Власть становится доступнее?

Publications

Если послушать рассказы коллег, работающих на Западе, о европейской практике  доступа к публичной информации, кажется, что это фантастика. Например, в Дании любой журналист может прийти в канцелярию премьер-министра и просмотреть его деловую корреспонденцию. Декларации о доходах и расходах госслужащих – не просто в свободном доступе, а под пристальным вниманием. Как и расходование бюджетных средств и других благ, включая деньги налогоплательщиков,  потраченные на обеспечение  деятельности слуг народа. В общем, образец давно существует, и стремлением ему следовать и было принятие закона Украины о доступе к публичной информации.

10 мая закон вступил в силу, и  крымские власти  публично и дружно пообещали услышать каждого обратившегося к ним, ответить и принять меры. Одним из первых о новых принципах работы власти со СМИ и общественностью рассказал мэр Симферополя Виктор Агеев, который еще недавно был самым закрытым топ-чиновником. Тогда он пообещал, что в ближайшее время на сайте городского совета можно будет увидеть проекты нормативно-правовых документов, выносящихся на рассмотрение сессии, причем, за 20 дней до заседания, как это и предусматривает закон. Кроме того, Агеев заверил, что пресс-службе будет оперативно обнародовать уже принятые решения, с чем ранее были проблемы.

Однако уже на следующей сессии с открытостью и прозрачностью в городском совете  возникли проблемы. Так, на сессии рассматривался вопрос об отказе в предоставлении в собственность земельных участков для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов. По старой традиции журналистам  проекты решений  на руки не выдали, а на сайте горсовета можно было увидеть проекты всех решений, кроме земельных. Как тогда пояснили «Центру» в пресс-службе горсовета, они не вправе «выставлять на всеобщее обозрение вопросы, касающиеся интересов третьих лиц».

Тогда мы напоминали чиновникам и их пресс-службам положения Закона Украины «О доступе к публичной информации», а именно, о пункте 3 статьи 15, который не лишним будет напомнить еще раз: проекты нормативно-правовых актов, решений органов местного самоуправления, разработанные соответствующими распорядителями, обнародуются ими не позднее, чем за 20 рабочих дней до даты их рассмотрения с целью принятия. Т.е горсовет обязан обнародовать подобную информацию полностью и не в день сессии, а гораздо раньше.

В прошлый раз соблюсти норму закона помешали сроки – закон вступил в силу 10 мая, а сессия проходила 19 мая.

Сегодня же, идя на внеочередную сессию горсовета, мы снова удостоверились в игнорировании норм закона. Утром на сайте можно было увидеть анонс с повесткой дня и проекты решений по двум вопросам («О внесении изменений в решение «Об образовании исполнительного комитета» и «О внесении дополнений в решение «Об утверждении плана работы с проектами регуляторных актов»). Проекта решения по вопросу, касающемуся публичных денег – о внесении изменений и дополнений в решение городского совета от 30 декабря 2010 года  № 45 «О городском бюджете на 2011 год» на сайте  не было.

В промежутке между окончанием сессии и началом брифинга мэра Виктора Агеева, проект решения по бюджету также на сайте вывешен не был.

На брифинге «Центр» поинтересовался у симферопольского градоначальника, почему журналистам, которые освещают деятельность органа местного самоуправления, не предоставляют проекты решений и кто персонально будет отвечать за нарушение закона «О доступе к публичной информации».

«Отвечать будет тот, кто не раздал», – категорично заявил Виктор Агеев, переадресовывая ответственность за несоблюдение закона на свою пресс-службу.  Хотя понятно,  что в данном случае пресс-служба выполняет скорее технические функции рассылки и тиражирования копий, а без указания мэра не станет обнародовать ту или иную информацию. Поэтому причина в другом – по словам самого мэра, сегодняшние решения принимались в последний момент.

«Действительно, сегодня так накатилось – внеочередная сессия. Буквально за час до сессии были готовы все документы.  Мы на исполкоме рассматривали, я могу вам все вопросы озвучить. Ситуация будет исправляться. Не все хорошее, что должно было быть, делается так быстро. Поэтому в ближайшую очередную сессию получите все вовремя,  за 10 дней», – пообещал Виктор Агеев.

Следовательно, можем смело предположить,  что  с проектами решений, которые «накатились» на внеочередную сессию,  не смогли как следует ознакомиться не только журналисты, но и депутаты. Но прогресс налицо – вскоре после брифинга мэра  проект решения об изменениях в бюджете  на сайте все-таки появился.

Такая же история повторилась сегодня и с проектами решений Совета министров Крыма. Они и вовсе не были обнародованы на сайте правительства даже за полтора часа до начала заседания правительства. Там можно было  ознакомиться только с повесткой дня  предстоящего заседания.

Как сообщила корреспонденту «Центра» сотрудница пресс-службы Совета министров, публиковать полный текст проектов решений «никто указаний не давал». Выдать проекты решений журналисту до заседания СМ  отказались по тем же причинам.

По окончанию заседания правительства «Центр» поинтересовался у премьера: как, по его мнению в СМ Крыма  выполняют закон «О доступе к публичной информации».

«Насколько мне известно, мы еще до закона соблюдали публично все решения, на сайте Совета министров все опубликовано», – ответил В.Джарты.

И после возражения журналистов, что на сайте есть только повестка, а текстов решения нет, добавил: «Значит, после моего подписания официально будет все на сайте».

Проекты решений появились раньше – менее чем через час после заседания правительства все без исключения проекты постановлений и распоряжений СМ были обнародованы на официальном портале. Таким образом, кроме прочего, мы смогли узнать, что же содержит в себе постановление СМ АРК под названием «О мерах по обеспечению выполнения Закона Украины «О доступе к публичной информации». Оказывается, что в правительстве до сих пор нет подразделения, которое бы воплощало своей работой этот закон в жизнь. Главк информполитики есть, пресс-служба есть, целый рескомитет по информации есть, почти у каждого министра пресс-секретарь или помощник с такими функциями есть – а закон выполнять некому! Поэтому Управделами СМ Крыма дано распоряжение – «определить структурное подразделение или ответственное лицо (ответственных лиц) по вопросам запросов», то есть специальную структуру, которая будет заниматься приемом информзапросов и готовить на них ответы. А чего ж – денег в бюджете немерено!

В общем, будем надеяться, что сегодняшний день поможет властям Крыма более четко отработать все процедуры, связанные с выполнением закона о доступе к публичной информации. Ведь если власть работает честно и не ворует – ей и скрывать нечего. Аксиома.

Фото СТБ и из архива “Центра”