Вячеслав Павлов: “Там, где качественно проведено следствие, – неприкасаемых нет”

Интервью прокурора Крыма Вячеслава Павлова телепрограмме “Вопрос национальной безопасности” (телепроект “Центра”). Эфир 24.01.12, ТРК “Черноморская”. Видеоверсию интервью можно посмотреть здесь.

Вячеслав Владимирович, на прошлой неделе вы провели первую свою коллегию в качестве прокурора АРК.  И как оказалось, на нее не были приглашены представители СМИ. С чем это связано?

Это было связано с тем, что коллегия носила рабочий характер. Для представителей СМИ мы планируем буквально на следующей неделе провести пресс-конференцию с участием всех заместителей прокурора АРК. А коллегию мы проводили по нашим рабочим вопросам. Принимал участие заместитель генерального прокурора Украины, и мы говорили о проблемах, которые были в нашей работе. Это был предметный рабочий разговор. А для представителей СМИ подготовили пресс-релиз. Без информации мы вас не оставим. А те вопросы, которые по коллегии интересуют, я готов ответить.

Какое направление в работе прокуратуры Крыма в прошлом году вы считаете наиболее провальным, а  какие направления – более успешными?

На итоговой коллегии Генеральной прокуратуры Украины  была дана очень позитивная оценка работы прокуратуре Крыма. Это то, что касается, прежде всего, соблюдения требований земельного законодательства,  заявленных  исков об освобождении земель. по вопросам борьбы с коррупцией.  Они все были на слуху. И то, чем может гордиться прокуратура автономии – крымчанам по результатам прокурорских проверок возмещено 67 миллионов гривен задолженности по заработной плате. Активно прокуратура работала и в плане того, что касалось требований соблюдения бюджетного законодательства. Практически везде получалось отслеживать и тендерные закупки, и законность расходования бюджетных средств. Свыше 80 уголовных дел возбуждено только по вопросам, которые касались злоупотреблений при использовании  бюджетных средств. Сумма убытка – более 50 миллионов гривен. Более сотни коррупционеров были привлечены к ответственности.

А наиболее провальные направления?

Мы были подвергнуты обоснованной критике и на коллегии Генпрокуратуры в Киеве, и здесь мы говорили о том, что у нас были проблемы с нарушением конституционных прав граждан. Были и незаконные привлечения граждан к ответственности, были серьезные проблемы с качеством досудебного следствия.

Есть какие-то цифры? Сколько было возбуждено, к примеру, уголовных дел без достаточных на то оснований. И сколько дел было прекращено в связи с отсутствием состава преступления?

На фоне Украины мы – в негативе. Об этом я откровенно говорю. Из-за нарушений требований статьи 22 УПК и недостатков  прокурорского надзора на стадии  расследования качество досудебного следствия ухудшилось. Поэтому, в сравнении с 2010-м, в прошлом году  на  48,5 процентов выросло количество  уголовных дел, возвращенных судами на дополнительное расследование. В абсолютных цифрах это 39 дел против 24, возвращеных на доследование в 2010 году. Неудовлетворительным остается и положение с соблюдением конституционных прав граждан. В 2011 году  более чем в три раза  (с двух до восьми) выросло количество обвиняемых, производство в  отношении которых  было закрыто по реабилитирующим обстоятельствам. И еще одна цифра. Из общего количества незаконно привлеченных к уголовной ответственности по делам, которые находились в производстве следственного отдела прокуратуры АРК,  четверо содержались под стражей.

Среди тех почти 100 должностных лиц, которые были привлечены к уголовной или административной ответственности за коррупционные деяния, в основном – председатели сельсоветов, их заместители, два экс-главы райгосадминистрации. То есть, их должности на уровне города-района. Среди тех, кого привлекали,  есть и сотрудники МВД, но нет ни одного сотрудника прокуратуры и нет ни одного представителя судебной системы. Это уровни неприкасаемости?

Это не уровень неприкасаемости. То, что касается работников прокуратуры, то в прошлом году у нас был Красноперекопским межрайонным судом вынесен приговор в отношении бывшего старшего помощника прокурора Армянска. Он получил взятку за принятие решения об  отказе в возбуждении уголовного дела. Наказание назначено в виде пяти  лет лишения свободы. Там, где проведено качественно следствие, задокументированы факты противоправных действий –  неприкасаемых нет.

Я бы хотела остановиться на фактах, свидетельствующих о том, что  сотрудниками прокуратуры некачественно проводилось досудебное следствие либо вообще без должных на то оснований возбуждались уголовные дела. Некоторые – достаточно шумно, с привлечением спецподразделений. Потом они заканчиваются ничем. Ну, если не считать последовавшую за тем отставку лиц, которых привлекали к ответственности. Я имею в виду резонансные события вокруг председателя Апелляционного суда Крыма Сергея Лунина, задержания начальников портов Одессы и Керчи. Какие последствия эти дела имеют потом для работников прокуратуры?

Дела, которые вы последними назвали, они расследуются.  А последствия, если мы приходим к тому, что следователь или прокурор, который принимал решение о возбуждении уголовного дела, ненадлежащим образом выполнил свои обязанности – дисциплинарная ответственность.

То есть, вы хотите сказать, что следователь по особо важным делам прокуратуры Крыма Морозов понес какую-то ответственность за возбуждение уголовного дела в отношении председателя Апелляционного суда, которое было прекращено буквально через неделю после того, как ВР Украины удовлетворила его прошение об отставке?

Да, и понес дисциплинарную ответственность даже заместитель прокурора.

Кто именно?

Я не хочу называть, потому что это без меня было. Тот, который отвечал за этот вопрос…

17 января, вступил в силу закон о гуманизации ответственности за преступления в экономической сфере. Что могут повлечь за собой изменения в Уголовном кодексе для тех резонансных дел, которые были возбуждены  в отношении крупных бизнесменов или каких-то должностных лиц, если преступления, в которых они обвиняются, относятся к  хозяйственной сфере?  Каким образом будет происходить трансформация таких дел,  какие из них будут закрыты? Это новое явление в нашей стране и  многие вещи еще непонятны, по-моему, даже юристам…

Юристы говорят правильно: пока не будет практики, которая будет наработана, многое будет непонятным. Но то, что вас интересует, то следствия по делам, которое ведет прокуратура автономии,  особо не коснется. Потому что 17 января декриминализированы статьи 234, 235 УК. Это незаконные действия с приватизационными бумагами и несоблюдение лицом обязательных условий по приватизации имущества предприятий и их дальнейшего использования.  У нас таких дел нет, но если бы они были, мы бы их, конечно, прекратили в связи с декриминализацией статей. А там, где декриминализация коснулась уголовных дел о товарной контрабанде, эти дела прекращены.

По преступлениям, которые связаны с экономическим блоком, теперь нужно более взвешенно подходить к избранию меры пресечения. Закон прямо нацеливает, что там, где речь идет об экономических преступлениях, в первую очередь решать вопрос об избрании меры пресечения в виде подписки о невыезде и залоге.

И это  касается, в  первую очередь, юридических лиц частного  права. То, что касается преступлений в экономической сфере, совершенных должностными лицами госорганов, руководителями государственных или коммунальных предприятий, там все остается как и прежде

Да, статьи 364, 365 УК не декриминализированы. Но надо взвешенно подходить к избранию меры пресечения.

И к примеру, в жизни Анатолия Павловича Гриценко в связи с декриминализацией и гуманизацией отдельных статей УК ничего не изменится?

Суд, который рассматривает дело, решит. И если в деле есть статьи, которые не были декриминализированы законом, то, конечно, никаких изменений.

Что может  измениться в уголовных делах, по которым привлекаются Геннадий и Сергей Беймы?

Ничего не изменится. Мы будем завершать досудебное следствие и направлять дело в суд. Они обвиняются по статье 364 УК и еще ряду статей.

Вячеслав Владимирович, я понимаю, есть тайна следствия, и вы многие вещи не можете говорить. Но посмотрите, какая ситуация в целом получается.  Кроме того, что эти и другие бизнесмены  являются крупными налогоплательщиками, они являются еще и инвесторами в экономику Крыма. А других за последние годы, не смотря на всевозможные стратегии, декларации и  прожекты, в Крыму так и не появилось. Уровень коррупции таков, что инвестор сюда не идет. А свой,  внутренний инвестор, которому приходится давать взятки чиновникам, пробивать решения, вкладывает свои капиталы в Украине, но в  итоге у него получаются проблемы. Я согласна с тезисом «а ты не воруй». Но получается, что правительство Крыма пытается завлечь сюда инвестора, а самые крупные инвесторы попадают под прицел прокуратуры либо СБУ по той причине, что находятся нарушения, возникшие, в том числе, и по причине тотальной коррупции. Например, дело Олега Зубкова, владельца зоопарка «Сказка» и строящего сафари-парка, который  несколько лет пытается оформить собственность…

Человек с табличкой «инвестор» ведь тоже не может совершать преступление, которое прописано в УК? Пусть человек не нарушает закон и пусть инвестирует. То, что вы сказали о коррупции – я больше месяца  тут работаю, и у нас телефон доверия работает – но ни один предприниматель не пришел за мою память с заявлением о том, что у него вымогают деньги. И потом эти все разговоры и возмущения о коррупции. Но почему-то люди не обращаются с заявлениями!

А может, они вам не доверяют?

Пусть обращаются туда, кому доверяют. Есть еще  СБУ, милиция. Там, где есть заявления –  мы реагируем. Я же не зря цифру назвал: 100 должностных лиц привлечены к уголовной ответственности. И последнее дело, что мы возбуждали, вы тоже знаете,  – по взяткам в поселковых советах. Пусть обращаются предприниматели. Но если не доверяют, то говорить, что их обижают…Знаете, здесь  тоже надо иметь гражданскую позицию.

Конкретно по перспективе уголовного дела Зубкова есть информация?

По делу Зубкова будут результаты  экспертизы, и мы озвучим.

По нашей информации, экспертиза уже пришла  на прошлой неделе…

Сейчас поработают с ней следователи. Я знаю эту ситуацию,  в том числе из ваших публикаций, но там есть определенные нарушения. Прокуратура Белогорского района готовила иск, мы посмотрели и изучили. Посмотрим еще по этой ситуации.

А вы считаете, что там есть основания для того, чтобы лишать Зубкова собственности, которую он приобрел у физлица,  в интересах Белогорской РГА на том основании, что эти развалины стояли на земле, которая сегодня в распоряжении райгосадминистрации?!

Еще не считаем. Мы поработаем еще с документами…

На прошлой неделе появилась информация о задержании экс-руководителя Симферопольского УКСа и экс-вице-мэра. Но информация не подтвердилась. Поскольку тема освоения бюджетных денег, которые проходили через тендеры либо этих тендеров незаконно  избегали на глазах у города, интересует всех, скажите, пожалуйста, какое есть движения по этим делам. Не переквалифицированы ли они уже в отношении каких-то конкретных чиновников мэрии Симферополя?

Пятого января только было возбуждено уголовное дело, которое касается предоставления определенной коммерческой структурой недостоверных документов на получение лицензии о праве занятия хозяйственной деятельностью. Получив эту лицензию, они на основании поддельных документов, заключили договор на выполнение строительных работ, о которых вы говорите. В рамках возбужденного уголовного дела, изъята вся документация, которая касалась выполнения строительных работ по реконструкции сквера имени Тренева в Симферополе. Сейчас назначены соответствующие бухгалтерские экспертизы. Мы работаем с документами, обязательно следствие должно ответить на вопрос: насколько полно были выполнены и профинансированы объемы работ? Как только получим заключения экспертиз, обязательно, я думаю, появится и обвиняемый в этом уголовном деле.

В  прошлом году на Крым «упала» 900-миллионная субвенция из госбюджета на развитие автономии и  большинство этих денег ушли на строительные подряды. Дело Симферопольского УКСа  – единственное, которое возбуждено прокуратурой по нарушениям при проведении строительных тендеров и выполнении этих подрядов?

Пока – да. Но работа ведется планомерно. Там, где расходовались бюджетные средства – это работа прокуратуры. Все прокуроры сориентированы нами, а  мы – генеральным прокурором. Расходование бюджетных средств – это постоянное поле деятельности прокуроров. Проверки идут и по тем делам, которые будут возбуждены, мы обязательно проинформируем.

Четверть миллиарда гривен из этой субвенции достались фирме-прокладке «Строй-центр 2», то есть фирме без офиса, без базы, без специалистов, и  которая выполняла работы, используя субподрядчиков. Качество – отвратительное. Многие объекты не завершены в срок, однако  никто на это не обращает внимания. Я знаю, что сотрудники УБЭП Ялты проводили проверку проведения этой фирмой ремонтных работ в Гаспринской амбулатории, там завышены объемы и стоимость работ более чем на 400 тысяч гривен.  Эти материалы должны были направить  в прокуратуру….

В прокуратуру Ялты материалы этой проверки передали. Прокурор Ялты обратился с требованием в Госфининспекцию, так сейчас называется бывшее КРУ. Они включают в план проверки на первый квартал 2012 года и по заключению специалистов примем решение. Вопрос на контроле. После того, как Госфининспекция даст нам свои выводы, посчитает объемы, будет принято решение.

Прокуратура Крыма и Ялты проводили проверку относительно законности передачи в аренду и использования земли и корпусов НИИ имени Сеченова в Ялте. Этой проблеме мы посвящали несколько публикаций и программ. Что на сегодняшний день известно о результатах тпроверки?

По вопросам соблюдения земельного законодательства в этом институте я могу сказать, что проверкой мы установили, что за период с 90-х  по 2011 год из земель института было произведено пять изъятий. А именно: гражданину было отведено0,04 гадля в постоянное пользование для строительства, для общины Украинской православной церкви дано разрешение на разработку проекта землеустройства для строительства храма святого Николая Чудотворца. Для восстановления храма Воскресения Христова и Иона Златоуста. И гражданам земельные участки  –0,6 гектаров. Это то, что мы установили документально и проверяем сейчас законность этого изъятия.

А что касается законности аренды и приватизации корпусов НИИ?

Что касается аренды корпусов, то в судебных инстанциях рассматриваются исковые заявления Фонд имущества АРК, который  17 июня обратился с иском в Хозяйственный суд автономии о признании недействительным договора аренды.

Эти судебные тяжбы длятся уже не первый год, и там стороны уже прошли  уже несколько кругов. Какие есть шаги со стороны прокуратуры? Не изучалась ли законность отчуждения корпусов, часть из которых, к слову, досталась фирме, оформленной на  водителя бывшего директора института…

Мы проводим эти проверки. И, кроме того – мы вступили в рассмотрение дел, которые, как вы говорите,  тянутся годами. И 7 февраля будет следующее заседание суда. Работники прокуратуры в суде будут поддерживать позицию Фонда имущества.

И последний блок вопросов, Вячеслав Владимирович, касается соблюдения прав на  доступ к публичной информации. Право на информацию, вы, наверное, согласитесь, одно из тех, которое особо охраняется государством. Ваши намерения по поводу информполитики ведомства, которое вы возглавляете? Насколько открытым вы будете для общества?  Вот в зале заседаний  появился огромный экран с вэб-камерами. Это только для селекторов с генеральным прокурором или посредством этого оборудования  вы будете коммуницировать и с обществом?

Будем. Эта аппаратура для этого и предназначена. Сначала мы ее обкатаем на общении с прокурорами, а потом, естественно, будем готовы общаться и с представителями СМИ. То, что касается обеспечения доступа к публичной информации, то приказом генерального прокурора во всех прокуратурах регионов введена специальная должность. В прокуратуре автономии есть старший помощник по вопросам соблюдения закона о доступе к публичной информации. Там, где к нам приходит запрос на информацию в соответствии с требованием закона, мы однозначно его рассматриваем и даем ответ. В этом году в прокуратуру автономии поступило 156 запросов на информацию. Непосредственно прокуратурой Крыма  рассмотрели 73 запроса, 15 направили другим распорядителям информации. И по 42 запросам дали разъяснение. Всего в восьми  отказали в удовлетворении.

Но у прокуратуры есть и другие функции, касающиеся защиты  прав граждан на получение публичной информации. Прокуратура все-таки очень редко и невнятно реагирует на факты не предоставления гражданам, в частности – журналистам, информации с местных органов власти по вопросам распоряжения землей и другими ресурсами. Земельные решения не публикуются и не предоставляются,  и  журналистам приходится в суде доказывать свое право на получение этой публичной информации и помощи прокуратуры в этом никакой нет.

Я бы так не сказал. В прошлом году прокурорами к административной ответственности привлечено шесть должностных  лиц, которые безосновательно отказали в предоставлении публичной информации, чем  нарушили закон. Кроме того, 109 документов реагирования прокуратура вносила именно по фактам нарушения этого закона. И 37 должностных лиц привлечено к ответственности. Давайте информацию о нарушениях закона, и мы будем реагировать.

Мы ее публикуем регулярно, но ее в прокуратуре, наверное, не читают. Например, для газеты «Первая крымская», насколько я знаю, обращение в прокуратуру закончилось ничем, и газета судится с горисполкомом Симферополя, пытаясь получить информацию о том, кому горсовет землю выделил. То же самое  – с газетой «События». То же  произошло и с журналистами «Центра», которые были не допущены на заседание комиссии ГлавУКС по  раскрытию конкурсных предложений. Ваша позиция в этих случаях?

Если есть незаконный отказ в предоставлении публичной информации – это административная ответственность, которая предусмотрена статьей 212 со значком 3. Такая у меня позиция. Но давайте встречи с журналистами делать регулярными. Мы готовы, примером, раз в месяц встречаться по тем вопросам, которые интересуют крымские СМИ.

Хорошо, если вы даете добро, то Информационный пресс-центр организует такую встречу руководства прокуратуры с главными редакторами, ведущими журналистами и лидерами медиа-организаций Крыма для того, чтобы  мы лучше друг друга слышали и могли скоординировать нашу работу для улучшения доступа граждан к информации. 

Фото “Центра” и сайта prostofinansy.com