих покупателей. Которые потом «честно» победят на аукционе.
Неким агентом при продаже крымских санаториев выступает АО «Корпорация развития Республики Крым». Компания была создана в 2015 году по инициативе «Совета министров РК» с уставным капиталом в 7 млн рублей. Еще ничего не продав, корпорация потратилась на 67,5 млн рублей, выступив заказчиком в 32 государственных контрактах. Из продуктов корпорации пока что преобладают видеоролики о продаваемых санаториях, снятые дроном и размещенные в сети.
Генеральным директором корпорации назначен Олег Борисович Морозов. Он из питерских. По первому образованию – военный моряк-подводник, по второму – госуправленец. С 1992 года возглавлял транспортно-логистическую группу компаний «Инкотек», занимал должности зампредседателя транспортного совета правительства Санкт-Петербурга, был советником гендиректора РОСТЭКа.
В ЕГРЮЛ есть данные об одном действующем бизнесе Морозова – он является соучредителем питерского ООО ПО «Судовое машиностроение». Его партнер – предприниматель Годовиков Евгений Борисович (доли 50 на 50 в скромном уставнике в 50 тыс. руб.). На чем проштрафился Морозов и за что получил ссылку в Крым торговать краденым имуществом Украины, пока не выяснили.
Но самое занимательное не это. Учредителем «Корпорации развития» в российском реестре значится тоже украденный «Черноморнефтегаз»! После аннексии захваченная госкомпания первой из предприятий Крыма попала в санкционные списки ЕС и США и находится в них до сих пор, доставляя немалые сложности в его деятельности. ЧНГ не может обслуживать, покупать или арендовать импортное оборудование, корабли и вертолеты, использовать передовые технологии, получать кредиты. Поэтому все сделки, которые заключит «Корпорация развития» по продаже санаториев и другого крымского имущества, будут ничтожными, а их стороны – участниками военного преступления. При этом новые «хозяева» здравниц также рискуют попасть под действие западных и украинских санкций.
Что продают?
Бывшие противотуберкулезные здравницы порядком подготовили к продаже – «излечив» их от «не престижного» лечебного профиля. Сегодня на сайте «минздрава» Крыма в перечне санаторных учреждений остался только один санаторий, имеющий в названии слово противотуберкулезный, – «Республиканский детский противотуберкулезный санаторий им. А.А. Боброва». И он, похоже, пока не продается. Остальные, как уже говорилось, были переданы из «Минздрава» в «Минэкономразвития» для продажи. Это противотуберкулезные санатории «Прибой», «Солнечный», «Пионер», «Юность», «Ай-Тодор», «Алупка», «Родина», «Республиканский противотуберкулёзный санаторий имени Семашко», «Предгорный», «Противотуберкулёзный санаторий имени А.Чехова» и «Красный маяк». Еще два санатория были ликвидированы ранее: в 2015 году – вполне благополучный детский санаторий «Москва» в Симеизе и в начале 2017 года – санаторий для взрослых «Сосняк» в поселке Восход (Большая Ялта).
При этом и знаменитая «Бобровка» утратила свой лечебный профиль и негласно была перепрофилирована в обычный пансионат, как и остальные здравницы. Убедиться в этом можно, посетив их сайты – в их неофициальном названии слово «туберкулез» вообще отсутствует, как и информация о профиле учреждения.
Вокруг детского санатория имени профессора А.Боброва, который находится на границе Алупки и Симеиза, уже десятилетие не утихают скандалы. Центр журналистских расследований много лет отслеживал попытки разграбления его земель, отъема пляжа и доведения до банкротства. После наших публикаций и телерасследований Генеральная прокуратура Украины назначила тотальную проверку законности использования земель и имущества всех государственных здравниц Кррыма, в результате чего удалось вернуть Бобровке и другим санаториям пляжные зоны, корпуса и другое имущество. но судебные тяжбы по этим делам длятся и поныне. как и попытки «откусить» санаторной земли у моря.
Этим летом крымские общественники сообщили, что участок на территории санатория оформила на себя ялтинская «администрация» во главе с экс-мэром аннексированного города Андреем Ростенко. «Власти» Ялты записали 1,5 гектара в гостиничное обслуживание. Местные активисты уверены – землю хотят отдать в аренду под застройку. Да и сам Ростенко не скрывал своих намерений. По его словам, на территории Бобровки планировали построить гостинично-спортивный комплекс. Мол, это тоже полезное предприятие, направленное на здоровье молодых людей. После отставки Ростенко, и благодаря шуму, поднятого общественниками, землю передали из муниципальной собственности в республиканскую.
На сайте санатория «Красный маяк» слово «противотуберкулезный» можно найти только в реквизитах, где указано полное название учреждения. Лечебной специализацией указано «верхние дыхательные пути», в разделе «Медицинские услуги” сообщается: «Все прибывающие в санаторий проходят осмотр врачами, которые в соответствии с состоянием и пожеланиями отдыхающих назначают необходимые физиотерапевтические процедуры, стоматологическое лечение».
На сайте «Противотуберкулезного санатория им. А.П.Чехова» его название также лишилось первого слова. Минувшим летом сотрудница санатория сообщила по телефону корреспонденту Центра журналистских расследований , что есть два варианта пребывания и лечения: бесплатный – по направлению и путевке, и платный – за наличный расчет.
«Если вы будете ехать самостоятельно, то пребывание обойдется в 1800 рублей в сутки. Это с питанием и стандартными процедурами. Номера повышенной комфортности», – сообщила сотрудница санатория.
При этом в условиях продажи санатория, как можно узнать из информации на портале инвестиционных площадок Крыма, указано: «Лечебный профиль: противотуберкулёзный, диетология, медицинский массаж, пульмонология, фтизиатрия, физиотерапия (ингаляторий, ароматерапия, галотерапия)». Означает ли это, что санаторий, который уже не является противотуберкулезным, попав в частные руки, снова будет таковым?
Санаторий им. Семашко в Симеизе перед тем, как выставить на продажу, также негласно перепрофилировали.
На рекламных сайтах в информации об этом санатории слово «туберкулез» ни разу не встречается. Теперь это место описывают так: «здесь классическая медицина сочетается с непринужденным отдыхом у моря без излишеств». Посетителю предлагают к услугам лечебные ванны, грязелечение и массаж. В общем, все то, что пользуется популярностью у туристов, но никак не показано для больных туберкулезом. В описании «объекта продажи» сообщается, что состояние санатория неудовлетворительное, требуется капитальный ремонт.
В плачевном состоянии находится и детский противотуберкулезный санаторий «Юность». В 2013 году, до аннексии Крыма, здесь произошел трагический случай – балкон одного из корпусов, на котором находились дети, обрушился, погибла девочка. еще двое получили тяжелые травмы. Этот злосчастный корпус был признан аварийным еще в 2006 году, но начатый после трагедии ремонт так и не закончили. Сегодня санаторий «Юность» принимает не совсем юных посетителей, и совсем не болеющих туберкулезом. Как пишут местные СМИ, для взрослых отдыхающих здесь построили новые деревянные коттеджи, которые явно безопаснее и комфортнее, чем старые здания для детей, построенные в прошлом столетии.
Противотуберкулезный санаторий «Пионер» находится в Симеизе, в 50-ти шагах от моря. Такой близостью с пляжем не раз пытались воспользоваться предприимчивые местные власти. До аннексии имущество детского санатория «Пионер» в Симеизе отдали под ночной клуб. Но тогда прокуратура Ялты подала иск о возвращении недвижимости санаторию. Сегодня санаторий находится не в лучшем состоянии. Один из корпусов нуждается в капитальном ремонте. В еще худшем положении находится и набережная Симеиза, прилегающая к санаторию «Пионер». Она начала разрушаться еще в 2011 году после сильного шторма. Вторая волна пришлась на 2015 год – на набережной обрушился разрушен бетон. И это уже не просто портит красивый вид, но и грозит жизни людей. К каждому курортному сезону оккупационные власти обещали провести здесь ремонт, начали в прошлом году.
Интересный поворот получила после аннексии судьба еще одной здравницы. Детский пульмонологический санаторий «Ай-Тодор» располагается в поселке Гаспра (Большая Ялта). В 2016 году оккупационные власти отдали санаторий в аренду семье неудавшегося лидера несостоявшейся Новороссии Олега Царева, который разыскивается в Украине по подозрению в госизмене. Проектом реконструкции должно было заняться ООО «Радуга», которое возглавляет мать беглого политика Нина Царева. Сам он владеет фирмой на 99%, остальной 1% у компании «Сельбилляр», которая принадлежит жене Царева. Санаторий отдавали Царевым с целью «реконструкции и развития» на семь лет, однако что-то пошло не так и «власти» Крыма даже грозились расторгнуть договор. Сегодня санаторий «Ай-Тодор» выставлен на продажу и не известно, достанется ли он беглому Цареву.
Санаторий «Солнечный» расположен в самом центре Алупки и специализировался на лечении больных туберкулезом легких и почек. Приватизировать его отдельные корпуса пытались еще в 2012 году. Как сообщал Центр журналистских расследований, фирма «СП Март» арендовала три корпуса санатория с рентген-кабинетом, а после через суд добилась приватизации арендуемого имущества путем выкупа – по схеме неотделимых улучшений во время ремонта. Уже тогда состояние санатория в целом было неудовлетворительным, не улучшилось оно и после оккупации. На сайте здравницы можно увидеть, что реализация путевок в санаторий «Солнечный» временно приостановлена. Однако как долго будет длиться этот «временный» период, не уточняется.
Санаторий «Прибой» в Коктебеле, похоже, продают вместе с пляжем. После того, как появилась новость о продаже здравницы, местные жители заволновались. Ведь пляж, на который выходит санаторий, самый чистый в Коктебеле, на границе с горным массивом Кара-Даг. Тогда оккупационные чиновники пообещали, что пляж останется общественным.
«Никто Вам не будет ни огораживать, ни препятствовать. Жители как пользовались пляжем, так и будут пользоваться. Пляж будет для вас открыт», – обещал замдиректора ГАУ «Распределительная дирекция имущества Республики Крым» Сулейман Эмурлаев. Но в конце весны этого года на пляж завезли технику, которая начала разравнивать берег.
Первый украденный украинский санаторий оккупанты планируют продать уже этой зимой.
«Ориентировочно конкурс запустят в декабре-январе, он продлится месяц, после чего пройдет сделка… С интервалом в две недели запустят конкурсную процедуру по следующему объекту», – рассказал замглавы «Корпорации развития России» Дмитрий Никитин.
….Возможно, уже через несколько лет, на месте изношенных памятников культурного наследия – особняков санаториев появятся новые усадьбы российских капиталистов и чиновников. Они будут отдыхать здесь летом вместе со своими семьями, ходить по старинным паркам, созерцать прекрасную крымскую природу. А местный лечебный воздух будет стремительно увеличивать их аппетиты. И вряд ли кто-то из них вспомнит о больных туберкулезом детях, которых здесь могли бы вылечить. Скупщики краденного к таким сантиментам не расположены.