Три года назад Кабмин Украины запланировал выделить порядка 4 миллионов евро, полученных от продажи Японии углеродных единиц, на обновление парка служебных автомобилей МВД. Планировалось заменить не менее 2 тысяч отечественных автомобилей ВАЗ и УАЗ на японские гибриды Тоуоta Prius, которые помогли бы в значительной мере сократить расходы на топливо, а также меньше загрязняли окружающую среду. То есть, мы позволили другой стране загрязнять окружающую среду по нашей квоте, за это она нам дала денег на свои автомобили, которые позволят уменьшить вредные загрязнения у нас в стране. И в прошлом году служебные авто в МВД таки закупили, но не две тысячи единиц, как планировалось, а 1 200. Почему?
Потому, что закупили по цене в 312 тысяч гривен за каждый автомобиль, что равно стоимости модели бизнес-класса Toyota Camry c автоматической КП. Но принцип «лучше меньше, да лучше», как понимаете, в данном случае совсем не к месту. Но не только это заинтересовало нас в этой госзакупке.
Несмотря на то, что автомобили были закуплены и переданы в автопарк МВД Украины еще летом прошлого года, до сих пор они стоят в милицейских автопарках и не используются. По крайней мере, в Крыму.
Договор о «зеленых инвестициях» Украина и Япония подписали еще в 2009 году, при этом став чуть ли не первыми государствами в мире, которые начали сотрудничество в этой сфере. Согласно договору, Украина продала 30 миллионов единиц установленного количества выбросов по цене 10 евро за тонну. По условию большая часть вырученных денег в рамках этого проекта должна была пойти на покупку именно гибридных Toyota Prius для обновления автопарка Министерства внутренних дел Украины.
Впоследствии, в 2011 году пресс-служба МВД, наконец, объявила о достижении предварительной договоренности с японской правительственной организацией NEDO о реализации проекта по замене автопарка ведомства. Как сообщил тогда заместитель главы МВД Дмитрий Ворона, в связи с тем, что 30% их автомобилей нуждаются «в немедленной замене», в рамках этих соглашений ведомство планировало заменить около 2 тысяч патрульных автомобилей марок ВАЗ и УАЗ на новые автомобили Toyota Prius с гибридным двигателем. Отметим, что замена старых автомобилей на новые было обязательным условием NEDO.
«Это автомобили, введенные в эксплуатацию 20 лет назад с расходом топлива 12-17 л/100 км. Ежегодно каждый такой автомобиль выбрасывает в атмосферу 27,5 т диоксида углерода»,– отмечалось в сообщении МВД.
По расчетам ведомства, замена автопарка в значительной степени сократило бы ежегодные затраты на покупку топлива. По скромным подсчетам Министерство внутренних дел Украины смогло бы экономить на закупке топлива более 150 тысяч гривен в год, а также значительно сократить эмиссию парниковых газов в атмосферу.
Однако же на покупку двух тысяч автомобилей у Украины, видимо, денег не хватило, так как в конечном итоге Кабинет Министров закупил только 1220 служебных Toyota Prius. По словам теперь уже экс-министра экологии и природных ресурсов Олега Проскурякова, на их закупку всего было затрачено 380,7 миллиона гривен, то есть по 312 тысяч гривен за один автомобиль.
В Украину гибридные автомобили поступили летом 2013 года. Из них 25 Toyota Prius планировалось передать в пользование крымским правоохранителям. Доехали до Крыма гибридные автомобили лишь в октябре.
Ключи от новых служебных авто крымчанам в торжественной обстановке передал заместитель министра внутренних дел Украины генерал-лейтенант милиции Виктор Дубовик. При этом по информации пресс-службы крымского Главка МВД, после торжественного мероприятия правоохранители сразу же сели в свои новые авто и приступили к выполнению служебных обязанностей. Вот только до сих пор ни одной Toyota Prius, патрулирующей улицы Симферополя, никто еще не увидел, несмотря на то, что все автомобили предназначались именно для пользования подразделений общественной безопасности.
В конце прошлого года в телепрограмме «Гроші» сообщалось, что купленные для нужд МВД Toyota Prius, уже несколько месяцев ржавеют на стоянке, а милиция при этом продолжает ездить на старых ВАЗах и «бобиках».
В сюжете говорилось, что если бы все 1200 машин использовались, то МВД экономило бы порядка 100 тысяч гривен на каждые 100 километров. Однако в Министерстве журналистов заверили, что гибридные Toyota Prius еще только растомаживают. И как только процедура будет завершена, они сразу отправятся служить милиции.
Впрочем, отчасти министерство внутренних дел Украины свое обещание выполнило: до конца 2013 года все автомобили были распределены по областям. Однако уже февраль 2014-го, а в Крыму новые гибридные автомобили к работе почему-то до сих пор не приступили.
Как рассказал нам один сотрудников крымского главка милиции, практически все 25 Toyota Prius, которые передали крымским правоохранителям, до сих пор стоят на территории автохозяйства ГУ МВД. При этом, как пояснил собеседник, в настоящее время руководство главка предлагает всем без исключения подразделениям оформить на себя данные служебные авто. Такая щедрость, по словам правоохранителя, отнюдь не подарок: за оформление одной Toyota Prius сотруднику или же подразделению якобы необходимо заплатить своим начальникам ровно 10 тысяч гривен.
«Нам сказали: кто хочет гибридный автомобиль, нужно заплатить 10 тысяч гривен. Якобы на его оформление — на покупку номеров, взятие на учет и так далее. Почему так много – нам не говорят. Платить тоже непонятно кому: официально это или нет, неясно», — пояснил сотрудник крымского главка МВД.
В то же время, от другого источника в МВД стало известно, что один автомобиль Toyota Prius все же используется. Но закреплен он далеко не за подразделением общественной безопасности, а за управлением финансового и материального обеспечения ГУ МВД Украины в АРК. Видимо, это единственное подразделение, которое смогло отыскать на эти нужды «лишние» 10 тысяч гривен.
И действительно, возле главка МВД Украины в Крыму часто можно заметить припаркованную у ворот Toyota Prius. На вопрос, кто ездит на этом служебном авто, постовой на КПП пояснил, что видел, как его парковал один из бухгалтеров главка.
В ответе на информационный запрос главное управление МВД Украины в Крыму сообщило, что, согласно приказа от 6 декабря 2013 года, все Toyota Prius были распределены следующим образом: 10 автомобилей переданы в батальон патрульно-постовой службы Симферопольского городского управления, пять авто — в Ялтинское управление милиции, еще три Toyota достались Евпаторийскому горотделу. Также по два авто были направлены в Керчь, Алушту и Феодосию, а еще один — в Саки. О том, что один из гибридных автомобилей был закреплен за управлением финансового и материального обеспечения, в ответе на информзапрос не сказано.
Посетив автопарк в январе 2014 года, мы убедились в том, что большинство новых автомобилей были распределены по городам. На стоянке находилось всего 9 автомобилей Toyota Prius, причем ни у одного из них не было госномеров. Как будто бы действительно руководство ГУ МВД ждет, пока рядовые сотрудники сами не поставят их на учет в ГАИ.
По этому поводу крымский главк милиции собщил, что все 25 автомобилей Toyota Prius были поставлены на учет в период ноябрь-декабрь 2013 года и уже зарегистрированы в МРЭО УГАИ ГУМВД Украины в Крыму. Что же касается их неиспользования, в милиции прокомментировали весьма оригинально – авто стоят на стоянке в связи со служебной необходимостью.
«Дополнительно сообщаем, что 10 автомобилей, выделенных батальону патрульной службы милиции при Симферопольскому ГУ ГУМВД Украины в АРК размещаются на территории автохозяйства, которое охраняется, в связи со служебной необходимостью», — говорится в ответе на информационный запрос.
Таким образом, уже февраль, а долгожданные гибриды до сих пор стоят в автопарке, причем не только в Симферополе. Информацию о том, что новые Toyota Prius не используются, нам подтвердили сразу в трех городах — в Ялте, в Алуште и в Феодосии. Причины, по которым их бережно хранят и не дают в пользование никому из правоохранителей, никто не разглашает или же попросту не знает.
Согласно информации МВД, укомплектованность подразделений управления общественной безопасности и других оперативных служб крымской милиции составляет аж 89 %. Слабо верится! Проведя небольшой опрос среди правоохранителей, удалось выяснить, что подавляющее большинство крымских милиционеров работают все же на своих личных автомобилях, а не служебных. И тому есть несколько причин.
Во-первых, как пояснили крымские правоохранители, с 2014 года новоназначенный начальник главка Валерий Радченко ввел распоряжение: теперь все сотрудники МВД по окончании рабочего дня обязаны парковать свои служебные автомобили исключительно на территории автохозяйства Главного управления МВД Украины в Крыму. Такое нововведение, сами понимаете, создает массу неудобств и потерю большого количества времени. Поэтому многие милиционеры просто оставили служебные авто на стоянке и пересели на свои.
Во-вторых, как удалось выяснить, далеко не каждый оперуполномоченный или сотрудник отдела по охране общественной безопасности может закрепить за собой служебное авто. В большинстве случаев, привилегии на получение казенного автомобиля в первую очередь имеют правоохранители, занимающие руководящие должности. При этом руководители и их заместители уж точно не ездят патрулировать улицы. И если еще у подразделения остаются служебные авто, то их и распределяют между простыми рядовыми милиционерами.
Вот и получается, что на сегодняшний день, новые Toyota Prius, которые должны были уже 5 месяцев помогать правоохранителям в борьбе с преступностью, а крымскому главку МВД — экономить расходы на топливо, благополучно стоят на стоянке и ждут лучших времен. А тем временем рядовые сотрудники милиции, которые непосредственно занимаются охраной общественного порядка, а также поимкой преступников, вынуждены передвигаться на старом или собственном транспорте, а то и вовсе «служить пешком».