То, что у россиян специфическое понимание феномена волонтерства в гуманитарной сфере, для нас не новость. С 2014 года мы помним колонны белых КамАЗов с триколорами, за «гуманитарными рейсами» которых удивительно следовали обострения на линии фронта. «Гуманитарная помощь» окровавленному Донбассу, страдавшему от обстрелов фантомных нацистов, продолжалась все эти восемь лет. В какой-то момент гуманитарка перестала интересовать подмосковного обывателя, поэтому в российских телевизорах о ней говорили обыденно, без спасительного пафоса. После открытого вторжения армии рф в Украину в феврале 2022 года вдохновенные российские «волонтеры» снова начали лезть на захваченные украинские территории. Перечислить всех этих «благотворителей» достаточно сложно, однако описания типичного представителя вида будет достаточно для базового понимания всего русского «волонтерства».
Одна из заметных псевдоволонтерских инициатив, которую Россия пытается набросить на захваченные территории, называется #мывместе с Донбассом. На сайте проекта анонсирован отбор волонтеров для поддержки населения так называемых «ДНР» и «ЛНР». Однако уже главная страница издает суть.
Набором волонтеров для захваченных территорий Донбасса занимается… Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). В типично российском авторитарном варианте задача «организации работы по поддержке волонтерской деятельности» на оккупированном востоке Украины закреплена Указом президента рф «О поддержке волонтерской деятельности на территориях ДНР и ЛНР» (№247 от 30.04.2022). В свою очередь, приказ «Росмолодежи» утверждает порядок отбора и подготовки добровольцев (волонтеров). Благотворительность в Российской Федерации не терпит самодеятельности.
У истоков гуманитарной инициативы #мывместе стоит депутат Государственной Думы РФ, глава комитета по молодежной политике Артем Метелев. Судя по официальной биографии, он выходец из «Молодой гвардии» — комсомола «Единой россии», руководитель студенческих изменений на форуме «Селигер», проводившихся российским неофашистским движением «Наши», а в 2014-2016 годах — сотрудник «Роспатриотцентра» , что под патронатом министерства обороны РФ занимается милитаризацией молодежи. Как видим, человек компетентен, подготовлен и проверен.
Следовательно, в 2017 году Метеливу доверяют руководить мегапроектом: избирают председателем правления АНО «Ассоциация волонтерских центров» (АВЦ) — «неправительственной организации», созданной по инициативе президента Путина в 2014 году якобы для «продолжения волонтерской трады». В 2020 году Метелев садится на новый поток – становится соучредителем волонтерской инициативы #мывместе, которая должна помогать пострадавшим от пандемии covid-19.
При его руководстве АВЦ серьезно расширила поле своей деятельности. Метелев, как пишут, лоббировал внесение в российскую законодательную базу изменений для государственной поддержки волонтерского движения. Создал онлайн-платформу Dobro.ru, пытающуюся координировать все волонтерское движение на территории РФ. На самом деле она является инструментом государственного контроля за управляемыми из центра «добровольческими инициативами». В целом, платформа сайта Добро.рф показывает регистрацию в системе 50 264 организаций, предлагающих участие в волонтерских проектах, и более 2,7 млн человек, зарегистрированных в качестве волонтеров.
Страницы организаций и волонтеров имеют свой рейтинг в системе. Отражается участие людей в проектах, суммарное время уделено волонтерству («волонтерские часы»). Интересно, что наиболее рейтинговые организации, которые в перечне отражаются первыми, это самая Ассоциация волонтерских центров (материнская структура платформы Добро.рф), министерство строительства РФ, «Роспатриотцентр» и госмонополия «Российские железные дороги». Лишь пятая организация из списка – Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики». В общем, идея переложить часть работы правительственных структур на плечи «волонтеров», работа которых не оплачивается, и которые предварительно должны пройти серьезный отбор и обучение – российское ноу-хау, достойное восхищения.
На такой странной основе возникает проект #мывместе с Донбассом. Первый штаб движения в Донецке открывается 05 мая 2022 года. О важности действа свидетельствует уровень представительства чиновников: первый заместитель руководителя Администрации президента России Сергей Кириенко, ставший куратором оккупированных территорий Украины, руководитель Росмолодежи Ксения Разуваева и местный гауляйтер Денис Пушилин. 20 мая аналогичный штаб организации открывается и в Луганске, на этот раз, правда, уже не так пафосно.
Следовательно, Россия жестко, на правительственном уровне, контролирует предоставление волонтерской помощи «народным республикам». Проект #мывместе с Донбассом реализуется в форме отдельных «гуманитарных миссий», которые могут касаться восстановления объектов инфраструктуры, медицинской помощи населению, организации учебного процесса и даже «медиа-волонтерства». Осуществлением каждой такой «гуманитарной миссии» занимается рабочая группа, в состав которой, помимо собственно АВЦ, входят представители Росмолодежи, ФСБ, Минобороны и МИД РФ и других привлеченных ведомств и организаций.
К кандидатам в «волонтеры» выдвигается целый набор требований. Во-первых, они обязаны быть совершеннолетними гражданами РФ. Во-вторых, иметь регистрацию на портале Добро.ру, то есть предоставить организаторам все свои персональные данные. Помимо этого потенциальный волонтер должен подтвердить свою мотивацию к участию в программе, наличие опыта в выбранной сфере работы, гарантировать, что он досрочно не прекратит своего участия в «гуманитарной миссии», продолжительность которой определяется организатором и составляет от 14 до 40 дней. Кандидат должен пройти конкурс из нескольких этапов – от подачи заявки, прохождения тестирования и собеседования, до непосредственного отбора и трехдневного очного обучения, организуемого региональным штабом #мывместе в Ростовской области.
Кроме того, требования предъявляются и к «принимающей стороне». Для получения волонтерской помощи заявки через портал Добро.ру представляют «организации» из «ДНР» и «ЛНР». При этом даже потенциальное участие в таких проектах независимых организаций на самом деле невозможно. Пункт 5 «порядка отбора и подготовки добровольцев» указывает, что «принимающая организация» не может принадлежать к перечню нежелательных иностранных/международных организаций (так называемых иностранных агентов), не должна быть включена в перечень «экстремистских» или запрещенных на территории РФ организаций.
На сегодняшний день #мывместе с Донбассом отображает информацию о 10 гуманитарных миссиях, которые должны быть реализованы в период с июня по декабрь 2022 года (набор добровольцев идет за 3 из них).
Бонусы от такого волонтерства для участников не очевидны. Как и настоящая волонтерская эта деятельность под колпаком правительства и ФСБ не оплачивается. Организаторы гарантируют переезд на место осуществления миссии и возвращение на территорию РФ, питание, проживание, оказание медицинских услуг и психологической помощи при необходимости. Отдельно акцентируют внимание на рисках, которые могут сопровождать участников миссий – волонтерство осуществляется на территориях, где «введен режим военного положения». Упомянутым выше указом президента РФ волонтерам или их семьям гарантировано получение одноразовых компенсаций в случае ранения или гибели. При этом формально члены миссий не вовлечены в ведение боевых действий. Единственная понятная мотивация участия российской молодежи в этом – попытка пролезть в российскую систему госуправления и властной вертикали через «патриотический лифт». Ведь классические социальные лифты в авторитарной России давно остановлены и обесточены.
На своих сайтах штаб #мывместе описывает работу на оккупированной территории максимально нейтрально: студенты отстраивают монумент на Савур-Могиле, психологи занимаются с детьми в Луганске, российские школьники собирают художественную литературу для пополнения библиотечных фондов Донбасса. Однако при более детальном рассмотрении руководимый правительством гуманитарный спрут волонтерства, Минобороны и ФСБ все же выдает себя.
22 августа 2022 года движение #мывместе активно проводило в Донецке и Луганске пропагандистские акции приуроченные ко дню российского флага. Тег #мывместе с Донбассом «неожиданно» трансформировался в #мывместе с Россией — в главный лозунг агитационной кампании за «референдум» о присоединении оккупированных территорий востока и юга к России. Люди со значками «волонтер победы» раздавали русские флажки и бейджи «носи русский триколор с уважением, у сердца». Какое отношение к гуманитарным обязательствам РФ как государству-оккупанту имеют такие маскарады – вопрос риторический.
Ожидаемо, движение #мывместе в Донецке и Луганске сотрудничает с оккупационной администрацией там, где это прямо не обусловлено гуманитарной необходимостью. И здесь речь не только о том, что организация действует при прямой поддержке Пушилина и ко. Специфика русских «гуманитарных организаций» в том, что они неприметно, но очень крепко сращиваются с парамилитарными и полицейскими структурами.
Движение #мывместе в Донецке и, в частности, его региональный представитель Анна Артеева, предположительно уроженка г. Харцызск, активно сотрудничает и координирует свою работу с организацией «Народная дружина ДНР». Своей целью «дружинники» декларируют «создание условий для патриотического воспитания граждан Донецкой Народной Республики путем содействия в охране общественного порядка». Организация успевает раздавать продуктовые наборы для гражданского населения и передавать военную помощь «народной милиции ДНР», параллельно пропагандируя героев НКВД.
В июле координатор #мывместе Анна Артеева принимала участие в мероприятиях ко «дню памяти детей — жертв войны на Донбассе» в Донецке. Помянув погибших детей, она осудила «преступления украинского нацизма». Инициатором памятных мероприятий выступил местный центр российского парамилитарного детско-юношеского движения «Юнармия», о чем и отчитался. Излишне говорить, что цели «Юнармии» никак не причастны ни к гуманитарным миссиям, ни к защите прав детей.
А уже 10 августа Анна Артеева вместе с руководителем «Народной дружины ДНР» Владимиром Тараненко добрались и до Херсона, где проводили «встречи с молодежью». Правда, на фото с акции можно насчитать разве что десяток представителей «молодежи». Зато в кадре – большой баннер «Херсонская область. Мы вместе с Россией».
Однако следует сказать, что Ассоциация волонтерских центров под управлением Метелева и проект #мывместе с Донбассом имеют связь со значительно более серьезными организациями. 8 июня 2022 года АВЦ объявила благотворительный сбор в поддержку штаба #мывместе на Донбассе. Здесь же была дана ссылка на отчет об использовании собранных средств. И ведет оно… на сайт «Российского Красного Креста»!
Только в архиве по указанной ссылке мы можем открыть «Публичный отчет об использовании денежных средств, поступивших в Общероссийскую общественную организацию «Российский Красный Крест» в рамках реализации Комплексной благотворительной программы РКК по оказанию помощи пострадавшим от Украинского кризиса в 2022 году за период с 21 февраля до 25 мая 2022». Бланк РКК украшен фирменным шильдиком #мывместе – чтобы ни у кого не осталось сомнений о связанности мероприятий двух организаций. Отчет сообщает о сборе в период 21.02.2022-25.05.2022, ни много ни мало – 179 972 311, 21 (180 млн.) российских рублей.
21 февраля 2022 года РКК действительно начал «общенациональный сбор средств для вынужденных переселенцев с территории юго-востока Украины», отреагировав на срежиссированные заявления «ДНР» и «ЛНР» об эвакуации гражданских. Российские «правозащитники», как и правительственные структуры, совершили фальстарт. Большое российское вторжение, которое и повлекло за собой масштабный гуманитарный кризис, началось на несколько дней позже.
Чрезвычайно важно и то, что, пытаясь повысить свою правозащитную легитимность, Российский Красный Крест активно освещает свои контакты со структурами ООН. Так, 5 июля 2022 года РКК заявил о заключении соглашения по расширению проектов помощи украинским беженцам между главой представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в РФ Каримом Атасси и главой РКК Павлом Савчуком. Насколько российские заявления соответствуют действительности – могут знать только в УВКБ ООН.
Российский принцип разрешения гуманитарных кризисов, безусловно, отличается от общепринятого, цивилизованного. Для украинцев попытки называть волонтерами людей, которых централизованно вербуют правительственные структуры государства-агрессора и держат на коротком поводке ФСБ, могут показаться идиотскими и оскорбительными. Ни о каких ощущениях сопричастности, солидарности и личной ответственности, понятных для нас, здесь и подавно речь не идет. В то же время структуры российского полицейского государства пытаются обезьяньить внешние признаки волонтерских движений, которые должны ослабить бдительность цивилизованных стран и поставить под сомнение абсолютное российское варварство. Мы можем говорить о «гибридном волонтерстве», когда понятная для европейского обывателя «правозащитная» внешняя оболочка наполняется абсолютно враждебным и агрессивным содержанием. Подобные приемы не новы, РФ активно их испытала в дипломатии, журналистике и других публичных сферах.
О том, что такая тактика все еще остается эффективной, к сожалению, может свидетельствовать парадоксальная ситуация, когда УВКБ ООН и «Российский Красный Крест» соединены в невидимую российскую сеть, с другой стороны которой оказывается общество содействия народной милиции «ДНР», «Юнармия» и другие парамилитарные организации.