В последние месяцы в «Центр журналистских расследований» все чаще обращаются жители сел из различных регионов Крыма. Причины обращений сходны: усиление войн за имущественные паи, захват объектов, а также активизация действий по скупке паев заезжими дельцами. Практически во всех случаях правоохранители оказываются либо безучастными к заявлениям граждан, либо откровенно выступают на стороне рейдеров. Сегодняшний рассказ – о печальной судьбе колхоза, слава о котором гремела на весь Советский Союз – колхозе имени Крупской в Нижнегорском районе. Здесь, к слову, начинали свою трудовую карьеру и такие знаковые для Крыма личности как народный депутат и экс-спикер автономии Борис Дейч и экс-премьер автономии Валерий Горбатов.
Дробление колхоза-миллионера
Когда-то село Михайловка Нижнегорского района было известно на весь Советский Союз. Шутка ли – колхоз им.Крупской входил в десятку крупнейших во всем СССР. Хозяйство специализировалось на выращивании зерновых культур, садоводстве, молочном животноводстве. Имея замкнутую систему производства и мощную техническую базу, колхоз активно развивался. Готовый товар поставлялся в крупнейшие города СССР, где были открыты собственные магазины. Здесь построили больницу, Дом культуры, музей с картинной галереей, стадион, для детей — конноспортивную школу с гостиницей и клубом, три детских сада, школу. Управлял хозяйством с середины 60-х до середины 80-х герой соцтруда Валентин Черфас. После его гибели в автокатастрофе колхозом руководил Валерий Горбатов, ставший впоследствии народным депутатом, постпредом президента в Крыму, а затем и премьер-министром автономии. С 90-х колхоз стал приходить в упадок. Как говорят селяне, при Горбатове брались многомиллионные кредиты под залог имущества колхоза, но куда пошли деньги – никто не знает. В 1996 году «у руля» встал сын героя соцтруда, поднявшего колхоз, — Игорь Черфасов. А в 2000-м, после указа президента Украины о реформировании сельского хозяйства, началось распаевание имущества колхоза. В селе возникли два новых сельхозпредприятия: ООО «Агрофирма им.Крупской» и сельхозпроизводственный кооператив «Возрождение». Агрофирме бывшие колхозники передали 64% паевого фонда, а в СПК – 36%.
Однако «Возрождение» просуществовало всего год. Имущество СПК, как говорит местный депутат Эскендер Таракчиев, было неизвестным образом переписано на директора и продано.«Люди из СПК были обмануты. Потом они вновь пришли в агрофирму им.Крупской», — говорит Э.Таракчиев.
В агрофирме была создана комиссия по имущественным вопросам, возникающим в ходе реформирования, из 36 человек. В паевой фонд бывшего колхоза было включено имущество почти на 10 миллионов гривен, а его совместными собственниками стали 2040 человек. Каждый из них получил имущественный пай на определенную сумму. Агрофирма заключала с селянами договоры аренды их паев на год, а в следующем продлевала. Поскольку имущественные паи – не реально выделенные в собственность объекты, а их виртуальный денежный эквивалент, селяне решили условно закрепиться за крупными объектами, как говорят, вскладчину — трудовыми коллективами и семьями.
Однако мирное существование длилось недолго. Руководство агрофирмы в свое время взяло в небезызвестном банке «Украина» кредит на развитие производства. Но банк лопнул, и 198 тысяч гривен кредитных средств потребовали срочно вернуть. Найти такую сумму руководство не смогло, за это ликвидатор банка «Украина» в 2004 году инициировал процедуру банкротства «Агрофирмы им. Крупской». Начался процесс ликвидации, который длится и ныне, только с годами появились новые кредиторы. Но в 2004 создали другое предприятие — с почти таким же названием, к которому только добавили инициалы к фамилии жены вождя революции. Теперь оно стало называться «Агрофирма имени Н.К. Крупской» и возглавил его местный житель Петр Царык. Но в 2010 году регистрируется еще одно новое юрлицо практически с прежним названием колхоза – КСХП «Агрофирма-колхоз им.Крупской», чьим руководителем стал предприниматель из Армянска Александр Грицай.
Таким образом, к 2010 году вырисовалась интересная картина: на обломках бывшего колхоза существуют 3 юрлица с идентичными названиями – вновь рожденный КСХП с руководителем из Армянска, правопреемник прежнего колхоза — агрофирма им.Н.К. Крупской и находящаяся в процессе банкротства агрофирма им.Крупской – уже без инициалов.
Наследство эпохи безвременья
Процесс ликвидации этой агрофирмы тянется с 2005 года до сих пор. По словам селян, ликвидация с самого начала проходила весьма туманно. К примеру, одна из ликвидаторов, вспоминают люди, огромный консервный завод балансовой стоимостью 1,8 миллиона гривен оценила в 250 тысяч и продала на металлолом, а незавершенная начальная школа подешевела с 3 миллионов до 250 гривен. Ликвидатор несколько лет судилась с руководством агрофирмы за право собственности на имущество паевого фонда бывшего колхоза.
«Весь этот «сыр-бор» начался с ликвидаторов: Митилевой Светланы Федоровны и Юрченко Сергея Дмитриевича. Их цель была одна – раздерибанить имущество паевого фонда. И дерибан великолепно начался с консервного завода и других объектов, заканчивая школой, которая была новостроем, а превратилась в руины», — вспоминает Э.Таракчиев.
Высший хозяйственный суд в мае 2011 поставил в этом эпизоде точку, определив имущество бывшего колхоза объектом права собственности пайщиков. Казалось бы, жить-поживать, да добра наживать. Но в Михайловке активизировались местные и заезжие коммерсанты, которые стали активно скупать у селян сертификаты имущественных паев по заниженной стоимости. Но за реальные деньги. Многие селяне паи продали. В июне 2010 года эти активизировавшиеся предприниматели стали действовать еще активнее: они выразили недоверие прежней комиссии, занимающейся имущественными вопросами, и создали новую – не из 33 человек, а из 4. Председателем этой новой комиссии стал местный предприниматель Владимир Ильченко, который передал всё имущество председателю КСХП Александру Грицаю из Армянска. Этого человека простые люди в Михайловке не видели никогда. А в сентябре состоялось распределительное собрание, которое полностью поменяло размеренную жизнь селян. Большая часть пайщиков, в основном пенсионеры, попасть на распределительное собрание так и не смогла, говорят люди. А именно тогда решался вопрос о распределении паевого фонда агрофирмы
«Буквально 20 человек решили судьбу всех пайщиков в доме культуры на этом распределительном собрании. В том числе там были члены прежней комиссии, например, Василий Васильевич Пидпомога, который зачитывал перечень паевого фонда имущества агрофирмы им. Крупской. Начали распределять имущество: Ксендзу Вячеславу Николаевичу, Грицаю Александру Викторовичу, Мальцеву Николаю, которых никто в глаза не видел», — рассказывает местный депутат.
По сути, говорят жители Михайловки, всё имущество паевого фонда агрофирмы оказалось в руках у нескольких человек. Так, согласно протоколу собрания, имущество распределилось следующим образом: совладельцу Ксендзу было решено выделить в натуре имущества паевого фонда на 577 тысяч 667 гривен. А это, говорят селяне, – весь зерноток и бройлерная. Таким же образом господин Мальцев стал владельцем Венгерского холодильника, Елена Ильченко c мужем, который напомним, эту комиссию возглавляет получили молочно-товарную ферму, столовую, административное здание, бюджетный магазин, главе КСХП Грицаю достались гараж, автомобили, тракторы, весовая, нефтебаза, крытый ток. Частный предприниматель Останков – тракторная бригада №3, семья Гришко получила два плуга и фрезу, а семейство Прокопчуков вместе с членом комиссии Пидпомогой получили прицеп и плуг.
На основании решения распределительного собрания эти предприниматели подали в сельский совет заявления о признании права собственности. И в 2010 году Михайловский сельссовет принял такое решение. Как уверяет голова сельсовета Атлымурат Дурдыев, совершенно законно. Мол, выделили всем, кто подал заявки на тот момент
«Было выделено имущества на сумму более 3 миллионов гривен. После этого людям были выданы акты приема-передач, в ноябре 2010 года, когда я вступил в должность, люди подали заявления на исполком», — рассказывает голова.
Мы делили апельсин…
Но довольными таким решением остались далеко не все. К примеру, Николай Миронюк, с детства проработавший в конно-спортивной школе, решил продолжить и после развала колхоза заниматься любимым делом. Он решил выкупить у людей имущественные паи. «Я выкупил имущественный пай конно-спортивной школы у людей. И раздал 36 людям деньги, — вспоминает Н.Миронюк. — Самый первый подал документы в сельский совет. И тут у нас группировка получилась такая, что пришли к власти новые люди, отменили полностью старую комиссию, составили новую комиссию, и теперь уже не списки, которые были раньше показаны, уже не действительны. Судился. И толку нет».
По словам Николая Миронюка, он проиграл суды всех инстанций. В результате остался и без денег – и без конно-спортивной школы. Теперь она по решению суда принадлежит предпринимателю Мальцеву.
Такая же ситуация у Анны Канаевой, которая хотела оформить на себя ларек, в котором вместе с мужем проработала много лет. Однако, уверяет женщина, глава комиссии не подписал ее заявление. «Мы с напарницей и мужем работали в ларьке. В 2010 году я пошла со своим имущественным паем, чтобы оформить на себя этот ларек. Был председателем комиссии уже Владимир Ильченко. Он мне 3 раза отказал, не подписал мое заявление. Он сказал, что отдали другому человеку, потом не известили, что будет исполком, и отдал своей жене», — говорит А.Канаева.
Как оказалось, что из 2040 пайщиков имущество бывшего колхоза-миллионера сосредоточилось в руках семи человек, голова сельского совета ответить не может. Мол – крестьяне сами распоряжаются своими паями, а сельсовет лишь удостоверяет сделки. Атлымурат Дурдыев утверждает, что абсолютно любой житель Михайловки, не продавший свой пай, может, скооперировавшись с другими пайщиками, подать заявление на выделение имущества в натуре.
Однако есть и другие истории, когда людям отказывали, следовательно, комиссия подходит к вопросу выделения имущества в натуру избирательно. Глава сельсовета на это замечает: жители сами виноваты – дескать, надо было на распределительном собрании присутствовать.
«Те же люди, которые сегодня бегают и кричат, что им не дают ларек, они в свое время бегали и отговаривали людей, что не нужно подавать заявление на это распределительное собрание, потому что оно якобы нелегитимное», — отмечает сельский голова.
Владимир Ильченко, возглавляющий теперь комиссию по имущественным паям, тоже уверял нас, что все желающие могут реализовать свой имущественный пай. Комиссия, по его словам, работает законно: «Официально комиссия сейчас существует на всех уровнях, вплоть до Верховного совета. Здесь был Константинов, комиссия по коррупции. Все здесь проверено. Прокуратура республиканская, наша. Мы действуем по закону, как положено. Ни на йоту, ни влево, ни вправо».
По словам В.Ильченко, в ситуации с конно-спортивной школой, Николаю Миронюку нужно было заверить документы в комиссии, чего тот не сделал, а потому и потерял право на школу. «Он уехал на заработки, комиссия работала, объявления висели. Если бы он пришел в комиссию, написал заявление, положил на стол, сказал, уже выплатил, я бы не смог ему отказать. А его в это время вообще не было», — уверяет В.Ильченко.
Разделяй и властвуй
Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: у правопреемника бывшего колхоза — агрофирмы им.Н.К. Крупской есть земля – земельные паи бывших колхозников, но нет техники, чтобы сеять и собирать урожай, его хранить и перерабатывать. Все объекты недвижимости и техника в руках у предпринимателей. Несмотря на это, агрофирма — единственное предприятие в районе, которому удалось сохранить поголовье коров и свиней, оно до сих пор засевает зерном более 2 тысяч гектаров.
«На сегодняшний день мы имеем 2070 гектаров земли, — рассказывает директор «агрофирмы им. Н.К.Крупской» Петр Царык. — Люди заключили с нами договоры на 5 лет. Мы подавали прошения в ликвидационную комиссию, чтобы люди с нами заключили договоры на имущественные паи на 1 миллион 300 тысяч, и комиссия должна была выделить нам имущество. Мы рассчитываемся с людьми, не имея имущества. Имущество уходит на сторону, а нашим людям, которые заключили договоры, вообще ничего не выделяется»
Многие жители Михайловки хотят выращивать картофель, говорит глава агрофирмы, ведь когда-то село обеспечивало «вторым хлебом» всю районную громаду. В очереди на получение участков под картофель стоят больше 400 человек. Но полив их участков никто не сможет гарантировать, говорит Н.Царык, ведь насосная станция и дождевальная машина переданы все тем же предпринимателям. Который год из-
за раздела имущества и земли возникают проблемы в самое жаркое для селян время – во время сбора урожая
«Вот сейчас людям нужно выдавать пшеницу в счет земельного пая, не имея имущества и техники, нанимаем комбайны, автомобили. Мы им платим бешеные деньги, хотя у нас есть свой ток, но он не работает», — сетует глава агрофирмы.
К слову сказать, сельский совет едва не продал 9 километров оросительной системы всего за 150 тысяч гривен, тогда, как ее реальная цена, по оценкам экспертов, минимум 2 миллиона. И только после активных действий депутата Эксендера Таракчеева, который писал жалобы во все инстанции, прокуратура района внесла протест, и оросительную систему удалось отстоять. Но не так активно правоохранители реагируют на другие жалобы селян: ограничение доступа к автопарку, многочисленные случаи вывоза металла и сена с объектов бывшего колхоза и прочее, и прочее…В ответ Нижнегорская милиция 16(!) раз отказывала в возбуждении уголовного дела.
Защита имущественных прав жителей Михайловки рассматривалась также рабочей группой при Совмине по вопросам противодействия противоправному захвату предприятий. Однако видимых результатов работа этой комиссии не принесла. Две недели назад мы поинтересовались у премьер-министра Крыма Анатолия Могилева, собирается ли крымское правительство повлиять на ситуацию в агрофирме им.Н.К.Крупской. «Данным вопросом занимается прокуратура. Мы им поручили, чтобы занимались, потому что там длительная проверка из-за имущественных вопросов. Там большая документальная проверка, и она проводится», — сообщил нам премьер.
Тем временем, 23 мая 2012 года Нижнегорский районный суд признал результаты распределительного собрания незаконными и обязал Вячеслава Ксендза, Николая Мальцева, Елену Ильченко, Александра Грицая, Игоря Останкова, семью Гришко, семью Прокопчук и Василия Пидпимогу вернуть имущество в паевой фонд КСХП. Но предприниматели с таким решением суда не согласны. Судя по всему, решение суда первой инстанции все же будет обжаловано, так что точку в отмене передела добра бывших колхозников ставить рано. И пока пайщики будут судиться за отмену решения распределительного собрания, лакомые объекты могут быть проданы. Так, на сайтах объявлений мы нашли предложение по продаже так называемого венгерского холодильника. Он занимает участок земли в гектар, и за него просят 600 тысяч долларов. Есть также версия, что названные нами предприниматели, в чьих руках сосредоточены сегодня живые объекты недвижимости, техника и права на паи, и которых никто в глаза в Михайловке не видел – ни кто иные, как подставные лица. Утверждать не будем, но наверняка можем сказать, что Николай Мальцев и Виктор Грицай – лица связанные. Несмотря на то, что один зарегистрирован в Ялте, а второй в Армянске, они – бизнес-партнеры, вместе учреждали агентство недвижимости «Малгриц» (название состоит из первых слогов их фамилий), и ландшафтную фирму «Гривинник» — обе в Армянске. Надеемся, что правоохранители, ведущие, как обещал Могилев, проверку, затронут и эту версию…
Мы не ставили целью показать – кто прав, а кто виноват. Это задача правоохранительных органов, а не журналистов. На наш взгляд, в том, что такое богатое хозяйство, которое до сих пор дерут на части, доведено до такого состояния – виноваты все. И особенно те, кто должен надзирать за законностью отчуждения недвижимости и земли, охраняя права и интересы граждан и государства. ..
Программа «Вопрос национальной безопасности»