История с подачей газа из Крыма в херсонский Геническ была топ-новостью новогодних праздников. Российская пропаганда бодро оттопталась по теме «спасения человеколюбивейшим Владимиром Путиным замерзающего под властью хунты города».
Для пропаганды повод использовали на все сто. Что-то вроде «почему местные власти обращаются не в Киев, а в Москву? Потому что государства «Украина» больше не существует, функции государства не исполняются, а самозванцы в Киеве управляют исключительно вооруженными бандами карателей».На то, что в тот же период без газа мерзли российский Мурманск и захваченная донецкая Макеевка, ей было наплевать. И, в общем, как для себя правильно сделали — на войне, как на войне, даже гибридной. Тем более мы сами подарили роскошный повод.
То, что Геническ при первом приличном морозе будет мерзнуть, было совершенно очевидно.Город и район изолированы от газовой системы Украины, а с лета ушедшего года — и от крымской. Весь располагаемый газ поступает из добываемого на местном месторождении Стрелковом, что рядом с Арабатской стрелкой. Летом его более чем достаточно (при добыче 68 тыс. кубометров в день потребление района — порядка 10 тыс.). Зимой его так же очевидно не хватает, в сильные морозы нужно уже до 120 тыс. кубометров. До захвата Крыма действовала схема: летом большая часть добываемого газа уходила по газопроводу в Крым и далее — в Глебовское подземное газохранилище. Зимой газ возвращали.
На Стрелковом месторождении сейчас добывают порядка 25 млн кубометров газа в год, потребление района — около 9 млн. Так что, по идее, газа хватало с запасом.Но с оккупацией Крыма ключевым должен был стать вопрос: а как теперь быть? Но не стал.
Ведь было не до этого. Даже в небольшом «Херсонгазе» доля Геническа в областном объеме потребления газа составляет менее 3%, а в общеукраинских масштабах она и вовсе мизерная (не приближается даже к 0,1%). Так что в далеком (и теплом) Киеве были дела поважнее. Тем более что в том же «Херсонгазе» у НАК «Нафтогаз Украины» акций нет вообще. Компания принадлежит группе офшорок, выходящих на концерн «Содружество» Виктора Попова. С самим месторождением вышло еще интереснее. В самом начале «Крымнаша» произошла прелюбопытнейшая история. Пока бронетехника «зеленых человечков» рассекала крымские просторы, а российские спецназовцы с морпехами ЧФ захватывали «вышки Бойко» и брали под контроль украинский шельф, руководство «Черноморнефтегаза» занималось, по сути, срочной передачей двух месторождений — Стрелкового и Архангельского частной структуре — ЧАО «Пласт» Александра Онищенко. Правда, председатель правления «Черноморнефтегаза» внезапно заболел, и делом занимался по доверенности его заместитель. Договорились о совместной деятельности без создания юридического лица.
Как следует из материалов судебного дела, вкладом «Пласта» стал денежный взнос в сумме 71,64 млн грн. «Черноморнефтегаз» передавал право пользования объектами Архангельского газового месторождения (производственные комплексы «Блок-кондуктор-1» и «Центральная технологическая платформа-7»), а также Стрелкового газового месторождения. Все это добро, с учетом стоимости скважин, в «Черноморнефтегазе» оценили в договоре в… 47,76 млн грн. Поэтому доли в совместной деятельности распределились в пользу «Пласта» — 60 на 40.
Этот замечательный документ подписали через неделю после захвата Крыма — 5 марта 2014 г. А уже 15 марта месторождение Стрелковое было захвачено российским вертолетным десантом. Российские военные, продвинувшись на 8 км в Херсонскую область, то есть на материковую часть Украины, удерживали территорию почти до середины декабря. Между тем в Киеве начались судебные процессы. Происходящее поразительно напоминало фарс: зампред правления «Черноморнефтегаза», подписавший передачу активов госкомпании, стал оспаривать собственные действия, причем очень неуклюже. Дело кочует по судам уже полтора года, и судьи демонстрируют чудеса изобретательности. Летом прошлого года они потребовали доказательства, что Стрелковое в настоящий момент не захвачено. 1 октября 2015 г. Высший хозяйственный суд Украины отказал ГАК «Черноморнефтегаз» и прокурору Киевской области в кассационной жалобе. Впрочем, суды — это отдельная тема… Тем временем вокруг газообеспечения Геническа выстраивались схемы. Для начала «Пласт» без особого шума смог договориться о возобновлении закачки газа в подземное хранилище, находящееся на оккупированной территории Крыма! В Симферополе зарегистрировали фирму-«прокладку» ООО «Пласт», которая и вела переговоры в Крыму и «общалась» с материнской компанией. Всего в Крым прокачали 19,6 млн кубометров газа. Сейчас в тамошнем Глебовском газовом хранилище находится до 18 млн кубометров украинского газа. Впрочем, зима 2014/2015 была теплой, и особых потребностей в газе не возникло.
По данным Симферополя, перетоки составили только 0,33 млн кубометров. А вот оставшийся газ завис в хранилищах. При этом его хранение якобы не оплачивается, так что его вполне могли реквизировать. Весной и летом «Пласт» развил активность, пытаясь организовать поставки остатков своего газа на материк (что, по идее, правильно). Несколько писем ушло в СНБОУ, премьеру, НАКу, Минэнергоугольпрому и прочим. Вопросом занималась и Херсонская облгосадминистрация. Бумаги исписали много, результата не было. Собственно, вариантов решения проблемы с поставкой газа в Геническ немного. Первый — вернуться к старой схеме использования крымского газохранилища. Второй — строить соединительный газопровод к газовой системе Украины. И, конечно, максимальный перевод системы отопления Геническа на альтернативное топливо. Причем это забота, в первую очередь, местной власти, которая после выборов обильно представлена в Геническе и районе депутатами от Оппозиционного блока.
По совпадению — политическими соратниками господина Онищенко, владельца прав на добычу газа из местного месторождения, который тоже, по идее, должен позаботиться о том, как добытый его компанией газ подать жителям города. Понятно, что для возврата к старой схеме нужно принимать политические решения на уровне руководства страны и вести переговоры с Кремлем. В принципе, сейчас газ из Крыма понемногу снова поступает. Но краник в любой нужный момент оккупанты могут перекрыть.
По факту надо строить новую трубу длиной около 100 км в строну Крымского перешейка к селу Красный Чабан (есть и более короткий вариант до запорожской Акимовки). Даже понимая это, никто ничего конкретного не делал ни в центре, ни на местах. Мол, дорого и, может, снова пронесет, будет теплая зима. Лучше напишем еще одну бумагу. Число отписок уже тянет на средний томик. Жаль, топить им долго не получиться. Но трубу надо строить по любому — запасы Стрелкового истощены. Газ с него качают уже более сорока лет как с наземной скважины, так и с двух прибрежных платформ.
Несколько лет назад скважины капитально отремонтировали, перейдя на новый пласт, но большую часть запасов уже добыли. И если раньше мы располагали четырьмя плавучими буровыми платформами и в принципе могли бы что-то добурить, то теперь все они захвачены. Стоимость трубы, которая подключит Геническ к газовой системе Украины, называют разную, но в любом случае это десятки миллионов гривен и не один месяц работы, которую уже давно надо начинать, — проектирование, землеотвод и проч. Прошлый год мы уже потеряли. Терять еще и этот — излишняя роскошь. Вопрос перешел из области экономики далекого города на побережье в способность Украины обеспечить собственное население теплом. Если, конечно, мы не хотим снова работать на красивую картинку для Владимира Владимировича.