Российские оккупанты сначала заблокировали, а затем и вывезли всех жителей села Дмитренка Бериславского района Херсонской области, превратив дома селян в свои укрепления и казармы. Через два года, прошедших после освобождения села, в него не вернулся ни один его житель. Село разрушено полностью и непригодно для проживания.
Об этом сообщает корреспондент Центра журналистских расследований Олег Батурин, на днях посетивший отдаленные населенные пункты на правобережье Херсонской области.
Село Дмитренка входит в Борозенскую территориальную громаду Бериславского района и находится почти на границе с Николаевской областью. Это местонахождение повлияло на судьбу села — оккупанты превратили дома селян в свои укрепления и казармы.
Снежана Падюк, староста Чаривненского старостинского округа, в который входит и Дмитренка, рассказывает, что во время оккупации села в 2022 году россияне полностью закрыли его на въезд и выезд.
Местные жители были заблокированы, российские захватчики не разрешали людям выезжать за пределы села. Одному из жителей Дмитренки пришлось платить дань россиянам, чтобы они позволили ему заезжать на собственную ферму. Иногда оккупанты выдавали селянам подачки в виде так называемой гуманитарной помощи.
Впоследствии захватчики вывезли всех жителей за пределы села, дав им всего один час на сборы.
Как сообщал ЦЖР, российские военные погрузили всех людей в трактор с прицепом, вывезли за село и сказали: «Идите куда хотите».
«В основном люди перебрались в соседнее село Чаривное, некоторые там живут и по сей день. Большинство молодежи из Дмитренко выехали за границу, где остаются до сих пор. Россияне же заняли все дома в селе и полностью их ограбили», – рассказала Снежана Падюк.
Оккупанты вели здесь активные боевые действия, пытаясь сдержать наступление ВСУ. На территории села и в его окрестностях остались заброшенные позиции российских захватчиков, а в полях до сих пор работать опасно. В мае 2023 года в поле близ Дмитренко на российской мине подорвался тракторист: трактор сгорел, а мужчина, к счастью, отделался легким ранением.
По словам старосты, долгое время после освобождения Дмитренки его жители не имели возможности вернуться домой. Гражданских туда не пускали: село оставалось заминированным.
Да, собственно, и возвращаться селянам было некуда — не уцелело ни одного дома. До некоторых развалин домов проехать машиной непросто – дорога заросла густыми сорняками.
Село Дмитренко расположено в степи, почти в 40 километрах от Борозенского — центра громады. Ведут в село только полевые дороги. С наступлением дождей проехать по ним будет почти невозможно. До оккупации в селе Дмитренко было зарегистрировано 38 человек.
«Проблема этого села в том, что там у людей нет документов на их дома. А без имеющихся документов о праве собственности они, к сожалению, не смогут получить компенсации за разрушенное жилье», – рассказала Снежана Падюк.
Сейчас в Дмитренко никто не проживает. Представители местной власти сомневаются, удастся ли вообще возродить это село. Сейчас он непригоден для проживания.
- Как известно, 13 мая 2023 года Херсонская областная военная администрация заявила о возобновлении электроснабжения в селе Дмитренка. По информации ХОВА, энергетики подали напряжение в село и подключили к сети 14 местных абонентов.
- Как сообщал ЦЖР, 31-летняя Анжела Аблялимова из села Борозенское добровольно работала на врага секретарем в местной оккупационной администрации и проводила незаконный референдум. Шевченковский районный суд Черновцов 4 ноября заочно признал ее виновной в государственной измене и коллаборационной деятельности. Приговор – 15 лет лишения свободы с конфискацией всего имущества, кроме жилья.