Недалеко от поселка Каланчак в практически сухом и поросшем камышом русле Северо-Крымского канала работает строительная техника. Канал имени Ленинского комсомола Украины начал питать днепровской водой Красноперекопск в 1963 году, до Керченского полуострова дотянулся в 1971 году. Артерию, больше полувека снабжавшую украинский Крым днепровской водой, перекрыли вскоре после оккупации полуострова Россией. Полтора года назад здесь устроили временную дамбу из мешков с песком. Сегодня насыпают и трамбуют земляную. А по условиям тендера, за полгода должны построить гидротехническое сооружение с раздвижными затворами, узлом учета объемов воды и транформаторной подстанцией.
Начальник управления Северо-Крымского канала (СКК) Александр Романенко говорит, что капитальная дамба нужна, прежде всего, для обеспечения водой земледельцев Херсонщины. После того, как Крым был оккупирован, большая часть сооружения неподконтрольна Украине. Для того, чтобы в полной мере использовать оставшуюся часть, необходимо ее купировать. Это позволит повысить уровень воды в русле канала, избежав ее перетока на территорию Крыма.
«Северо-Крымский канал – это большая система, которая может работать только в комплексе. Учитывая, что система эта была разорвана в связи с аннексией Крыма, возникла необходимость в строительстве данного сооружения. Основное его назначение – это обеспечение водой Херсонской области. Скажем так, поднятие уровневого режима и полноценной работы Северо-Крымского канала на территории материковой Украины», – говорит Александр Романенко.
Казалось бы, надо только порадоваться, что Кабинет министров Украины таки изыскал 50 миллионов гривен на строительство гидротехнического сооружения и все в этой истории понятно. Но это если не обращаться к документам. Мы же обратимся.
Заказчиком строительства оказалось не управление Северо-Крымского канала, что было бы логичным. Тендер на строительство дамбы на Херсонщине разыгрывался в Одессе, где находится объединенная дирекция строительства водохозяйственных объектов Госагентства по водным ресурсам Украины. По результатам тендера, договор заключен с акционерным обществом «Специализированное монтажное управление №24» (Киев). Оно занимается строительством газо- и нефтепроводов. Особо урожайным на госзаказы для него было время, когда руководителем НАК Нафтогаз Украины стал Евгений Бакулин: СМУ, принадлежащее его бывшему подчиненному, за несколько лет получило подрядов более чем на четверть миллиарда гривен.
Первое, что бросается в глаза при изучении техдокументации тендера – это заказанный в комплексе с капитальными строениями узел учета воды. Мы предположили, что это тот самый «счетчик», отсутствием которого Украина прошлой весной объясняла невозможность подачи неучтенных объемов воды в оккупированный Крым. Впрочем, начальник управления Северо-крымского канала уверяет, что о подготовке к возобновлению водоснабжения Крыма сегодня речь не идёт: «Данное сооружение предусмотрено прежде всего для обеспечения водой (Херсонщины – ред.). Любой водный ресурс, он должен учитываться», – говорит Романенко.
Нам это объяснение показалось недостаточным. Посудите сами: вряд ли можно назвать рациональными траты десятков миллионов гривен на то, чтобы подсчитать, сколько днепровской воды будет сброшено из канала при внештатных ситуациях.
С директором Одесской объединенной дирекции строительства водохозяйственных объектов Георгием Бузияном нашим корреспондентам в Одессе встретиться не удалось, мы смогли поговорить с ним только по телефону. Он также утверждает, что о переброске воды в Крым речи не идёт. По его словам, приборы учёта воды устанавливаются с тем, чтобы обслуживать водопользователей – рисоводческие хозяйства Каланчакского района.
Задать возникшие вопросы по строительству объектов в русле Северо-Крымского канала руководству исполнителя работ – ПАТ «СМУ №24» – нам тоже пока не удалось. В киевском офисе компании в информации нам не отказали, но и саму информацию пока не предоставили – все руководство, как нам объяснили, занято и в разъездах, просили подождать.
Мы, конечно же, подождем. Так как уверены, что не должно быть секретов от плательщиков налогов у тех, кто эти налоги осваивает, особенно на таком важном объекте.
Судя по его экспликации, оказавшейся в нашем распоряжении, и тендерной документации, новый объект включает в себя целый комплекс сооружений. Скорее всего, земляная дамба, которую мы сейчас видим, – это временный, технологический, объект. Само же гидротехническое сооружение, как следует из техдокументации тендера, включает в себя водопропускное сооружение с двумя затворами (по 12 на 6 метров каждый), с узлом учета объемов воды и ультразвуковым счетчиком. Также предусмотрено строительство вспомогательно-бытового дома и трансформаторной подстанции. И все же 50 миллионов гривен выглядят огромной суммой для обыкновенной дамбы, назначение которой, как нам говорят – просто повысить уровень воды в подконтрольной Украине части канала и нормализовать водоснабжение Каланчакского региона.
Мы ждем обстоятельного ответа от исполнителя данных работ, а заказчику направляем запрос публичной информации, где просим предоставить копию контракта, включая сметы. Мы опубликуем их, как только они будут предоставлены.