Чемодан без ручки

Власть

chemodanМинкурортов Крыма насчитало на полуострове три миллиона отдыхающих.  Такое количестве курортников и туристов глава ведомства Елена Юрченко прогнозировала и ранее. Прогноз чиновницы точно совпал с «установкой», которую озвучила замминистра культуры Российской Федерации Алла Манилова еще в июне. Однако у многих, кого интересовала тема отдыха в Крыму, перед глазами – картинка пустых пляжей, которую, вопреки словам чиновников, выдавали установленные на пляжах основных крымских курортных городов и поселков вэб-камеры. Как же тогда крымские власти  насчитали столько отдыхающих?

Итоги

Разговоры о ненадежности методики подсчета отдыхающих по пассажиропотоку ходили в Крыму давно. В 2011 году минкурортов признало, что существующая методика, разработанная Национальной академией природоохранного и курортного строительства, «не соответствует мировым стандартам и не дает точной оценки эффективности туристической индустрии». Рассматривались различные альтернативные варианты, но в итоге ее так и не поменяли –  по-видимому, и прошлой и нынешней власти так удобнее…

16825-bigКак признают эксперты, методика расчета туристов по пассажиропотоку (железнодорожный транспорт, автотранспорт, авиа и морской транспорт), имеет существенные недостатки. Так, в общем пассажиропотоке учитываются местные жители, совершающие челночные поездки в другие регионы, студенты, командировочные (а их после аннексии Крыма было  и есть огромное количество, в т.ч., и работающее вахтенным методом правоохранители), не говоря уже о военных – российские и члены их семей въезжали, семьи украинских – покидали полуостров. Добавим еще одну особенность этого лета – миграция внутренних переселенцев: из зоны АТО на Донбассе – в Крым, и далее – из Крыма на просторы России, и вынужденных покинуть полуостров крымчан, которые переселились на материковую территорию Украины, но продолжающих наведываться домой. Все вместе  не позволяет вычленить из пассажиропотока реальных курортников и туристов и высчитать их долю. Например, по данным Крымстата,  прирост общего количества  пассажиров (в числе которых – и отдыхающие), перевезенных всеми видами транспорта в период курортного сезона, наблюдается только в мае по сравнению с апрелем, в июле – к июню, в августе – к июлю. В остальных месяцах курортного сезона просчитывается падение количества прибывших пассажиров.  Количество перевезенных через переправу пассажиров и падение пассажиропотока железной дороги (подробно об этом ниже) также ставят подсчеты минкурортов под сомнение.

Этот механизм подсчета необъективно оценивает реальные показатели туристического потока. А, значит, невозможно точно проанализировать воздействие курортной сферы на экономику региона, поступления в бюджет от рекреации.    Поэтому заработанная, по словам Юрченко,  курортной отраслью Крыма сумма в 76,6 миллиардов рублей является крайне сомнительной. Ее происхождение невозможно подтвердить ни данными крымского статистического управления, ни данными профильных министерств – в свободном доступе их нет. Разве что она коррелируется с общими расходами крымского бюджета на будущий год.

12-transport-krymaВ этом году чиновники насчитали, что 70% туристов – россияне, 28% – украинцы, а 2% – из других стран. В прошлом году соотношение отдыхающих из Украины и России было ровно противоположным. Точно так же поменялось соотношение организованных и неорганизованных туристов. Если раньше 80% отдыхающих останавливалось в частном секторе, а 20% – в здравницах, то теперь статистика кардинально изменилась. 80% отдохнули в учреждениях санаторно-курортного комплекса, 20% – «дикари». Гости полуострова в этом курортном сезоне отдавали предпочтение Ялте и Алуште.

Причины изменений очевидны. Украинцы, бойкотируя оккупированные курорты, предпочли отдых либо за границей, либо начали осваивать другие регионы украинской прибрежной зоны. Россиянам же настоятельно рекомендовали ехать в Крым, «привозили» дотируемыми авиарейсами и оплачивали отдых за бюджетные деньги.

Загрузка

Перспективы туристической отрасли в преддверии курортного сезона снизили градус эйфории по поводу «Крым – наш».  В марте минкурортов Крыма сдержанно объявило о снижении сезонного числа туристов на полуострове на 20 процентов. Уже тогда эксперты прогнозировали падение турпотока в диапазоне  25 – 70 процентов от шести миллионов человек, отдохнувших в прошлом году в Крыму.

загруженное (27)Первомайские праздники, ежегодный «маркер курортного сезона» в Крыму, дали 10-15 процентов турпотока от уровня прошлого года. 

Крымские отельеры начали бить тревогу по поводу отсутствия отдыхающих и выкладывать в интернет-пространство изображения пустующих крымских пляжей. Крым даже начали называть «курортом для местных». Кто-то из владельцев отелей уже заранее прогнозировал подобный сценарий и даже постарался избавиться от своего когда-то доходного бизнеса.

В конце мая правительство Российской Федерации приняло Стратегию развития туризма до 2020 года. Среди основных задач Стратегии  обозначены формирование комфортной туристической среды и повышение конкурентоспособности туризма по России, развитие социального, санаторного и детского туризма. А также “обеспечение роста экономики и качества жизни населения российских регионов за счет развития туризма”. Документ, в частности, предполагает создание туристических кластеров и внедрение механизмов государственно-частного партнерства в этой сфере.

«Сейчас необходимо будет особенно усиленно заниматься Крымом, потому что его туристический потенциал колоссален, но для всего этого действительно нужно кардинально повысить качество российских туристических услуг”- указывал премьер-министр России Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами.

538558Федеральное агентство по туризму РФ принялось выполнять программу «загрузки коллективных средств размещения Республики Крым и города Севастополя» и российские госструктуры начали настойчиво предлагать своим сотрудникам провести отпуск в Крыму. Введена была и своего рода разнарядка: за каждой крымской здравницей было закреплено федеральное ведомство или крупное предприятие, которые заключали с санаториями и пансионатами договоры на «поставку» отдыхающих. Отдельная история, которая будет иметь перспективу в международном суде,  – раздача российским министерствам и госмонополиям объектов украинской госсобственности. «Национализированные» госдачи и здравницы распределили, в первую очередь, между Управделами президента РФ и силовыми ведомствами, часть досталось и госмонополиям. Однако, по информации российских СМИ, не все новые «хозяева» испытали радость от подобных приобретений, требующих значительных капиталовложений и обязательств «по загрузке» отдыхающими. Но, главное, – взятие украинских здравниц на баланс имеет риск попасть под западные санкции. Как писал «Коммерсант», в “Транснефти” сообщили, «что компания будет отправлять своих сотрудников на отдых в Крым, но “никаких активов в регионе приобретать не будет”. В “Норильском никеле” сообщили, что не будут брать санатории на баланс, так как стратегия компании предполагает выход из непрофильных проектов».

В свою очередь, крымский частный сектор получил очередной вариант налогообложения в виде патентов, предложения поучаствовать в рекламных акциях «Звонок другу» и остался наедине со своими проблемами «переходного периода». К примеру, поступления от туристического сбора и налога на аренду жилья уже составили свыше 9 миллионов рублей. Но за 2013 год на этом в Крыму собрали 11,7 миллионов гривен (35 миллионов рублей)  туристического сбора.

Самолетом, поездом, машиной

2_0dc26533Особенность данного сезона: ограничение железнодорожного сообщения в Крым через материковую Украину, закрытие территории полуострова для международных авиаперевозок и морских судов, увеличение нагрузки на паромную переправу через Керченский пролив.

По данным Крымстата, к июню количество пассажиров, перевезенных железнодорожным транспортом, снизилось на 18 процентов. Падение количества пассажиров, перевезенных железнодорожным транспортом за курортный сезон, крымская статистическая служба фиксирует примерно в 50% к прошлогоднему показателю. Годом ранее до 65% туристов прибывали в Крым именно по железной дороге.

Проблемы с железнодорожным сообщением, особые условия въезда на «временно оккупированную территорию Украины» с одной стороны, запретительные меры со стороны федеральных органов РФ с другой вынудили переориентировать грузо- и пассажиропотоки на Керченскую переправу. Это значительно усложнило курортникам проезд на полуостров.

Переправа в этом сезоне работала на пределе возможностей (в 2014 году перевезено 2,3 миллиона пассажиров против 0,7 миллионов в 2013 году), периодически «захлебываясь». Россия вынужденно перебросила грузопоток с материка на маршрут Новороссийск-Феодосия.  На помощь были брошены паромы, дополнительно закупленные в Греции. Однако в ожидании парома периодически скапливались многокилометровые очереди из автомобилей. Одной из причин возникновения пробок, о которых мало пишут СМИ, была интенсивная перевозка теми же паромами военной техники и вооружения –  в Крыму разворачивается целая новая группировка ВС России. Часть туристов, не выдержав многодневных стояний в очереди, вынужденно определилась с отдыхом по другую сторону Керченского пролива.

загруженное (29)Несмотря на закрытие воздушного пространства над Крымом, для привлечения российских туристов была разработана программа субсидирования авиаперевозок. На ее реализацию из федерального бюджета выделены средства в размере около 680 миллионов рублей. Размер субсидий составил 50% от стоимости каждой авиаперевозки. Однако, как свидетельствует Крымстат, в сравнении с прошлым годом количество пассажиров, добравшихся на воздушном транспорте, снизилось почти на 98 процентов.

Специально для полетов в Крым ОАО «Аэрофлот» создает «дочки» одну за другой – в сентябре  учредило новую дочернюю компанию под названием ООО «Бюджетный перевозчик» вместо  открытого в мае лоукостера «Добролет», которая спустя некоторое время попала под европейские санкции и прекратила полеты в Крым.  Для «сохранения лица» крымские чиновники предпринимали попытки маскировать авиарейсы из Симферополя с пересадкой в Анапе под «международные».

В начале июля Украина закрыла для международного судоходства морские порты Крыма. Фонд «Майдан иностранных дел» и  портал BSNews  регулярно публикуют список судов, которые после аннексии Крыма посещали порты Крымского полуострова, тем самым нарушая украинский закон об оккупированной территории и игнорируя Генеральной ассамблеи ООН в поддержку территориальной целостности Украины, которая  призвала все государства, международные организации и специализированные учреждения не признавать любое изменение статуса Автономной Республики Крым и города Севастополя.

В ожидании инвестиций

KMO_141027_00004_1_t218_204635В конце июня Сергей Аксенов, не уточняя источников своего оптимизма, заявил, что очень скоро европейские инвесторы будут просить предоставить им возможность вложить средства и ресурсы в экономику Крыма. Подобные разговоры велись и спустя два с половиной месяца на инвестиционном форуме «Сочи-2014», на котором Крым представил 12 проектов в различных направлениях развития, в том числе туризм. В настоящее время Реестр минэкономразвития рекламирует 46 готовых к реализации проектов, которые были заявлены еще в прошлые годы, однако ни один из них не востребован.

«Национализация» и «передел» собственности под любыми лозунгами, финансовые и административные санкции лишают курортный регион привлекательности в глазах частных инвесторов. Рассчитать риски работы на спорной территории и соотнести их с потенциальной прибылью практически невозможно.

Напомним, в июне конфисковано все курортное имущество профсоюзов Украины на полуострове. Уже к концу августа минкурортов республики заявило, что все туристические объекты коллективного размещения в Крыму перешли в ведомственное подчинение. Для модернизации данных объектов планируется привлечение инвестиций, а часть «национализированных» объектов оценивается и готовится на продажу.

В конце июля Евросоюз установил запрет на новые инвестиции в инфраструктурные проекты в Крыму и Севастополе. Новый пакет санкций США и Евросоюза в отношении России вступил в силу 12 сентября. В середине октября к санкциям против России присоединились еще пять стран.

Для привлечения инвестиций в Крым было принято решение о создании на полуострове свободной экономической зоны, но закон до сих пор не принят. Как утверждает С.Аксенов,  экономическая зона будет «нестандартной» –  при ее создании в Крыму должны быть учтены санкции Запада.

В середине сентября правительство Российской Федерации пообещало выделить еще 2 миллиарда рублей на оплату лечения россиян в крымских санаториях.

87_mainКазалось бы, в этом сезоне в более выигрышной ситуации оказались коллективные объекты: санатории и пансионаты. Однако непрозрачная процедура отбора здравниц для организации отдыха россиян ставят под сомнение задекларированную стопроцентную поддержку отрасли.

Частные средства размещения и обслуживающая их инфраструктура из-за уменьшения количества приезжих «дикарей» лишилась значительной доли заработков. Региональный, так называемый «зеленый» туризм, нынешняя крымская власть и вовсе предала забвению. Знакомый отельер, занимающийся зеленым туризмом в Бахчисарайском районе,  в этом году решил сворачивать бизнес. За сезон к нему приехали только 5 % от тех туристов, которые отдыхали на протяжении последних шести лет. А в прошлые годы только половина его гостей была из Украины, остальные – россияне, немцы, бельгийцы, и даже австралийцы с новозеландцами.

Рынок мини-отелей и частных гостиниц в ближайшей перспективе ожидает жесткая конкуренция при отсутствии финансовых резервов, а значит, источников для развития. Вероятно, участникам данного сегмента придется консолидироваться в борьбе за туриста, или покинуть рынок. Количество рабочих мест будет сокращаться. Уменьшатся и внутренние региональные финансовые потоки, находящиеся вне досягаемости от федеральных «вливаний».

Финансовая поддержка избранных субъектов туристического рынка делает конкуренцию де-факто «нерыночной».  Рынок диктует свои законы. Возникшие экономические диспропорции невозможно урегулировать административным путем, законами и постановлениямиВпрочем, как и ликвидировать растущее неравенство доходов среди экономически активного населения Крыма.

Количество федеральных программ и мегапроектов еще не гарантирует Крыму процветание, тем более, когда демагогия используется как элемент государственной политики. Озвученные чиновниками цифры не подтверждаются и не опровергаются статистическими данными – их не публикуют. На сайте Крымстата в разделе туризм за 2014 год данные вообще отсутствуют.

Существует мнение, что приход российских денег – начало возрождения Крыма. Однако, не исключено, что благая экономическая цель финансовых вливаний из федерального бюджета, на фоне тенденций этого года, может оказаться для Крыма именно той «дорогой», которая указана в известном афоризме. Да и кто может дать твердые гарантии продолжительности этих вложений в нынешней сложной экономической и геополитической ситуации?

А может, это все – ностальгия по прошлому, когда полуостров был Всесоюзной здравницей, без альтернативы, без собственных источников заработка, конкуренции, а значит, и развития? Особенно сейчас, когда у России уже есть Сочи…