До ближайших парламентских выборов остался год и уже традиционно проходить они будут по новому закону «О выборах народных депутатов Украины». Но нынешний будет еще «новее»: президент хочет вернуться к смешанной – мажоритарно-пропорциональной – избирательной системе. Широкая общественность пока не может ознакомиться с документом: законопроект официально не обнародован. Однако его черновой вариант уже стал предметом обсуждения. Так, оппозиция выступает против законопроекта, заявляя, что в случае принятия закон открывает дорогу махинациям в ходе избирательной кампании. Недовольство отдельными нормами проекта выражают и международные эксперты, которые принимают участие в его разработке в составе специально созданной группы. Кроме того, Венецианская комиссия рекомендует принимать президентский законопроект только после внесения определенных поправок.
Самыми обсуждаемыми новеллами нового законопроекта стало увеличение проходного барьера с трех нынешних до пяти процентов, что автоматически отсеет несколько политсил; уменьшение сроков избирательной кампании (со 120 до 90 дней); удаление из бюллетеня графы «Не поддерживаю ни одного из кандидатов», которая была столь популярной в президентскую кампанию; а также уменьшение количества людей для кворума в избирательных комиссиях и необязательность обнародования предвыборных программ.
Кроме того, согласно законопроекту, все агитационные мероприятия политические партии и кандидаты обязаны оплачивать только из средств избирательного фонда, который формируется за счет собственных сбережений участников и добровольных взносов физических лиц. То есть, деньги партий из финансирования кампании исключены. Но неиспользованные средства избирательного фонда партия может положить на свой счет, а вот остатки денег на счету кандидатов в округах автоматически перечисляются в государственный бюджет.
Как заявил глава парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов, закон о выборах инициировал президент Украины Виктор Янукович, и он отвечает требованию избирателей самим выбирать депутатов.
«У нас есть два варианта: существующий закон о выборах, в отношении которого, кстати, многими международными структурами был сделан вывод о том, что с помощью этого закона можно провести прозрачные и честные выборы. И у нас есть требование избирателей, которые говорят о том, что хотели бы лично избирать депутата», – цитирует политика пресс-служба Партии регионов.
«Поэтому мы должны выбрать способ, которым избиратель будет непосредственно выбирать народного депутата – либо через систему открытых списков, либо через систему мажоритарного голосования. На сегодняшний день большая часть депутатов склоняется к мысли о введении смешанной системы: половина депутатского корпуса будет избираться напрямую в мажоритарных округах, другая половина – по спискам», – отмечает А. Ефремов.
Крымский политолог Александр Форманчук считает, что украинского избирателя любая система выборов сегодня будет не устраивать. «Потому что мы слишком много экспериментировали в этом плане, поэтому мы в этом смысле заигрались, – говорит политолог.- Я считаю, что мы преждевременно перешли на пропорциональную систему, когда у нас не было партий нормальных. И когда мы перешли на нее, мы ускорили процесс формирования нормальных партий, Мы убедились, что по-прежнему имеем клановые партии, и мы не имеем партий парламентского типа. Поэтому сейчас опять вынуждены искать другие варианты. Скорее всего, я думаю, была бы правильной смешанная система выборов. Нужно повышать проходной барьер как минимум с трех до пяти процентов».
По мнению другого крымского политолога – Андрея Никифорова – увеличение проходного барьера может привести к повторению ситуации 1998 года, когда треть голосов избирателей, проголосовавших за политические силы, не преодолевшие четырехпроцентный барьер, пропала и никак не повлияла на результаты голосования.
«О правах оппозиции я бы говорил в последнюю очередь. На первом месте должны быть права избирателей, которые голосуют за всякого рода миноритарные партии. Этих процентщиков может набраться огромное количество, а голоса людей, которые за них отдают, останутся неучтенными», – говорит политолог.
По словам А.Никифорова, адекватно оценить закон можно будет только после его принятия. По мнению политолога, в Украине была бы эффективной любая избирательная система, если бы ее придерживались какой-то длительный срок.
«Есть свои недостатки и у пропорциональной системы, и у мажоритарной системы. Я видел бы любой вариант: и тот, от которого мы отказываемся – 100% пропорциональная система с очень низким проходным барьером или смешанная – 50 на 50, которая у нас сравнительно недавно была и если бы оставалась, мы бы к ней адаптировались, – говорит А.Никифоров. – Или, скажем, стопроцентная мажоритарка – но это вещь опасная, т.к. депутаты-мажоритарщики более уязвимы, чем депутаты партийные. И они, как правильно, довольно лояльны к власти и их легко в нужную сторону развернуть. Выбор между тем, от чего мы отказываемся и тем, от чего мы уже отказались».
Однако новый законопроект уже подвергся жесткой критике со стороны оппозиции. Как отмечает лидер Коммунистической партии рабочих и селян, народный депутат Леонид Грач, законопроект не только ущемляет права оппозиции, но и ограничивает права любого гражданина, который имеет право избирать и быть избранным.
«Этому законопроекту расчищены все дороги, завалены на правовую свалку оппоненты, т.к. уже в течение этой сессии, т.е. до начала февраля следующего года, никто не имеет права вносить законопроекты на эту тему, – говорит Л.Грач “Центру” – Это значит, что законопроект от имени президента будет навязан Верховной Раде, где совершенно точно и ясно прописана смешанная система выборов. А это участие большого капитала, использование громадного административного и судебного ресурсов».
По словам Леонида Грача, Партии регионов в нынешних условиях крайне невыгодно использовать пропорциональную систему выборов. «Ныне действующая власть боится пропорционалки, т.к. понимает, что резко тает рейтинг Партии регионов. Поднятие проходного барьера до пяти процентов будет регулировать проход всего нескольких политических сил: Партии регионов и какого-нибудь Тягнибока. Это представляет большую опасность, которая может привести на базе такого закона и подходов к Германии 30-х годов, когда Гитлер пришел к власти», – говорит Л.Грач.
Об ущемлении прав не оппозиции, а граждан говорит народный депутат деп от БЮТ Андрей Сенченко. По его словам, новый закон открывает дорогу коррупции и политическим махинациям.
«Все вариации, которые я слышал на тему закона о выборах по мнению сегодняшней власти, нацелены на ущемление прав граждан с целью бесконечного продления пребывания этой банды у власти, – говорит А.Сенченко. – Этот смешанный вариант породит все то, что уже было в украинской истории, т.е. жутчайшую политическую коррупцию. И на этой ниве Партия регионов не найдет свое счастье, потому что все эти «молекулярные» депутаты-мажоритарщики будут бегать туда-сюда в зависимости от изменения политической ситуации».
По словам А.Сенченко, в его партии уверены: увеличение проходного барьера для «Батьківщини» значения не имеет. «Власть пытается отсечь небольшие партии, которые в состоянии набрать три, но не в состоянии набрать пять процентов. Так что это касается не только оппозиции, но и их потенциальных сателлитов, которых они загоняют к себе, чтобы с ними потом не торговаться. Нам, что три, что пять – безразлично. У нас рейтинг другого масштаба», – отмечает А.Сенченко.
Об опасностях поспешного решения предупреждают украинских законодателей и международные институции. Так, в Венецианской комиссии считают, что смешанная система выборов – не лучший вариант для Украины.
Как заявил секретарь Венецианской комиссии Томас Маркерт, украинский опыт показывает, что смешанная система способствовала использованию административного ресурса на выборах, когда местная власть пыталась обеспечить победу подходящего для себя кандидата.
«Как абсолютно действенная и хорошая, эта система функционирует в других странах, но в Украине есть история системы, которая использовалась в 1998-м и в 2002-м, и результаты, особенно в 2002 году, были в том, что многие так называемые независимые избранные в одномандатном округе, которые действительно не были такими независимыми, поддерживали действия правительства после выборов, так что даже если оппозиция победила на выборах, в конечном итоге правительство получало большинство в парламенте», – сказал Т.Маркерт в комментарии УНИАН.
В целом, по мнению представителей Венецианской комиссии, Украине следовало бы принимать не отдельные избирательные законы, а избирательный кодекс, который включал бы в себя правила выборов во все институты власти.
Венецианская комиссия планирует окончательно утвердить свое мнение о проекте закона о выборах народных депутатов Украины на своем заседании на следующей неделе. А в Партии регионов намерены сразу после рассмотрения направить законопроект на рассмотрение Рады, видимо, не намереваясь утруждать себя работой над ошибками.
Играть с законом о выборах украинские депутаты уже привыкли. Несмотря на юный возраст независимой страны, избирательная система менялась уже дважды: в 1998 году – с мажоритарной на смешанную и в 2006 году – со смешанной на пропорциональную. Теперь, видимо, настал третий этап: с пропорциональной снова на смешанную. Но, учитывая печальный опыт двух последних кампаний – президентской и местных выборов – можно прогнозировать, что если тенденция сохранится , то неважно по какой системе пройдет голосование. Потому что Выборов как таковых может уже просто не быть.