27 марта 2012 года в руководстве СК “Таврия” (Симферополь) произошли радикальные изменения. На Сборах участников клуба в Киеве почетным президентом “Таврии” был назначен председатель Совета министров Крыма Анатолий Могилев. Сергей Куницын, который занимал эту должность с 2005-го года, назначен генеральным директором клуба, заменив на этом посту Юрия Васюкова, ставшего теперь исполнительным директором СК “Таврия”. Учредитель, спонсор и руководители клуба заявили, что назначение Могилева значительно усилит позиции спортивного клуба. В это готовы поверить футболисты, тренеры и болельщики симферопольской команды. Но что стоит за появлением крымского премьера в первом чемпионе Украины?
Футбол, политика и бизнес в Украине давно стоят в одном ассоциативном ряду. Футбольные клубы появляются, существуют и исчезают по воле (или против воли) своих хозяев или спонсоров. Игра миллионов – отличный шанс для политиков и бизнесменов решать свои текущие или постоянные задачи. В том числе и повышать свой рейтинг как среди болельщиков, так и среди себе подобных. Иметь свой клуб – это статусно для тех, кто поддерживает звание олигарха. Наиболее яркие примеры – Ринат Ахметов и донецкий “Шахтер”, Игорь Суркис и “Динамо” Киев, Игорь Коломойский и «Днепр». Симферопольская “Таврия” с 2005-го года старается следовать этой моде – ее заносят в актив Дмитрия Фирташа, хотя, как говорится, по документам об этом не скажешь. И почти семь лет почетным президентом крымского клуба был Сергей Куницын, занимавший в разные годы высокие должности в Крыму – премьер, глава Севастопольской госадминистрации, постоянный представитель Президента Украины в Крыму. Фирташа и Куницына связывает не только «Таврия», это, пожалуй, было производным от «большой химии» в вотчине Сергея Владимировича на севере Крыма, перешедшей под контроль олигарха Фирташа.
Смена почетного президента «Таврии» – с экс-премьера Крыма на премьера действующего – вызвала немало вопросов и не только у спортивных обозревателей. Кому это выгоднее всего?
Анатолий Могилев сообщил, что особое внимание команде стал уделять не так давно – после отмены матча первенства Премьер-Лиги Украины “Таврия” (Симферополь) – “Металлург” (Донецк) 4 марта 2012-го года. Тогда, напомним, из-за снегопада и морозов газон Республиканского стадиона “Локомотив” оказался в неудовлетворительном состоянии. Судя по всему, газон просто не укрыли как следует. Но почти сразу после отмены поединка руководство клуба обратилось за поддержкой к крымскому премьеру, о чем и сообщалось на сайте клуба. По одной из версий, общение Анатолия Могилева с хозяевами “Таврии” и привело к тому, что спонсоры предложили ему стать почетным президентом.
“Я понимаю всю ответственность этого назначения. Для меня важно, что оно произошло в тот момент, когда команда показывает хорошие результаты, и что в клубе продолжают работать люди, с деятельностью которых связаны эти успехи. Я хочу поблагодарить Сергея Куницына за хорошую работу и достижения клуба. Я верю, что вместе мы сможем достичь большего. Наша задача закрепить успехи “Таврии” в украинском чемпионате и стремиться к участию клуба в европейских кубках”, – заявил после назначения Могилев.
Сергей Куницын теперь – генеральный директор “Таврии”. Некоторые футбольные эксперты убеждены, что бывшего главу крымского Совета министров постепенно выживают из клуба. Но сам Куницын не согласен, что пошел в “Таврии” на понижение: “Должность почетного президента представительская. Это, по сути, лицо клуба. Человек, который представляет клуб в отношении с другими клубами, с премьер-лигой, с Федерацией футбола Украины. Должность генерального директора – это практическая деятельность, это руководство финансово-экономической деятельностью, реконструкция и строительство, реконструкция базы, создание условий для футбольной команды.”
Перемены в руководстве “Таврии” назревали с прошлого года. Уже несколько месяцев первый чемпион Украины, обладатель Кубка страны-2010 является одним из самой обсуждаемых клубов премьер-лиги. Интерес к “Таврии” подогревают скандалы (или, если более корректно, – малоприятные факты). 31 октября 2011-го года в клубе появился новый вице-президент Дмитрий Селюк. Он слывет одним из самых успешных футбольных менеджеров, имеет опыт работы и в украинском футболе – несколько лет был вице-президентом донецкого “Металлурга”, когда в начале 2000-х команда бросила вызов “Шахтеру” и “Динамо”, трижды завоевывала “бронзу” чемпионата.
По другой характеристике Д.Селюк свой успех сложил путем удачных продаж молодых игроков из стран Африки в украинские команды. По информации «Центра», кандидатуру Селюка сосватал Фирташу Юрий Иванющенко – их связывал «Металлург». Именно поэтому после назначения Селюка вице-президентом «Таврии» в Крыму поползли разговоры о том, что “Юра Енакиевский купил клуб”.
У постоянно проживающего в Испании и, как говорят, страдающего аэрофобией Селюка сразу не сложились отношения с Сергеем Куницыным. Борьба за власть, взаимные упреки, обвинения привели к тому, что в дело пришлось вмешиваться спонсорам, которые, конечно, не могли быть в восторге от того, что ухудшался имидж “Таврии”. Сейчас Куницын и Селюк говорят друг о друге подчеркнуто дипломатично.
А в составе команды тем временем произошли большие перемены. По инициативе Дмитрия Селюка и его сторонников “Таврию” покинули такие футболисты, как Антон Монахов, Желько Любенович, Андрей Корнев, Илья Галюза, Лаки Идахор и другие. Вместо них клуб пополнили в основном молодые малоопытные игроки, которым еще многое нужно доказывать на поле, но их дела на агентстком рынке ведет Селюк или его партнеры.
Также в последнее время с “Таврией” связывают имя бывшего президента Профессиональной футбольной лиги Святослава Сироты. 25 ноября 2009 года на заседании Центрального совета ПФЛ было принято решение отстранить Сироту от своих обязанностей в связи с нецелевым использовании 2,8 миллиона гривень. А решением дисциплинарного комитета ПФЛ от 15 сентября 2010 года ему вообще пожизненно запретили заниматься любой футбольной деятельностью в Украине. По документам он не является сотрудником СК “Таврия”, но в Симферополе его видят регулярно. Сироту и Селюка связывают давние дружеские и деловые отношения: в свое время Дмитрий Селюк был агентом Святослава Сироты. Экс-вратарь в «Фейсбуке» сообщает, что занимается консалтингом и его поле деятельности никоим образом не связано с трансферной политикой клуба, однако по информации издания UA-Футбол Сирота имеет прямое отношение и к этой сфере.
В середине февраля “Таврия” снова оказалась в центре внимания. Скорее, со знаком “минус”. 15-го числа был запущен альтернативный официальный интернет-сайт СК “Таврия”. Он зарегистрирован частным лицом… Святославом Сиротой. В это же время Дмитрий Селюк выразил недовольство работой пресс-службы клуба и основного официального сайта. На стороне нынешних сотрудников пресс-службы Сергей Куницын. А вопрос о том, кто же будет входить в эту структуру клуба, руководство “Таврии” обещает решить в ближайшее время.
Все эти негативные моменты, в сочетании с последней новостью, вызывают удивление: зачем крымский премьер решил связать себя с “Таврией”? Политолог Андрей Никифоров тоже обращает внимание на то, что футбол в Украине – пожалуй, самый политизированный вид спорта. “И, как и в политике, так и в футболе выстраивается своя вертикаль власти. Вполне логично, что в самом титулованном крымском клубе на должность почетного президента назначен Анатолий Могилев. Это показывает: в республике главнее председатель Совета министров, а не председатель Верховного Совета Крыма Владимир Константинтов. Также назначение Анатолия Владимировича говорит о том, что лояльные к нынешней власти украинские олигархи тоже участвуют в построении вертикали власти”, – прокомментировал Андрей Никифоров “Центру” новую почетную должность премьера.
Футбол – удовольствие дорогое. Содержание тренировочного центра, стадиона, большие зарплаты футболистам (от двух тысяч долларов в месяц), тренерам, другим сотрудникам – всё это сильно бьёт по карману спонсоров. Уже почти семь лет “Таврию” спонсирует Дмитрий Фирташ.
“В 2005 году бывший премьер-министр Автономии Сергей Куницын обратился к акционеру двух крупных крымских заводов Д.Фирташу с просьбой поддержать команду “Таврия”, которая находилась в тяжелом положении”, – уточняет пресс-служба историю отношений Д.Фирташа с крымским футбольным клубом. По ее данным, благодаря поддержке бизнесмена и оказанной им помощи коллектив тогда вышел из кризисной ситуации. В 2010-м году Фирташ помог организовать в Симферополе на стадионе “Локомотив” концерт в честь победы “Таврии” в Кубке Украины. На концерте выступили с десяток звезд российской и украинской эстрады, а обошлось это удовольствие, по разным данным, в сумму от 300 до 900 тысяч долларов.
В 2010 году Дмитрий Фирташ был избран главой Федерации работодателей Украины — совместного представительского органа стороны работодателей на национальном уровне (СПО), которое представляет украинские компании, где работает несколько миллионов человек. Выходит так, что 27 марта 2012 года Дмитрий Фирташ трудоустроил Анатолия Могилева в “Таврию”.
«Мы решили предложить Анатолию Могилеву стать президентом, потому что считаем, что клубу нужна серьезная поддержка. Я знаю его как серьезного, амбициозного человека, который ответственно и с пониманием подходит ко всем вопросам. Считаю, что приход Анатолия Могилева даст клубу новую жизнь, тем более когда президентом клуба является человек высокого ранга», – сообщил Дмитрий Фирташ 28 марта на брифинге в Бахчисарайском районе по окончании встречи руководства и спонсоров “Таврии” с командой.
Сейчас большая часть активов Дмитрия Фирташа включена в состав инвестиционной компании Group DF, куда также входят его пакеты Крымского содового завода (89, 48%) и ЗАО «Крымский титан» (50%+1).
Можно предположить, что бизнесмену Фирташу помощь крымского премьера Могилева будет кстати – как когда-то было взаимовыгодным президентство в «Таврии» премьера Куницына. В конце лета 2011-го года Фирташ встречался с и.о.главы Совмина Павлом Бурлаковым – он тогда назывался в числе вероятных сменщиков Василия Джарты. После встречи сообщалось, что правительство Крыма дало согласие Фирташу на строительство третьего цеха по производству титана, запуск которого вдвое увеличит объемы производства диоксида титана – 200 тысяч тонн в год. А в середине лета большинство Верховной Рады приняло закон, который разрешил Фирташу приватизировать предприятия, входящие в холдинг “Титан Украины”.
28 марта Фирташ получил новую поддержку – за него вступился Анатолий Могилев. Премьер считает необоснованными претензии экологов и налоговой службы к работе Крымского содового завода. Анатолий Могилев, похоже, сходу включился в работу на новом посту: во время поездки вместе с Фирташем в Бахчисарайский район на учебно-тренировочную базу симферопольского клуба в селе Почтовое они договорились о строительстве нового тренировочного центра. “Сегодня уже имеем первый результат. Принято решение сносить всё, потому что это старая база. Приблизительный бюджет еще подсчитывается, но это где-то 10-12-15 миллионов долларов. Я надеюсь, что это будет хорошая база, которую заслуживает “Таврия,” – сообщил Фирташ.
Анатолий Могилев добавил, что считает своим долгом оказывать всестороннюю помощь клубу. «Я ваш сторонник, ваш почитатель и один из участников команды. Я надеюсь на сотрудничество», – сказал Анатолий Могилев. И добавил, что в перспективе нужно поднимать вопрос реконструкции республиканского стадиона «Локомотив», для того чтобы он соответствовал европейским требованиям. При этом передавать арену из республиканской в собственность клуба не планируется.
От «Центра». Все это, несомненно, замечательно, только есть в этой внезапной любви к футболу (помнится, не так давно премьер еще сомневался, найдет ли время для матчей Евро-2012) и назначении хоть и на почетную, а все же должность, пара принципиальных для госслужащего Могилева моментов.
Во-первых, нужно понимать, что спортивный клуб «Таврия» – это, помимо игры, частный бизнес и, если полно указывать, то нужно писать – ООО «СК «Таврия». Поэтому содействие его деятельности со стороны органа власти или его руководителя не должно переходить грань, во всем мире именуемой лоббированием частных интересов. Потому как все, что за гранью – и есть коррупция.
Во-вторых, все мы понимаем, что для того, чтобы содействовать развитию спорта в целом и в равной степени по отношению ко всем представителям сферы, топ-чиновникам совсем не нужно иметь статус президента в одном отдельно взятом частном клубе. А то какая-то избирательная госполитика получается.
И уж совсем не хотелось бы думать, что интерес к футболу и клубу у крымского премьера появился только по случаю выборов-2012 и по отмашке президента.