За последний год в несколько раз выросло число обращений и жалоб предпринимателей со всех регионов автономии на коррупцию в рядах крымских судей, которые «разработали» несколько эффективных схем по отъему имущества граждан и корпоративных прав. Озабоченность пострадавших бизнесменов, оставшихся без средств на счетах или без имущества, и просто крымчан, лишившихся квартир вследствие неправосудных решений, на пресс-конференции в Симферополе озвучил президент Союза предпринимателей и работодателей Крыма Александр Дудко. Он рассказал о наиболее распространенных, по его мнению, коррупционных схемах, с помощью которых мошенники через судебные решения отбирают имущество у людей и фирм. По каждой, говорит Дудко, он готов привести десятки реальных примеров – по номеру дела в суде, с фамилиями судьей и отписками прокуроров.
Схема №1. Законный захват имущества
Итак, представьте, что вы на законных основаниях владеете или пользуетесь каким-то имущественным комплексом «А». Фирме «Б» понадобилась ваша территория. Фирма «Б» договаривается с фирмой «С», и 2000 годом заключает фиктивный договор аренды на ваш объект «А», подписывая при этом акт приема-передачи. И абсолютно не важно, как показывает судебная практика, что фирма «С» не имела права этого делать, потому что никогда не владела и ни от кого не принимала в распоряжение этот объект. Поэтому фирма «Б» подает иск в Хозяйственный суд Крыма, в котором указывает, что с 2000 года всегда находилась по вашему адресу, а вы вчера незаконно захватили у нее здание «А» и препятствуете арендовать его у фирмы «С». В суде «Б» просит запретить вам пользоваться своим имуществом – для обеспечения его сохранности. После этого судья, не проверив информацию о собственнике, принимает нужное фирме «Б» решение и назначает дату рассмотрения дела. И не важно, что до решения по сути и вступления его в силу еще дело не дошло – вас вышвырнут на улицу, а фирма «Б» уже может занять ваше здание, выломать двери, поменять замки и выставить свою охрану.
Прокуратура и милиция на жалобы не реагирует, ссылаясь на то, что дело о праве собственности/пользования еще рассматривается в суде. В суде вы безуспешно и, главное, долго, пытаетесь доказать, что договор между фирмами «Б» и «С» фиктивный, что вы владеете или арендуете здание на законных основаниях. В итоге фемида принимает решение освободить занимаемые площади и не препятствовать фирме «Б» пользоваться зданием. Вы подаете апелляцию, кассацию, далее – второй круг… Но недвижимость уже вам фактически не принадлежит.
То есть, такая схема, рассказывает Александра Дудко, позволяет на законных основаниях – по решению суда – захватить практически любой объект.
Схема №2. Лишение жилья
Эта схема, по словам президента Союза предпринимателей и работодателей Крыма, типична для многих регионов Украины. Она может коснуться любого, не только предпринимателя, а обычного гражданина. О нем можно рассказать на примере Алушты.
«Представьте, что в 1992 году вы решили позаботиться о жилье для своих детей. Нашли всем известный и надежный жилищно-строительный кооператив. Он, объединив средства пайщиков с кредитами своего банка, заключил договор с отделом капитального строительства Алуштинского горисполкома о долевом участии на 20 квартир в строительстве 130 квартирного жилого дома», – рассказывает Дудко. Кооператив добросовестно исполнял все свои обязательства, оплатив 90% стоимости причитающихся ему квартир, но при этом была возведена только коробка, а само строительство заморожено на стадии 54% готовности. Была сделана сверка и получено гарантийное письмо исполкома, что 18 профинансированных квартир будут выделены Вам и остальным застройщикам после ввода дома в эксплуатацию.
Через 10 лет появляется фирма «Алфитон», которая взялась достроить дом. Ей горисполком передал функции заказчика, обязав после ввода дома в эксплуатацию передать квартиры инвесторам первой очереди строительства. Среди таковых было и госпредприятие Каменец-подольское ПО “Электроприбор”.
«Для начала новый подрядчик-заказчик решил присвоить себе его долю. Для этого исполкому он предоставляет документ Новосибирской губернии, что собственником всех этих 54% незавершенного строительства в Алуште является новосибирское предприятие с похожим названием “Электрон” (которое по “чистой случайности” является учредителем нового заказчика)», – рассказывает Дудко.
Должностные лица не замечают разницы и подмены дольщика. Из госреестра предприятий исключается фирма «Алфитон», а вместо нее регистрируется новая с одной «лишней» буквой – «Алафитон». Горисполком Алушты снова не замечает подмены, и принимает решение в пользу указанной фирмы.
В 2005 году юридическое лицо ООО “Алафитон” подает иск к другому юрлицу ПСМП “Электрон” о признании права собственности, но не в Хозсуд, в чьей подсудности находятся эти правоотношения, а в суд общей юрисдикции – в Центральный районный суд Симферополя. В результате суд принимает решение о признании права собственности на все незавершенное строительство за “Алафитоном”. При этом пайщики об этой «новости» ничего не знали, и, соответственно, не решение не обжаловали, поэтому оно вступает в силу, а «Алафитон» закладывает в банке строящийся дом.
В октябре 2006 года, рассказывает далее А.Дудко, когда дом принимается в эксплуатацию, люди обращаются в горисполком, а там отвечают, что он уже принадлежит частной компании «Алафитон» и отправляют алуштинцев в суд. Пока в течение нескольких лет гражданин отстаивает свое законное право на жилье, фирма успевает перепродать квартиры другим лицам, а БТИ их зарегистрировать. После чего новые собственники жилья в суде добиваются регистрации своего права собственности на квартиры.
«В лучшем случае, люди, потратив огромную сумму денег и нервов, могут получить лишь символическую денежную компенсацию в гривнах, но и этой выплаты придется еще лет десять ждать от местного бюджета, – говорит президент СПРК Александр Дудко. – Самое ужасное, что по этой схеме при помощи судей можно лишить вас квартиры, в которой вы проживаете, магазина, который построили, фирмы, которую учредили. А узнаете Вы об этом только тогда, когда добросовестный приобретатель третьей очереди придет через полгода с судоисполнителями и представителями правоохранительных органов выселять вас из вашего же жилья или здания».
Схема №3.Умышленное доведение до банкротства по заказу конкурентов
В данном случае Александр Дудко приводит ситуацию, сложившуюся в Крымском институте экономики и хозяйственного права, где он сам работает.
«Представьте себе, что конкурент внимательно изучает ваши документы и находит, что пять лет назад собрание вашего, к примеру, частного вуза вывело из состава одну из умерших соучредительниц», – говорит Дудко.
Уставный фонд института на тот момент составлял всего 40 тысяч гривен, а доля покойной – 12 тысяч гривен. При этом аудиторская проверка выявила, что за год до кончины женщина незаконно сняла со счета около 400 тысяч гривен. Муж покойной отказался от такого наследства, а потому 12 тысяч гривен зачли в счет погашения нанесенного ущерба. После уже новыми учредителями уставной фонд вуза был увеличен до 817 тысяч гривен и наполнен новыми учредителями.
«Конкурент договорился с сыном покойной (он по чистой случайности оказывается судьей Окружного административного суда Крыма), выделил ему адвоката. Несмотря на то, что в перечне полученного наследства истца отсутствует доля в уставном фонде института, подается иск об отмене всех решений собраний учредителей за последние четыре года и взыскании в пользу истца 29% стоимости имущества», – рассказывает Дудко.
Райсуд отказал в удовлетворении исковых требований. Истец обжаловал это решение в апелляционной инстанции, которая постановила взыскать с института в пользу гражданина 218 тысяч гривен. Конечно, можно подать кассацию, но не стоит забывать, что она будет рассмотрена лишь в ближайшие полгода, а вот решение Апелляционного суда вступает в силу немедленно. Соответственно, и средства с арестованного счета будут списаны исполнительной службой уже в ближайший месяц.
Что дальше? Невыплата зарплаты, задолженности перед поставщиками услуг, иски заказчиков и возможное банкротство. Причем иногда, говорит Дудко, в судах первой инстанции выдают исполнительные листы на уже отмененные апелляционными судами решения.
«По ряду неправосудных решений нами направлены заявления в прокуратуру, но реакции никакой нет. Хотя по ряду решений есть реакция – часть в высших судебных инстанциях отменили. Но ни один судья к ответственности так и не привлечен», – сетует Александр Дудко.
Бороться с коррупцией в крымских судах и существованием описанных выше схем предприниматели Крыма собираются с помощью гласности. Так, на официальном сайте Союза предпринимателей и работодателей Крыма в разделе «ГКЧП» в скором времени появится новый подраздел «Судьи, которым мы не доверяем». Здесь будет собираться и обобщаться информация о фактах коррупции крымских судей и заведомо неправосудных решениях, ими принятых.
Фото “Центра”, krasproc.ru, trk-istoki.ru