Прошло уже три недели после того, как жители одного из крупнейших курортных городов Крыма в один не очень прекрасный момент остались без воды. Напомним: крупная авария на водоводе Чеботарка-Евпатория, на его 5-километровом участке между селом Владимировка и железнодорожной станцией Прибрежная, случившаяся 24 февраля, оставила 120-тысячную Евпаторию на целую неделю без нормального водоснабжения. Эта чрезвычайная ситуация моментально стала топ-новостью для всех украинских СМИ. Но, как это часто бывает, после окончания аварийно-восстановительных работ широкий интерес к данной теме постепенно угас. И совершенно напрасно. Потому что на повестке дня осталось, как минимум, три нерешенных проблемы. Итак…
Проблема первая: несогласованность действий
Еще раз напомним: ценой невероятного напряжения сил рабочих и специалистов предприятий водоканализационного хозяйства Евпатории, Сак, Симферополя, Ялты и Алушты, региональных подразделений МЧС, круглосуточно работавших в экстремальных условиях заболоченности и низких температур, аварийно-восстановительные работы удалось завершить на сутки раньше расчетных сроков.
В ликвидации последствий аварии на водоводе было задействовано около 200 рабочих и специалистов и более 100 единиц различной техники.
Но при этом до самого последнего момента ликвидационные мероприятия проводились исключительно за счет собственных материальных ресурсов привлеченных подразделений и финансово-технических резервов Евпатории.
В связи с последним фактом возникают резонные вопросы: неужели в бюджете Крыма не предусмотрены средства на подобные ЧС? И почему первые двое суток с массовыми свищами на водоводе боролись только ремонтные бригады Евпаторийского водоканала, местных подразделений МЧС, а не были сразу подключены силы на уровне автономии?
Министр МЧС Украины Виктор Балога позже в разговоре с журналистами признал, что определение данной аварии, как ЧС местного уровня, было ошибочным. Значит, уже на старте аварийно-восстановительных работ должна была быть объявлена чрезвычайная ситуация, как минимум, республиканского масштаба. Тогда бы и сроки ее ликвидации могли быть намного короче, и социальные потрясения — не так ощутимы. Но до последнего момента власти автономии чего-то ждали. Пока дело не дошло до того, что воду в 120-тысячный город пришлось перекрыть намертво.
Но это все уже история, пусть и не столь далекая. Отделавшись легким испугом, евпаторийцы теперь задаются другими немаловажными вопросами:
Можно ли было избежать таких потрясений? И есть ли гарантия, что подобное не повторится?
В недавнем разговоре с журналистами городской голова Евпатории Андрей Даниленко напомнил, что локальные аварии на магистральном городском водоводе случались и раньше. А вопрос строительства нового трубопровода ставился городским властями перед руководством автономии много раз, поскольку все магистрали находятся на балансе республики, а не местных властей.
Рано или поздно «труба» должна была «рвануть» просто в силу своей изношенности. Одна из ниток водовода, питающих город-курорт и три его поселка, построена 20 лет назад, другой и вовсе за сорок. При этом, что подтвердил и министр регионального развития и ЖКХ АРК Сергей Брайко, аварийная ветка не имеет катодной защиты, а это в условиях агрессивной среды (рядом – озеро Сасык-Сиваш) и близости железной дороги с ее блуждающими токами привело к ускоренной коррозии металла.
Выходит, откладывали решение проблемы до критического «момента истины». В полном соответствии с известной поговоркой: «пока не грянет гром, мужик не перекрестится».
И непонятно, кстати, как дело могло дойти до такого полного запустения при наличии целой гвардии чиновников, призванных предвидеть, анализировать и контролировать.
В структуре одного только Министерства регионального развития и ЖКХ Крыма существует добрый десяток структурных подразделений необходимого профиля: управление регионального развития, управлении эксплуатации объектов жилфонда, водопроводно-канализационного хозяйства, теплоэнергетики и горэлектротранспорта, отдел стратегического планирования и координации региональных программ, отдел административно-территориального развития и местного самоуправления, отдел развития и модернизации водопроводно-канализационного хозяйства, управления реформирования ЖКХ, отдел развития регионов, отдел преобразований в жилищной сфере и коммунального обеспечения, отдел эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства…
Что они развивают-планируют-координируют-реформируют-обеспечивают и преобразовывают, если 120-тысячный город оказался заложником элементарного износа заброшенной трубы? Есть ли у нас вообще, в принципе, цивилизованный инженерный надзор за состоянием систем жизнеобеспечения населенных пунктов? Или все оставлено на волю случая? Отсюда —
Проблема завтрашнего дня
Хорошо, что наконец-то правительство Украины взялось, вроде, решить вопрос кардинально, выделив на полную замену коварного участка 101, 4 млн. гривен. Не было счастья, да несчастье помогло… Речь идет о том самом 5-километром отрезке магистрали от села Владимировка до станции Прибрежная. Именно здесь случилось большинство из 18 прорывов, на заделку которых были брошены силы пяти крымских регионов.
Смущает, правда, заметный разброс в озвученных цифрах, касающихся строительства обводной магистрали. Поначалу на брифинге в Евпатории, организованном в первые дни аварийных отключений воды, прозвучала сумма в 30 миллионов. И, думается, сумма была не с потолка – проблема со строительством нового водовода просчитывалась не раз.
По мнению начальника управления по оборонно-мобилизационной работе и гражданской защите населения Евпаторийского горсовета Сергея Загребельского, столь существенная разница в «цене вопроса» может объясняться тем, что поначалу предполагалось строить водовод по старинке, из стальных труб и с применением традиционной запорной арматуры. Но затем пришли к выводу, что не стоит вторично наступать на старые грабли и нужно прокладывать магистраль из современных материалов – пластика или полиэтилена, не поддающихся эрозии, и устанавливать надежные электрозадвижки, позволяющие дистанционно регулировать подачу воды.
Рассматривается вопрос о прокладке не одной 1000-миллиметровой трубы, а двух, сечением 600 мм, что даст возможность, в случае аварии на одной из них, вести ремонтные работы без полной остановки системы водоснабжения. Благодаря новой конструкции задвижек, говорит С. Загребельский, врез нового участка магистрали также можно будет производить без отключения насосов.
Остается надеяться, что строительство нового участка водовода действительно, как и было обещано властями, закончат до начала нынешнего курортного сезона, а не отложат до «лучших времен», после того как послеаварийный шум окончательно уляжется, и вниманием политиков завладеют другие проблемы.
Но даже если все сложится, как мечтается, до полного спокойствия евпаторийцам будет далеко. Водную магистраль города-курорта, принимающего в летний сезон сотни тысяч отдыхающих, нужно менять на всем 20-километром участке — от Чеботарско-Ивановского водозабора до городских резервуаров. Если изъеденная коррозией труба начала рассыпаться, то повторение аварий, подобных февральской, возможно в любое время и в любом другом месте.
При этом давно существует и другая грозная для Евпатории опасность – энергетическая. Уже стало традицией, что с началом курортного сезона, когда на максимальную загрузку выходят здравницы, объекты пищевой промышленности и общественного питания, гостиницы и развлекательные комплексы, в городе начинаются периодические перегрузки в электрических сетях, приводящие ко все более частым отключениям от электропитания целых кварталов.
Проблема примерно та же, что и на прогнившем водоводе: энергохозяйство в городе давно требует капитального ремонта. Если еще оборудование трансформаторных подстанций ОАО «Крымэнерго» периодически обновляет, то линии электропередачи служат с глубокой советской «древности».
По поводу этой проблемы также давно бьет во все колокола руководство Евпатории. Достаточно ли настойчиво бьет, или от случая к случаю – вопрос вторичный. Но так же, как в случае с водоводом, вопрос замены самортизированных электрических магистралей из года в год откладывается на туманное будущее. А между тем уже лет пять-шесть подряд курортный сезон по этой причине оказывается под угрозой срыва.
Можно только представить себе, что произойдет, если в разгар летней жары отключатся те же насосные станции подачи воды, в санаториях и пансионатах «поплывут» холодильники, замрут кондиционеры и электропечи в пищеблоках, встанет городской трамвай, погрузятся во мрак дома и улицы. И электричество – не вода, его впрок в ванну не нальешь, чтобы пересидеть аварию, и в бутылях в супере не купишь.
«Сети «Крымэнерго» изношены, — заявил недавно, выступая по местному радио, начальник управления городского хозяйства Андрей Кузнецов. – Мы неоднократно ставили вопрос об их замене, но энергетики отвечают, что у них не хватает на это средств…».
К сожалению, у нас всегда не хватает средств, когда нужно что-то упредить. Видимо, нужно дождаться, когда Евпатория, после недавнего водного коллапса, ухнет в коллапс энергетический. И бедствующий город опять станет темой номер один в выпусках новостей. И снова сюда поедут один за другим высокие гости из столиц. И все дружно, в героическом напряжении сил и ресурсов, приступят к ликвидации новой чрезвычайной ситуации государственного уровня…
Фото пресс-службы Совета министров АРК и Горсовета Евпатории