Бизнес в Крыму: мученики или спекулянты?

Publications

iv342-shurik-black-seller«Глава» Республики Крым пообещал создать персональный список крымских спекулянтов.  Всех, кто, по его мнению,  наживается на нынешней ситуации в Крыму, будут жестко преследовать и «выдавливать» с рынка полуострова.  Потому что во всех дефецитно-ценовых бедах  виноваты именно  спекулянты.  Впрочем, Аксенов тут не оригинален – первым виноватых назначил президент Путин, который просто использовал богатый советский пропагандистский опыт. Многие из нас еще помнят советсткие каррикатуры с противными спекулянтами, фантастическим образом опустошившими полки магазинов на 1/6 земной суши…

Словари твердят: понятие «спекуляция» появилось в России в XVIII веке как научное понятие, а в середине того же века оно приобрело и экономическое значение. Это деятельность на рынке, основанная на предвидении направленности изменения цен, курсов и процентных ставок. Ее роль оценивается как необходимая регулирующая и стабилизирующая рынок.

00985deefed9f283959985f641da3eb4Вместе с тем, в условиях монопольного рынка, ценовой искаженности спроса, недостоверной или неполной информации о товаре, спекуляция действительно может переродиться в ценовое мошенничество.

Напомним, классические рыночные отношения предусматривают получение прибыли, уровень которых и регулируется естественными законами экономики. Административное регулирование ценовой политики вводится государством в случаях крайней необходимости и с большой осторожностью, так как искажает конкурентную среду среди субъектов бизнеса.

Уже практически на протяжении года бизнес–среда Крыма находится в хаосе. Метания по «недоразвитым» госструктурам и изматывающее стояние в многодневных очередях – на перерегистрацию буквально всего. От правоустанавливающих документов на владение собственностью и на ведение бизнеса до банального переоформления газового счетчика в собственной квартире и исправления ошибок в паспорте. Тут не до социальной ответственности – не вляпаться бы в штрафы и минимизировать взятки чиновникам. Чтобы вовсе не потерять бизнес.

Однако,  «местной власти» сподручнее «нагнуть» или «закошмарить»  предпринимательство.  Подключив весь имеющийся арсенал силовиков. Вместо того чтобы дать реальную оценку набирающему обороты кризису крымской экономики. В такой ситуации никакие меморандумы, тем более носящие исключительно декларативный характер, состояние бизнеса не облегчат.

«Центр» решил пока не вдаваться в подробности анализа отраслевого – это материалы для будущих статей. Остановимся на общих ценовых показателях и ценовой ситуации в преддверии обещанного «радужного будущего» накануне годовщины «Крымнаша».

Ц1241379561_9big (1)ены на полуострове только в условиях «переходного периода», когда российский административный аппарат еще сквозь пальцы смотрел на исполнение законов, выросли вполовину.  При этом, реальная заработная плата, увеличилась всего на 19%. То есть крымчане стали беднее на треть.

Фактический уровень доходов населения падает, потребление на оккупированном полуострове сокращается. Так, общий оборот внутренней торговли упал несмотря на половинный прирост цен. На треть сократил перевозку грузов в 2014 году транспортный комплекс полуострова.

Российская Федеральная служба государственной статистики на днях обнародовала данные о стоимости минимального набора продуктов питания на одного жителя России в конце декабря 2014 года.  Она составила в среднем 3298 рублей, с начала года увеличившись на 15%, а по сравнению с ноябрем  –  на 5%. Минимальный продуктовый набор за 3003 рублей могут себе позволить жители Приволжского федерального округа.

Поскольку в «переходный период» крымская статслужба подобных данных не приводила, с учетом российской методики подсчета этот показатель в Крыму на основании статистических данных составил бы в конце декабря чуть больше 3 тысяч рублей.  Что пока соответствует уровню Северо-Кавказского и Южного федеральных округов.

Напомним, Центр анализировал цены в некоторых регионах осенью. Тогда по некоторым товарам Крым не уступал Москве и Киеву. На начало февраля крымские цены в целом соответствуют уровню  Краснодарского края по большинству показателей, разнясь в нескольких процентах «дороже – дешевле». Цены на мясо, рыбу и топливо переиграли в цене Краснодар, овощи – дешевле. В украинской столице дешевле крымских прилавков мясные и молочные продукты, сыры, крупы, растительные и животные жиры.

Карикатура Сергея Елкина

Карикатура Сергея Елкина

В феврале цены в России с начала года выросли уже на 3%. Больше всего подорожали овощи, фрукты и крупы. При этом уровень деловой активности в стране динамично падает. Прокуратура и Федеральная антимонопольная служба, с помощью проверок и штрафов, намереваются остановить рост цен в магазинах. Однако производители  уверяют, что  отечественные продукты будут дорожать, как бы ни грозила штрафами прокуратура. Так как даже себестоимость овощей, молока и хлеба, производимых в России, очень сильно зависит от курса валют и импорта.

В Крыму очевидная невозможность в нынешних условиях запланировать бизнес-процессы находит свое отражение в ценообразовании, особенно у среднего и мелкого бизнеса.  Искореженная логистика в поставках на полуостров, отсутствие рынков сбыта. Добавим произвол местных чиновников и функционеров в предоставлении условий аренды. Отсюда закладка в цену многочисленных рисков.

Прибавились внутренние проблемы хозяйственного характера, а это звенья в ценообразовании на различных стадиях бизнесовых процессов.  Первоочередная среди которых – водообеспечение. И вряд ли она будет решена в ближайшем будущем. К слову, власти за необработку земель уже грозятся сельскохозяйственным товаропроизводителям очередной волной «национализации».  Тем, которые итак работают в зоне «рискованного земледелия», а теперь и вовсе остались без водоснабжения. К примеру, рисоводство Крым уже потерял.

Эксперты и игроки рынка анонсируют дальнейшее повышение цен в России на различные товарные группы. Поэтому, при нерешенных логистических проблемах в Крыму, неспособности «власти» дать реальную оценку происходящим процессам, ценовая неразбериха будет только прогрессировать. С учетом снижения с января текущего года доходов населения полуострова.

Во всем этом дико выглядят призывы к крымчанам строить Керченский мост методом «народной стройки». Ветераны Черноморского Флота РФ со своих пенсий, по всей видимости, могут себе позволить строить мост, от которого уже год отказываются крупнейшие российские олигархи. А вот учительнице или врачу в Крыму с зарплатой 5 тысяч рублей в месяц теперь такая роскошь не по карману.

Обещанная «властью» на февраль реализация «отжатого» имущества, которое сейчас содержится за счет крымского бюджета, задерживается  в сложившихся для России реалиях. Хотя крымчанам вряд ли стоит на нее рассчитывать, если топовые банки «правительство» Крыма умудряется продавать «по цене максимально близкой к цене приобретения». И потом – кто же не погнушается покупать краденное?