Борщ как индикатор украинской экономики

Рынок – понятие, конечно, стихийное. Но  не абсолютно. Стоит походить между рядами торговцев и внимательный человек увидит тысячи доказательств организованности этой «стихии»: координацию цен, запрет на демпинг, конкуренцию источников продукции и  самих торговцев, борьбу за покупателя, контроль со стороны владельцев рынка, и много другое. Поэтому верить в стихийность цен, когда говорят, что кофе дорожает из-за града, холода и заморозков в Бразилии, можно, но найти при этом экономическое объяснение явления сложно. Рост цен понятнее объясняется растущим спросом на высококачественный кофе со стороны среднего класса в развивающихся странах – Индии, Китае, Индонезии и Бразилии; это уже кое-что. Но корень явления  все же не в самом кофе, а в том, что средний класс этих стран стал больше зарабатывать, что не просто увеличило спрос, но обеспечило платежеспособность этого класса, ведь нельзя допустить, что годом раньше эти люди не хотели пить кофе?

Но это – на мировом рынке. К сожалению, с нашими овощами – с точностью до наоборот. Потому что речь идет о внутреннем полузакрытом рынке.  Сегодня приготовление борща для  семьи из трех человек домохозяйке обойдется до 80 гривен.  Сюда входят  0,5 килограмма свиных ребрышек по 40-50 грн за килограмм (25 грн), картофель  9-10 грн.,  свекла, морковь, капуста и лук – еще 10-15 грн.  Посчитаем  также зелень  (4 грн. за пучок), фасоль (10 грн. за кг), и сметану ( 20 грн за 1 литр) в нужном для нашей кастрюли количестве, что даст еще  15 гривен, шесть гривен добавим на томат, специи и проч. мелочь по вкусу.  Стоимость воды  и газа (как и электроэнергии) не учитываем, хотя их цена также значительно выросла. Весь набор за предпасхальную неделю подорожал на 16,6%. «Плодоовощная корзина» среднестатистического украинца за три недели апреля подорожала уже почти на 19%. Картофель вырос в цене сразу на 22%. Тепличные овощи подорожали еще резче — на 27% за неделю.  В целом стоимость всех компонентов только в нынешнем году выросла примерно на треть.

По данным аналитиков проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты», украинские овощи и фрукты за последний год подорожали на 72%, хотя официально Госкомстат рапортует о 10-процентной инфляции. В этом рецепте – все отрасли и составляющие экономики страны, в том числе и российский газ в обмен на флот. На пасхальный праздничный обед по подсчетам специалистов, украинская семья в среднем потратила около 800 грн. Следовательно, сварить борщ – это значит протестировать всю экономику Украины…

Конечно, тут действуют и объективные факторы. Например, как полагают аналитики, себестоимость производства сельскохозяйственной продукции в этом году вырастет еще как минимум на 30-35 процентов. Например, себестоимость производства картошки повысится на 30-40%. Это будет касаться и других культур. Себестоимость повышается из-за роста цен на энергоносители, а также в связи с тем, что на 40-45% выросли цены на минеральные удобрения в сравнении с прошлым годом, на 15-20 %  – цены на средства защиты растений, на 10-15%  –  на семена. Также это зависит и от роста зарплат в сельском хозяйстве: в сравнении с 2010 годом зарплаты в этой отрасли выросли на 20-30 процентов. Поэтому эффективность производства сельского хозяйства в 2011 году будет ниже, чем в прошлом,  прогнозируют ученые.

Но есть и субъективные факторы. В чем же особенность нашего внутреннего рынка, которая проявляется такими последствиями. Если в нормальном рынке целью является удовлетворение спроса и только в результате этого извлечение прибыли, то в нашем рынке спрос принимается как данность, которую надо не удовлетворить, а использовать. Характерной особенностью нашего общества является не средний класс, который вот уже два десятилетия никак не может состояться, а большая доля населения, своего рода – рудиментов советского строя, которые не могут производить и не способны к бизнесу. Но жить им надо?  Поэтому они усвоили только единственный метод бизнеса – купить в одном месте и продать в другом. Из-за того, что политика государства не способствует ни производственному бизнесу, ни формированию среднего класса, именно этот метод дикой коммерции,  главный метод накопления первичного капитала стал доминирующим. Но в то же время накопление первичного капитала в обществе не происходит потому, что полученный барыш  тут же, во-первых, проедается, во-вторых, перераспределятся в виде взяток чиновникам. И так без конца. Вряд ли в таких условиях общество может овладеть либо более совершенными методами бизнеса, либо  накопить первичный капитал, либо сформировать средний класс!

Поэтому эти люди, которые купили нечто в одном месте и хотят продать в другом, не думают ни о чем ином, кроме как бы продать подороже. И даже если по всем законам экономики товар, как, например, овощи весной, должен дешеветь, у нас они дорожают! А  для формирования цены эти люди используют внеэкономические факторы – заламывают цены перед праздниками, создают искусственный дефицит, сеют панику, используют сговор, следят, чтобы никто не демпинговал! В результате, из-за того, что «а жить то надо», сегодня в украинцев, по данным аналитиков, уже заканчиваются деньги, они начали проедать свои сбережения «из чулков». Доказательство тому – ежемесячный рост объемов «сдачи» валюты населением. Украинцы в апреле принесли  в обменники 1,6 млрд. долларов, что на 2,3% больше, чем в  марте,  когда также наблюдалось увеличение объема продажи валюты.

Эксперты склонны говорить о том, что население начало тратить свои сбережения. «Скорее всего, это результат изменения покупательской способности населения в условиях инфляции. В том числе цен на продукты питания, роста коммунальных платежей. Соответственно, у населения возникает необходимость больше тратить, чем в предыдущие периоды…»  – говорит бывший глава Министерства финансов Игорь Уманский, как передает Украинский бизнес-ресурс. Говоря другими словами, у нас, в отличие от всего остального мира и вопреки законам  рыночной экономики  происходит рост цен при одновременном уменьшении покупательной способности  населения. В результате, люди тратят как бы большие суммы денег, но потребляют при этом все меньше и меньше. Вот парадокс: при существующем дефиците овощей и отставании предложения от физического спроса, согласно официальной статистике, к конечному потребителю не попадает около половины произведенных овощей. И  все эти 50% потерь, как считает  директор компании «Про Агро» Николай Верницкий, заложены в цену того товара, что продается, сообщает УБР. Кроме того, очень высоки затраты на производство тепличных овощей или на хранение их в специальных хранилищах в зимний период: они превышают 60% стоимости продукта…»

Поэтому, как это ни странно звучит, но выход из данной ситуации состоит уже не в увеличении производства, что требовалось бы в нормальной экономике,  а в изменении самой системы. В нынешних условиях, чем больше мы будем производить овощей, тем больше их будет гнить. Поэтому нужно не только перейти к промышленному производству, построить картофелехранилища, наладить промышленную переработку картофеля, и рестораны, кафе, бары станут покупать очищенный и нарезанный охлажденный картофель, которого в Украине производится ничтожно мало, но должны измениться, во-первых, сама инфраструктура рынка, во-вторых, сам дух бизнеса.

Экономическая ситуация, когда  при неудовлетворенном спросе повышаются цены и падает покупательская способность населения, не может существовать долго. Государство должно либо изменить ее, либо народ перестанет ходить на рынок и возьмется за вилы. Как видим, ни Кабинету министров, ни органам исполнительной власти на местах административными мерами удержать цены уже длительное время не удается –   2011 год ознаменовался тотальным подорожанием всего, что только могло дорожать. Задействовать экономические меры, которые могли бы дать результат, правительство, то и дело твердящее о реформах,  не в состоянии, и, судя по всему, не знает, как это сделать. И чем больше будет дорожать борщ, тем меньше шансов у Кабмина Николая Азарова пережить  это холодное лето 2011 года.