Гангстеры, фундаменталисты и спецслужбисты: что за союзники у России в Сирии

Блоги
Западные СМИ, скептически относящиеся к официальной кремлевской версии о «борьбе с ИГИЛ», обычно говорят, что «российские военные участвуют в сирийской гражданской войне на стороне армии Асада». Москва, со своей стороны, подтверждает, что воздушная война против «террористов» ведется в тесном взаимодействии с сирийскими военными, и именно регулярной сирийской армии предстоит развивать успех, перейдя на земле в наступление против исламистов, пишет Открытая Россия. На самом же деле ситуация на фронтах сирийской войны сложилась настолько драматично для Башара Асада, что его собственной армии уже давно не хватает сил не то что для наступления, но даже для удержания позиций на самых важных направлениях. Режим Асада держится на штыках не столько регулярных войск, сколько иноземных союзников диктатора, а также различных сирийских гангстерских группировок.
Мы рассказываем о тех союзниках России, которых не показывают по федеральным телеканалам, но которые и являются на самом деле ее главными военными партнерами в Сирии:
об иранском «Корпусе стражей исламской революции» (КСИР) и ливанском движении «Хезболла», а также о проправительственном ополчении «Шабиха». Именно КСИР и «Хезболле» придется закреплять на земле успехи российской авиации, и именно бок о бок с КСИР и «Хезболлой» придется воевать нашим солдатам, если у шиитских союзников Дамаска не получится разгромить антиасадовские силы в одиночку.
СИРИЯ
«Шабиха» с бандитскими корнями
В настоящее время термином «Шабиха» (производное от арабского слова «призрак») называют все лоялистские группы ополчения в Сирии, сражающиеся на стороне Башара Асада.«Шабиха» были настоящим кошмаром сирийской оппозиции на первом этапе гражданской войны, когда и войны-то в привычном понимании (линия фронта, танковые атаки, бомбежки) еще не было, а были уличные акции протеста против Асада, разгонявшиеся правительством. Когда сил полиции и армии перестало хватать для противодействия восставшим, место в строю заняли иррегулярные формирования, тем или иным образом мотивированные защищать режим. Широко разошлось по СМИ и даже попало в русскоязычную «Википедию»высказывание одного из сирийских оппозиционеров о членах «Шабихи»: «У них огромные мускулы, большие животы и длинные бороды. Это монстры, накачивающие себя стероидами. Но говорить с ними приходится, как с детьми: настолько они ограниченны. Сочетание силы, низкого интеллекта и преданности режиму и делает их опасными».
Screenshot_1
Слева: типичные представители «Шабихи»
Справа: избиения и убийства руками бандитов во время разгона и расстрела безоружных демонстраций в Дамаске. Фото: Егор Путилов
Не совсем верно считать «Шабиху» только лишь алавитским ополчением. Не все сирийские иррегулярные отряды набраны из единоверцев Башара Асада и его клана. Но первоначально «Шабиха» была действительно алавитской влиятельной криминальной группировкой, базировавшейся в западных районах страны, в том числе в портовом городе Латакии.В Латакии издавна, со времен Османской империи, процветала контрабанда; этот преступный бизнес держали под своим контролем банды суннитов под общим наименованием «Угада». В 1970-х, вскоре после прихода к власти алавита Хафеза Асада (отца нынешнего президента), группировки «Угада» были разгромлены сирийской спецслужбой — «Мухабхаратом». Свято место пусто не бывает, и вскоре образовавшуюся нишу начали заполнять алавиты, компактно проживавшие в приморских областях страны. Собственно «Шабиху» как преступную группировку начал создавать в 70-80-е годы племянник Хафеза Асада — Фаваз Асад.
Пользуясь покровительством своего отца Джамиля Асада, родного брата всесильного диктатора, этот самовлюбленный и плохо образованный юноша вскоре стал фактически хозяином Латакии.
Исследованию генезиса «Шабихи» много времени посвятил профессор Джошуа Лэндис — директор Центра ближневосточных исследований Университета Оклахомы и один из крупнейших американских специалистов по Сирии. Лэндис записывал и публиковал рассказы сирийцев, живших в тот период в приморских областях страны. Благодаря сайту PostSkriptum мы можем ознакомиться с этими свидетельствами и на русском языке. По воспоминаниямсовременников, Фаваз Асад, контролировавший контрабанду вдоль всего сирийского побережья, со временем превратился в настоящую суперзвезду — ездил по городу на сверхдорогих машинах, окружил себя крепкими «пацанами с гор».
«Жители Латакии любили дефилировать по променаду и сидеть в кафе. Появление Фаваза положило конец этой практике. Фаваз приходил в кафе и начинал проклинать посетителей и устраивать драки. Неудивительно, что скоро в кафе стали ходить только Фаваз и “Шабиха”», — рассказывал сирийский собеседник профессора Лэндиса.Ни сам Фаваз Асад, ни его окружение не стремились, в отличие от гангстеров предыдущих эпох, подражать голливудским звездам: «Целью было устрашить, а не продемонстрировать почитателям пару новых итальянских ботинок… Он одевался дорого, но никто не мог сказать, что он одевался со вкусом».
Вот характерная история из жизни основателя «Шабихи», увековеченная Лэндисом: «Фавазу понравилась христианская девушка, изучавшая французскую литературу в университете. Сам Фаваз еще не закончил школу, но это не мешало ему преследовать девушку — и во время занятий. Он с дружками мог завалиться на лекцию, несмотря на то, что на входе стоял охранник специально для того, чтобы пропускать только студентов. Фаваз во время лекций мог отпускать шуточки и улюлюкать. Профессор-алавит заявил, что Фаваз устраивает посмешище из системы образования. Профессора объявили забастовку. Получился скандал, слухи дошли до Хафеза Асада в Дамаске, и Фаваз перестал появляться в университете. Прекрасная христианка с семьей бежала из Сирии».
Фаваз Асад (в центре с сигаретой) на футбольном матче
Еще Фаваз Асад, будучи страстным футбольным болельщиком, посещал вместе с вооруженной свитой матчи своего любимого клуба «Тишрин».
Однажды, когда «Тишрин» пропустил мяч, Фаваз вскочил со своего места в специальной огороженной части стадиона и выстрелил в воздух из пистолета, после чего судья записал гол в пользу любимой команды мафиози.
После этого Фаваз устроил настоящий праздничный салют — выпустил в воздух всю обойму.Вся эта кадыровщина ближневосточного образца так и осталась бы бедой населения Латакии и Тартуса, но в 2011 году началась война, и новые поколения бойцов «Шабихи» понадобились на фронте. Они прославились поистине звериной жестокостью при зачистках мятежных регионов страны.

Лица погибших от рук «Шабихи» на стене в Думе, пригороде Дамаска, 29 августа 2011 года.
Фото: Joseph Eid / AFP
Со временем «Шабихой» стали называть не только выходцев из криминальных групп западной Сирии, но и все иррегулярные формирования, сражающиеся за Асада. Например, в Алеппо роль «Шабихи» играл суннитский гангстерский клан «Барри», в районе Эль-Кусейра на первом этапе войны территорию держали члены христианского клана. Примеров использования этноконфессиональных мафиозных группировок в борьбе с повстанцами множество.По мере разрастания и ожесточения конфликта дамасский режим все активнее использует формально гражданских лиц в войне. В числе проасадовской милиции — так называемые Народные комитеты, а также вооруженные формирования правящей партии БААС, возникшие еще в 60-х годах и имеющие богатую «военную» историю: баасисты участвовали в межпартийных войнах в доасадовской Сирии, а также боролись с исламистами в 80-х.По сути, сейчас идет процесс распада единого сирийского репрессивного аппарата: многие «шабихи» и прочие «милиции» в хаосе войны переходят на самообеспечение, активно занимаются не только войной и репрессиями, но и мародерством, контрабандой, рэкетом. Процесс феодализации Сирии набирает обороты.Ситуацию усложняет и фактор иракских добровольцев.

В СМИ много говорят об иракских суннитах, воюющих против Асада в рядах ИГИЛ и других исламистских группировок. Но в Сирию приходят воевать и иракские шииты, причем не столько за Асада, сколько против суннитов:
они с оружием в руках защищают шиитские святыни и шиитские поселения от посягательств суннитов, еще сильнее способствуя трансформации политической гражданской войны в войну интернациональную и религиозную.
ИРАН
Корпус стражей исламской революции
Роль Ирана в длящейся уже четыре года кровавой операции по спасению дамасского режима переоценить невозможно. Иран — самый верный союзник Асада, поставщик оружия, денег, военных специалистов. Сперва иранцы надеялись стабилизировать асадовскую Сирию, локализовать суннитское восстание, сохранить шиитскую «ось» Тегеран — Дамаск — «Хезболла». Но в руководстве исламской республики сидят люди прагматичные, даром что шиитские радикалы. Сейчас Тегеран понял, что Сирию в довоенном виде уже не восстановить; вернуть Асаду власть ни над всей страной, ни хотя бы над половиной страны не удастся.
Стратегия Ирана сегодня — не пустить повстанцев и ИГИЛ в западные районы Сирии, населенные алавитами, и, по возможности, удержать регион Дамаска. Впрочем, даже Дамаском можно пожертвовать. Главное — сохранить последний оплот асадовских сил: район Латакии — Тартуса. Воплощают эту стратегию в Сирии бойцы Корпуса стражей исламской революции (КСИР), которые, разумеется, подчиняются не слабеющему местному режиму, а напрямую Тегерану.КСИР играет особую роль в политике Ирана.Исламская республика Иран уникальна по многим параметрам общественно-политической жизни. В плане устройства государственной военной организации она тоже уникальна. По сути, в стране существуют две армии.
Первая — это собственно армия Ирана, доставшаяся республике от шахских времен. Вторая — КСИР, «политическая армия», чья задача не только обеспечивать оборону страны, но и бороться с «врагами исламского республиканского строя»,
а также экспортировать иранскую модель исламской революции за рубеж. КСИР подчиняется напрямую великому аятолле Али Хаменеи. Разграничение полномочий между армией и КСИР ничем не напоминает разграничение между армией Минобороны и Внутренними войсками МВД в России или между армией и Национальной гвардией в США. В Иране армия — это «просто армия», а КСИР — это военно-религиозный орден.Нечто подобное существовало в Третьем рейхе, где параллельно существовали вермахт (наследник кайзеровской армии и рейхсвера Веймарской республики) и СС — «политическая армия», нацистский орден, имевший собственные войска, ваффен-СС.Отличие состоит в том, что ваффен-СС не имели в своем составе ни авиации, ни флота. Это были исключительно сухопутные войска — элитные, но значительно уступавшие вермахту по численности. КСИР же, помимо многочисленных сухопутных войск (17 дивизий, в том числе танковые), имеет собственную авиацию и собственный флот.

Бойцы КСИР смотрят на запуск ракеты во время учений.
Фото: Mehr News Agency, Raouf Mohseni / AP
Корпус возник в 1979 году, вскоре после исламской революции. Его задачи были многообразны — поиск и уничтожение сторонников прошлого режима, а также сотрудников и агентов шахской охранки САВАК. Одна из важных миссий КСИР в тот период — создание силового противовеса иранской армии, доставшейся республике в наследство от шаха. В армии, особенно в офицерском корпусе, были сильны монархические настроения, и аятолла Хомейни был заинтересован в создании своей собственной, «правильной» армии, которая страховала бы его от военного переворота.Уже через год после возникновения, в 1980-м, КСИР пришлось доказывать свою верность исламской революции не при помощи террора, а в боях со страшным противником: против ослабленного революцией Ирана начал войну Ирак. Иранская армия, сильно пострадавшая от репрессий во время революции, в первый период войны терпела поражения от бронированных, вышколенных армад Саддама Хусейна, и помощь фанатичных бойцов Корпуса пришлась как нельзя кстати. Во многом благодаря КСИР Иран выстоял в изнурительной восьмилетней войне.Сегодня КСИР — один из самых авторитетных и могущественных институтов иранского государства, подотчетный только высшему духовному руководству исламской республики.
Особенно велико влияние КСИР в сфере продвижения интересов Ирана за рубежом — именно через КСИР осуществляется поддержка Ираном ливанской шиитской организации «Хезболла».
В 2007 году сенат США рекомендовал правительству внести Корпус стражей исламской революции в список террористических организаций.
ЛИВАН
Шиитская «Хезболла»
Еще один важнейший для Асада союзник, базирующийся в соседнем Ливане, — радикальная шиитская организация «Хезболла».«Хезболла» была основана в 1982 году при непосредственном участии агентуры иранского КСИР.
За 30 с лишним лет существования «Партия Аллаха» превратилась не просто в мощную террористическую группировку, но и в действительно влиятельную политическую партию Ливана,
обладающую собственной армией, одной из самых мощных в регионе.Эта организация признана террористической во многих странах мира. На ее счету сотни терактов — в основном против израильтян и американцев. «Хезболла» взрывала израильское посольство и еврейский культурный центр в Буэнос-Айресе (десятки погибших), похищала американского писателя Эдварда Трейси (он провел пять лет в неволе), взрывала американское посольство в Бейруте (десятки погибших), била залпами из установок «Катюша» по мирным поселениям — список злодеяний «Хезболлы» может стать отдельной книгой.Израиль в 2006 году вел с «Хезболлой» настоящую войну в Ливане, и это первый случай, когда израильская армия — одна из самых боеспособных в мире — не добилась существенного успеха.
А сейчас армия «Хезболлы» по приказу своих иранских спонсоров и братьев по вере стала союзником Асада и ведет бои против других исламистов — суннитских.
В мае 2013-го именно «Хезболла» нанесла сирийским повстанцам тяжелое поражение в битве за стратегически важный город Эль-Кусейр , отодвинув агонию дамасского режима на несколько лет. Теперь шиитским фундаменталистам предстоит воспользоваться российской воздушной поддержкой и вместе с остатками армии Асада и солдатами КСИР еще раз попытаться повернуть историю вспять.