Нынешняя, уже двадцать вторая по счету, туристическая ярмарка, которая по традиции проходила в конце февраля в Ялте, оголила все болевые точки во взаимоотношениях турбизнеса и министерства курортов и туризма Крыма. Конфликт разгорелся уже задолго до ее начала. Впервые, за все годы проведения ярмарки, она разделилась.
Причем, не только форматами, но и приоритетами. И хотя во время проведения ярмарки стороны пытались заверить, что конфликта нет, а министр курортов и туризма Крыма А.Лиев на пресс-конференции вообще заявил, что проведение workshop – это его инициатива и рекомендация, патовость ситуации была налицо. В программе ярмарки не было ни слова о мероприятиях, проводимых туроператорами, как и не было указателей с информацией о работе новых площадок. И никогда еще будущее ярмарки не выглядело столь неопределенно.
Разные форматы
На ярмарке «Крым. Курорты. Туризм-2013» работали три площадки: две в гостинице «Ялта-Интурист» и одна в отеле «Медовый месяц». Основная экспозиция под эгидой минкурортов и туризма и Крымского центра развития туризма (КЦРТ) по традиции разместилась в зале «Хрустальный», Ассоциация гостеприимства оборудовала площадку в зале «Адалары», а Ассоциация туроператоров Крыма и Севастополя (АТКиС) провела workshop в отеле «Медовый месяц», что находится в ста метрах от гостиницы «Ялта-Интурист». Причем, туроператорами были выбраны не только разные площадки для работы, но и формат общения с партнерами. Это был туристический workshop, где заключались договора как с партнерами из различных регионов Украины, России, Беларуси и дальнего зарубежья, так и с крымскими здравницами. Помимо этого, по словам президента Ассоциации туроператоров Крыма и Севастополя Бориса Зелинского, в рамках workshop были проведены рекламные туры и обучающие семинары для турагентов. «Мы привезли известного тренера Александра Соколова, автора книги «58 способов продавать турпродукт без скидок». Он человек известный, будет проводить семинары для турагентов и туроператоров», – сообщил он корреспонденту «Центра». Формат workshop президент Ассоциации туроператоров считает более рациональным для ялтинской ярмарки, так как позволяет вести деловые переговоры. «Министерство рассматривает выставку как презентационное мероприятие, с целью показать потенциал, а нас интересует бизнес. Нам не нужно слушать, кто там пляшет на сцене, нам нужно работать. А чиновникам это нужно. Министерству это важно, чтобы чиновники на ярмарке были, чтобы поставили галочку», – говорил Борис Зелинский о наболевшем. Действительно, в отеле «Медовый месяц», в отличие от основной экспозиции, которая размещалась в зале «Хрустальный» гостиницы «Ялта-Интурист», чиновников не было. Здесь царила рабочая атмосфера: за каждым столиком велись деловые разговоры, а в соседнем зале шел семинар о потенциале крымских курортов. На workshop работали 15 крымских туроператоров, страховая компания, две транспортных компании и фирма по предоставлению услуг в сфере платежных систем.
Такая же рабочая обстановка была и в зале «Адалары», где разместились пятнадцать туристических фирм Крыма под эгидой Ассоциации гостеприимства. И сложно не согласиться с мнениями и Бориса Зелинского, и председателя Ассоциации гостеприимства Елены Баженовой, что проведение общественными организациями workshop усилило весомость ялтинской ярмарки. Впервые за все годы ее проведения была видна конкретная работа. Справедливости ради нужно сказать, что договора заключались туроператорами и ранее, но не на выставке. Парнеры искали места поспокойнее, вдали от ярмарочной суеты. На сей же раз и посетители ярмарки, и журналисты впервые получили возможность увидеть деловую сторону ялтинской туристической выставки. «Как хорошо вы в этом году все организовали. Очень удобно для работы», – поделилась своими впечатлениями о workshop туроператор из Польши Наталья Готски.
Министерство курортов и туризма Крыма и Крымский центр развития туризма проводили выставку в прежнем формате, но сменили акценты. По словам министра курортного ведомства А. Лиева, задача была привлечь на выставку больше отелей и закрепить успехи прошлого года, когда за счет событийного туризма удалось расширить рамки сезона. Поэтому не случайно тематикой ярмарки «Крым. Курорты.Туризм – 2013» стали событийный туризм и IT-технологии в туризме. Напомним, ранее министр заявлял, что нынешние туристы все меньше пользуются услугами туроператоров и стремятся покупать путевки напрямую в крымских здравницах. «Выставка максимально будет становиться выставкой объектов размещения, санаториев, отелей. Будем в эту сторону двигаться», – говорил министр на совещании с с участием начальников управлений и отделов по туризму местных органов самоуправления за месяц до проведения ярмарки.
В итоге, туроператоры ушли с выставки, а объекты размещения не очень-то поспешили раскошелиться на дорогостоящее мероприятие.
Зачем платить больше
Недовольство ценовой политикой организаторов ярмарки высказывали все. «В личных беседах с туроператорами, представителями санаториев и отелей слышалось только одно: коммерческое предприятие КЦРТ подняло цены, и в следующем году многие участвовать не будут. И якобы все это происходит не без ведома министра Лиева», – написал на своей страничке facebook член общественного совета при Совете министров Крыма Александр Юрьев.
Цены в этом году действительно кусались. Как сообщал «Центр», директор Крымского центра развития туризма Светлана Новодацкая объяснила повышение тарифов тем, что новые собственники гостиницы «Ялта-Интурист» увеличили арендную плату. Стоимость услуг повысилась в среднем на 402%.
Но тогда напрашивается вопрос, почему удалось договориться о приемлемых ценах общественной организации «Ассоциация гостеприимства»? Они ведь тоже проводили свое мероприятие на территории гостиницы «Ялта-Интурист». По информации Елены Баженовой, туроператоры за свое участие в выставке заплатили около трех тысяч гривен. Кстати, такую же сумму вносили и туроператоры, которые работали в отеле «Медовый месяц». «Затрат как для ассоциации нет, – рассказал «Центру» о финансовой стороне мероприятия Борис Зелинский. – Есть цена. Три тысячи гривен стоит участие. В эту сумму входит все, в том числе и рекламные туры». И для сравнения приводит цены на участие в выставке, которую организовывают минкурортов и КЦРТ: «200 евро за метр, при этом стоять непонятно где, плюс регистрационный взнос». И дело, по его словам, не в том, что туроператоры не могут позволить себе такие расходы, вопрос в целесообразности таких трат. Впрочем, еще раз повторимся, туроператоры смогли найти выход из положения и сэкономить деньги.
Смена приоритетов
Справедливости ради отметим, что среди туроператоров тоже произошло разделение… но вынужденное. Напомним, свои мероприятия АТКиС и Ассоциация гостеприимства проводили на разных площадках. Как пояснили корреспонденту «Центра» туроператоры, конфликта между ними нет, причина разделения в том, что площадь залов, где проводились мероприятия, не позволила вместить всех туроператоров. Для того чтобы не создавать толчею и дать возможность поработать с парнерами в нормальной обстановке были избраны разные площадки. А вот пресс-конференцию для журналистов обе Ассоциации провели совместно. Кстати, участие в ней принял и министр курортов и туризма Крыма А. Лиев, что, безусловно, вселяет надежду на то, что стороны все же сядут за стол переговоров и решат судьбу ялтинской ярмарки. Тем более, что поводов для этого более, чем достаточно.
Во-первых, изменилась форма собственности КЦРТ, одного из организаторов ярмарки. Напомним, ранее организаторами ярмарки были министерство курортов и туризма и частично государственная структура, которая находилась в подчинении у минкурортов, Крымский центр развития туризма (КЦРТ), созданный международным проектом TACIS, а генеральным спонсором выступала гостиница «Ялта-Интурист», что, безусловно, позитивно влияло на ценовую политику. Сейчас КЦРТ – частная структура, да и «Ялта-Интурист» более не является спонсором ярмарки. Получается, что совместно с минкурортов ярмарку проводят две частных структуры, которые, прежде всего, заботятся о своей коммерческой выгоде.
Во-вторых, цена на участие в ярмарке в этом году стала действительно неподъемной. Как результат, более, чем скромно, был представлен потенциал крымского курорта. И если ранее ярмарка затихала только на третий день, то в этом году уже на второй день участники стали разъезжаться. На третий день зал встретил пустыми стендами, на которых лежала только рекламная продукция. Если бы не студенты геофака ТНУ, то и планы проекта ЕС на 2013 год, и новые туробъекты культурного наследия презентовать было бы некому. И очень жаль, ведь презентация новых туробъектов стоила того, чтобы ее увидело как можно больше гостей и участников ярмарки!
Поэтому и министерству курортов и туризма, и представителям турбизнеса, и общественным организациям в сфере туризма нужно садиться за «круглый стол» и решать дальнейшую судьбу ярмарки. Как бы вы ни старались, господа, сгладить острые углы во время ярмарки, ваш раздор был виден и понятен вашим партнерам и гостям. Они просто не говорили об этом вслух.
Так что проблему нужно обсуждать и учиться договариваться. Тем более, что в постоянную комиссию по санаторно-курортному комплексу и туризму ВР Крыма уже поступила обращение за подписями 25 туроператоров и нескольких санаториев с просьбой разобраться в причинах явного завышения стоимости участия на туристической выставке “Крым.Курорты.Туризм 2013”. Об этом на своей страничке в facebook сообщил председатель постоянной комиссии Рустам Темиргалиев.
Так что следует ожидать, что после завершения главных международных выставок, которые будут проходить в течение всего марта и где Крым принимает активное участие, разговор состоится. Общественность Крыма должна получить ответы на вопросы: оправданы ли были столь высокие цены на участие в ярмарке и почему на главном имиджевом мероприятии Крыма никак не прозвучала медицинская составляющая крымского курорта. Не спорим, нужно уделять внимание и отельной анимации, и IT- технологиям в туризме, и событийному туризму, но Крым, прежде всего, курорт. Или мы сменили приоритеты?
Фото автора и Владимира Косткива