8 апреля правоохранительный комитет под руководством нардепа от «Слуги народа» Сергея Ионушаса на закрытом заседании согласовал для голосования в Верховной Раде законопроект №11079-1. Он позволяет суду освобождать коррупционеров и других преступников для военной службы по контракту. Речь даже о лицах, осужденных даже за тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления.
Центр противодействия коррупции (ЦПК) отмечает, что под «усилением мобилизации» законопроект №11079-1 позволит фактически легализовать уклонение от определенного судом наказания в виде лишения свободы, а в дальнейшем благодаря коррупционным схемам – и уклонению от военной службы вообще.
По информации ЦПК, законопроект представлен в частности для отмазывания от потенциального наказания некоторых народных депутатов, получивших подозрения в коррупционных преступлениях, и дела которых уже рассматриваются в Высшем антикоррупционном суде (ВАКС).
“Авторы законопроекта №11079-1 предлагают перечень преступлений, по которым осужденных нельзя будет уволить по такой схеме. Это преступления против национальной безопасности, умышленное убийство двух и более лиц (преднамеренное убийство одного лица допускается), преступления связанные с сексуальным насилием и терроризмом, а также нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами ение. Однако тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений среди исключений нет», – отмечает заместитель исполнительного директора ЦПК Елена Щербан.
«Важно, что этот подход противоречит обязательствам Украины по движению в Европейский Союз. В июне 2022 года Европейская комиссия предоставила свой вывод относительно заявки Украины на членство в ЕС, в котором рекомендовала усиление борьбы с коррупцией, в том числе на высоком уровне, путем активных и эффективных расследований, а также обеспечения надлежащей динамики судебных дел и вынесенных приговоров».
Необходимость дальнейшего усиления работы по борьбе с коррупцией упоминается и в ежегодном докладе Европейской комиссии 2023 о расширении в контексте ЕС подачи украинской заявки на членство в Европейском Союзе.
Это не в первый раз, когда правоохранительный комитет под руководством Сергея Ионушаса пытается провести вредные инициативы, противоречащие договоренностям с международными партнерами. Ранее именно через этот комитет пытался протащить псевдореформу Бюро экономической безопасности и отказываются отменять «правки Лозового». При этом, в отличие от многих других комитетов, заседания комитета проходят в закрытом режиме», — пишет ЦПК.
Среди нардепов, которые могут избежать наказания, используя положения законопроекта №11079-1:
- Сергей Шахов, обвиняемый в сокрытии имущества на 88 миллионов гривен и объявленный в розыск.
- Александр Юрченко, обвиняемый в получении 13 тысяч долларов за нужные изменения в законодательстве о мусорных отходах.
- Сергей Кузьминых, обвиняемый в злоупотреблении влиянием и обещании за 558 тысяч гривен посодействовать в заключении контрактов между частной компанией и Житомирской больницей.
- Ярослав Дубневич, обвиняемый в незаконном завладении 93 миллионами гривен Укрзализныци. Также он подозреваемый по другому делу, которое касается организации завладения газом более чем на 2,1 миллиарда гривен. Дубневич находится в розыске, ему избран заочный караул.
- Людмила Марченко, которая обвиняется в получении 11,3 тысяч долларов за содействие с внесением мужчин в систему “Путь”.
- Анатолий Гунько, обвиняемый в получении 85 тысяч долларов за помощь частному предпринимателю с получением государственных земель в аренду.
- Андрей Одарченко, обвиняемый в попытке подкупа биткойнами Мустафы Найема в обмен на выделение денег на университет, которым занимался нардеп.
- Сергей Лабазюк, обвиняемый в предложении предоставления 150 тысяч долларов вице-премьер-министру Кубракову и главе Госагентства восстановления Найема за предоставление связанной компании подряда по восстановлению объектов инфраструктуры.
- Александр Мариковский, обвиняемый в недостоверном декларировании криптовалюты на 25 миллионов гривен грн.
Проект предусматривает, что при желании осужденного проходить военную службу, учреждение по исполнению наказаний должно безотлагательно направить в суд:
- представление,
- заявление осужденного о желании проходить военную службу по контракту,
- письменное согласие командира воинской части,
- копию военно-учетных документов,
- копию заключения (постановления) военно-врачебной комиссии о пригодности лица к военной службе.
Далее суд должен рассмотреть эти документы и принять решение.
Подробный порядок рассмотрения в суде законопроект не определяет.
Если суд решит, что от наказания осужденного можно освободить, то с ним должен быть заключен контракт, а военную службу осужденные должны будут проходить в специализированных воинских частях.
В то же время, закон не содержит никаких требований, где именно территориально смогут проходить службы такие лица. Более того – при наличии оснований по тому же заключению ВЛК такие лица в дальнейшем могут быть освобождены от прохождения военной службы.
Также следует отметить, что в Верховной Раде также зарегистрирован альтернативный законопроект №11079-3. Он не распространяет замену наказания на прохождение военной службы в случае, если лицо обвинено в коррупционном преступлении, о его правоохранительном комитете парламент отклонил.
ЦПК призывает народных депутатов не поддерживать законопроект №11079-1 в текущем виде.