Аварийно-опасный город

Life

Значительный рост количества автомобилей за последние годы существенно обострил ситуацию на крымских дорогах, которые в это время, увы,  «не росли» в качестве. И, судя по тому, что мы можем наблюдать каждый день, число водителей, не сильно задумывающихся о том, что они управляют источником повышенной опасности, тоже велико. Естественно, это сказывается и на статистике аварийности. В Симферополе, по данным ГАИ, с начала года количество ДТП с пострадавшими увеличилось на 11,9 процента. Однако не все происшествия, при которых погибли или ранены люди, произошли по причине невыполнения требований ПДД  участниками дорожного движения. Ворох нерешенных проблем, возникающих в области обеспечения безопасности дорожного движения,  – вот еще одна причина, по которой жизнь и здоровье людей ставятся под угрозу. Но об этом, как правило, официальные лица  предпочитают отмалчиваться.

Каждый симферопольский водитель и пешеход  прекрасно знает, что ездить и передвигаться в нашем городе приходится  в условиях, далеко не идеальных. Состояние  городских дорог, о которых мы не раз писали,  реально отражает степень защищенности всех участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. И речь идет не только о ямах на дорогах. Сюда входит и освещенность в темное время суток, и наличие или отсутствие разметки, обзорность, дорожные знаки и т.д. Кроме того, симферопольские улицы в большинстве своем слишком узкие для увеличившегося потока транспорта, в городе много перекрестков с ограниченной видимостью, есть и такие, проезд по которым, в особенности для новичков и приезжих, достаточно сложный. Это, к примеру, перекрестки улиц Киевская — Никанорова, Павленко — Ленина-К.Маркса,  Ленина – Шмидта-Воровского. Как раз такие  участки и становятся печально известными местами концентрации ДТП. В Симферополе их, по данным ГАИ,  56.  Для наглядности мы нанесли их на карту города. Эти перекрестки требуют установки новых светофоров, дополнительных знаков ориентирования, обрезки деревьев, закрывающих обзор, установки пешеходных ограждений, а поскольку эти проблемы не решаются, то самым главным становится   повышенное внимание со стороны водителей.

Примечательно, что все эти аварийно-опасные участки попадают в неблагополучную статистику из года в год,  и прекрасно известны не только Госавтоинспекции, но и  дорожным и коммунальным службам. По словам  начальника ОГАИ Симферополя Анатолия Зуева, сотрудниками ведомства регулярно проводятся обследование опасных участков, после чего информация о выявленных недостатках (неработающий светофор, отсутствующий знак и т.п.)  передается в органы местного самоуправления, то бишь, в горисполком.  Каждый раз после таких проверок выдаются предписания и требования устранить недочеты, и даже принимаются меры административного воздействия к должностным лицам. Но кардинально ничего не меняется. Схема отработана:  городские чиновники, по большей части,  отписываются, что нет денег или «сделаем, когда будет финансирование». И так до бесконечности.

Пер. Стахановцев-Киевская, место концентрации ДТП. Обзор при выезде на главную полностью перекрывают стоящие в ряд деревья

«Мы составляем админпротокол на руководителя коммунальной службы. При наличии у него справки, что денег нет, протокол отменяется, суд его отменяет, — говорит Анатолий Зуев. – Какой выход? Давать информацию в прокуратуру, она более жестко на это реагирует. Ну, как так – аварийность растет, а денег нет? Это же ничем не  компенсировать!».

В Службе дорожного надзора Симферопольского ОГАИ по всем местам концентрации ДТП заведены специальные дела – весьма увесистые папки со схемами, описанием и перечнем мер, необходимых для повышения безопасности в данном местее. Тем не менее, ни один потенциально опасный участок в городе не обозначен соответствующим дорожным знаком. Между тем, согласно ДСТУ4100-2002 п. 10.3.41,участки или места  концентрации ДТП должны обозначаться  дорожными знаками 1.39 «аварийно-опасный участок» или «прочие опасности» вместе с табличкой 7.2.1 “Зона действия”.

Начальник ГАИ Симферополя считает, что такие меры эффективны, но на трассах вне населенных пунктов. В городе, по его словам,  «приоритеты  на перекрестках расставлены».

«Взять перекресток Гоголя – Толстого, – знаки все есть. В 23.00 светофор переходит в «желтый режим». Почему там все время бьются? Потому, что люди невнимательны. У нас, к примеру, на ул. К.Маркса и Павленко установлены специальные зеркала, открывающие обзор на закрытых перекрестках, но ночью они не эффективны. Толку не будет, пока водители не будут учиться дисциплине»,- говорит Анатолий Зуев.

Хотя, по логике, никакие дополнительные меры были бы  не лишними, тем более, по словам Зуева, причиной   90 процентов  ДТП является человеческий фактор… Вместе с тем,  он соглашается, что состояние дорог тоже значительно влияет на аварийность. Неожиданный маневр при объезде ямы – вот вам уже потенциальное ДТП. И, несмотря на то, что с ямочностью на улицах крымской столицы борются, остается  еще очень много проблемных мест. В последнее время коммунальные службы города провели обрезку деревьев вдоль основных улиц, но, в то же время, не  во  всех местах концентрации ДТП дорожные знаки  и разметка находятся в надлежащем состоянии.

Чтобы проверить, так ли это на самом деле, далеко идти не пришлось. Ближайшее от нашей редакции «место концентрации ДТП» находится возле парка имени Тренева, это перекресток улиц Севастопольской, Самокиша и Крылова.  Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что место это действительно опасное, особенно для пешеходов: перекресток достаточно широкий, движение оживленное, однако нет ни одного знака «пешеходный переход», разметки практически не осталось. Более того, с некоторых пор там сделали остановку общественного транспорта. Маршрутки останавливаются прямо на остатках «зебры», мешая пешеходам перейти дорогу. И где, спрашивается, результаты проделанной работы? Город потратил огромные деньги на реконструкцию парка Тренева, а позаботиться о том, чтобы мамы с детьми без проблем могли добраться до места отдыха, никому, видимо, в голову не пришло.

«Остановка там стихийная, не предусмотрена никакими ДСТУ, — подтвердил наши выводы начальник ГАИ города. – С другой стороны, надо найти альтернативу. Этим  горисполком уже занимается».

И, надо сказать, занимается не один год. Если  верить словам начальника городского управления  транспорта и связи Андрея Каракулькина, на 2013 год планируется разработка Программы развития транспортного потенциала Симферополя, одним из этапов которой является разработка проекта обустройства инфраструктуры городских маршрутов общего пользования. Работа эта будет осуществляться за счет средств местного бюджета. Ну, что ж, подождем. Пока же в городе, по   информации Каракулькина, из 390 мест для остановок оборудованы всего около 70.

Между тем, в Правилах благоустройства территорий г.Симферополя (пункт 4.8.7) четко прописано, что «собственники дорожных объектов и дорожно-эксплуатационные организации обязаны:

  -анализировать состояние аварийности на дорожных объектах, выявлять аварийно-опасные участки и места концентрации дорожно-транспортных происшествий, разрабатывать и осуществлять мероприятия по усовершенствованию организации дорожного движения для устранения причин и условий, которые приводят к их возникновению;

-вместе с Госавтоинспекцией принимать участие в осмотре мест дорожно-транспортных происшествий для определения дорожных условий, при которых они случились, и устранять выявленные недостатки.

Нарушение требований данных Правил влечет ответственность виновных лиц в соответствии с действующим законодательством».

Тут мы опять же вспоминаем КП «Симспецмонтаж», на балансе  которого находятся почти все улицы города, но которое по факту занимается только ремонтом и обслуживанием средств регулирования дорожного движения. И, если на содержание дорог у  КП денег нет, то тендеры на ремонт светофоров, замену и установку дорожных знаков «Симспецмонтаж» выигрывает регулярно. Только в этом году, по нашим подсчетам, предприятие получило 2 млн. 163 тыс. 841 гривен. Как именно распорядились этими деньгами, мы не знаем, но, по логике, в первую очередь нужно было бы уделять внимание именно проблемным зонам.

Стоит отметить, несколько лет назад городскими властями была предпринята попытка взять под контроль пару опасных перекрестков (улицы Киевская-Толстого-Троллейбусная и Киевская-Франко), установив на них камеры видеонаблюдения. Камеры там есть до сих пор, вот только проработали они совсем недолго. Почему? Да потому, что законодательно это не закреплено, т.к. в 2009 году, к величайшей радости автолюбителей, Конституционный суд Украины запретил инспекторам оформлять «письма счастья». Однако в случае принятия соответствующего закона, все может измениться.

«Камеры – это наше будущее, мы от этого никуда не денемся, — продолжает Анатолий Зуев. – Если вернут «письма счастья» — это будет очень хорошо, это очень эффективно. Когда камера работала, за сутки она фиксировала до 190 нарушений ПДД водителями на одном перекрестке! Инспектор, для сравнения, может выявить 3-5 нарушений. Если таких перекрестков (оборудованных камерами  — авт.)  будет 10 в городе? И бюджет пополним, и знаки новые поставим, да и дороги будут лучше».

Нынешняя же ситуация усугубляется еще и тем, что после очередной реорганизации ГАИ в Симферополе, по информации Зуева, днем работают всего пять экипажей, ночью три (до сокращения было 10 и 5 соответственно). Еще тремя экипажами «помогает» республиканская рота ДПС. «Этого катастрофически не хватает, поскольку эти же экипажи, помимо патрулирования, занимаются оформлением ДТП, участвуют в оперативных мероприятиях, перекрывая улицы в случае угона, разбойного нападения и других преступлений. Поэтому поставить по машине возле каждого опасного участка не получается, а жаль, потому что водители, видя что стоит машина ГАИ, начинают вести себя сдержаннее».

Проблем, как видно, предостаточно. Цена же, которую мы платим за блага автомобилизации, – слишком высока.  Авария, по своей сути,  — всегда цепь событий. И в этой цепочке слабым звеном всегда является человек. Поэтому и система безопасности должна приспосабливаться к человеку, а не наоборот. Должны быть качественные дороги, удобные развязки и хорошо освещенные улицы, сотрудники ГАИ должны предупреждать ДТП, а не карать, и быть эталоном законности в поведении на дороге. В то же время злостный нарушитель должен знать, что поблажки ему не будет. А пешеход – понимать,  что  такая, на первый взгляд,  мелочь, как фликер (отражатель) на одежде — не лишняя трата денег, а способ выжить. Особенно в ситуации, когда власти не могут похвастаться, что  сделали все возможное для обеспечения нашей с вами безопасности. А потому, как ни банально это звучит, надеяться нужно прежде всего на себя, смотреть во все глаза, строго соблюдать Правила и требовать этого от других. Возможно, тогда новых дорожных трагедий можно будет избежать.