Энергоблокада Крыма: вызовы и угрозы

News

Представители Меджлиса крымскотатарского народа совместно с активистами из различных регионов Украины уже неделю блокируют админграницу с оккупированным Крымом. Среди заявленных целей – отмена закона о СЭЗ “Крым”, освобождение крымских политзаключенных и прекращение репрессий в отношении украинских граждан на полуострове.

Для ужесточения давления на оккупационные власти Крыма участники акции не исключают и введения энергетической блокады полуострова, которая может начаться уже в октябре.

Следует отметить, что столь жесткие меры, которые анонсируют активисты, обусловлены еще и тем, что украинские власти нередко подыгрывают оккупантам, продолжая с ними торговые отношения и значительно запаздывая с введением персональных санкций. Многие из тех, кто помогали оккупировать Крым, уже успели вывести свой бизнес из под удара.

“Тезки”, спасенные от санкций

Спасти свой украинский бизнес удалось самопровозглашенному “губернатору” Севастополя Алексею Чалому. Во многом потому, что уголовное производство в отношении фигурантов «Крымской весны» не расследуется, а свои персональные санкции Украина ввела только через 1,5 года после аннексии.

Севастопольская компания Чалого “Таврида Электрик”, руководство и сотрудники которого принимали участие в захвате власти, теперь имеет российскую регистрацию. В то же время, предприятие под таким же названием и логотипом, но с приставкой “Украина” работает и на украинском материке, а его продукция представлена на Международном форуме топливно-энергетического комплекса Украины под эгидой Министерства топлива и энергетики Украины.

“Продукция достаточно известная, много лет выпускаемая и применяемая в распределительных сетях дистрибьюторских компаний. Частично она производится в Днепропетровске. Конструкторская группа и головной офис находятся в Киеве”, – сообщил “Центру” представитель компании.

Фирма “Таврида Электрик Украина” зарегистрирована в Киеве. А среди ее учредителей значатся гражданин России и двое севастопольцев, один из которых – давний друг Чалого. Сам Чалый теперь – в числе собственников фирмы с аналогичным названием, но зарегистрированной в Москве. Представители же украинской компании “Таврида Электрик” уверяют, что ни к российской, ни к севастопольской “тезкам” отношения не имеют: “Связь только через торговые марки, названия. Потому что предприятие давно работает и менять название из-за такой ситуации не захотели”.

tavrida_elektrik

Однако затем представитель фирмы все же признал: отношения с московской фирмой сохранились, но не производственные, а чисто человеческие. Видимо, благодаря этому, всем трем фирмам – российской, севастопольской и украинской – удается работать под одним брендом и даже слоганом “Совершенство технических решений”. В условиях войны и оккупации – в обход санкциям.

“Оставить живых людей без света – непросто”

Украинские же власти, со своей стороны, подыгрывают оккупантам, заключая кабальный контракт на поставку электроэнергии в так называемый “Крымский федеральный округ”, да еще и со скидкой. Ввиду этого инициаторы гражданской блокады поставок в оккупированный Крыма заявляют о необходимости и энергетической блокады полуострова.

“Гражданская блокада Крыма – это первые шаги, первый этап блокады Крыма. Я не исключаю, что следующими шагами будет энергетическая блокада. Но это зависит от множества иных факторов”, – заявил нардеп, глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров.

Screenshot_7

Оккупационные власти Крыма в ответ заявляют, что энергетическая блокада полуострова погубит, в первую очередь, украинские предприятия. Однако руководители компаний, работающих на украинском энергорынке, с этим не согласны.

В числе сторонников блокады – Валерий Анисимов, гендиректор Приднепровского экспериментально-механического завода (Днепропетровск) – крупного производителя устройств для эксплуатации сжиженного газа, частей к редукторам и другой продукции.

“Украинские энергетические компании, наверное, не пострадают. Потому что в Крыму и раньше было очень тяжело работать, например, для нашей компании. Потому что у них специфическое видение процессов – производственных и экономических. Мы очень быстро переквалифицируемся в другие отрасли. Например, если закрылся Донецк и Крым, мы сейчас смотрим на западную Украину, куда смотрят иностранные инвесторы гораздо более предпочтительнее, чем раньше”, – говорит Анисимов.

В Национальной энергокомпании “Укрэнерго” уверены, что отсутствие крымского рынка может сделать материковую Украину более независимой от поставок из России.

“Энергоблокада Крыма может повлиять разве что на те коммерческие структуры, которые продают энергию. Однако с учетом недостатка мощностей в Украине эта энергия останется в Украине и не нужно будет транспортировать ее из России”, – утверждает начальник управления информполитики ГП НЭК “Укрэнерго” Зиновий Бутсо.

Европа в обмен на Крым

А вот Крым в условиях энергетической блокады может серьезно пострадать, уверен заместитель директора конструкторского бюро ООО “Котлотурбопром” (Харьков) Александр Гуля. Предприятие изготавливает и поставляет котельное оборудование, а также реконструирует тепловые электростанции и объекты энергоснабжения промышленных предприятий.

“Мы работали с крымскими компаниями – производителями электроэнергии, с крымской тепловой генерацией. Знаем, что они не способны обеспечить в достаточном объеме Крым электроэнергией. Для украинской энергосистемы было бы важным иметь такого потребителя электроэнергии, как энергосистема Крыма, поскольку это объем электроэнергии, который мог бы оплачиваться”, – говорит Гуля.

Юрий Григоренко – директор компании-производителя теплоизоляционного энергосберегающего покрытия “Укртеплокерамик” не разделяет подобных взглядов и уверяет, что оккупированный Крым должен быть отрезан от поставок украинской электроэнергии. С одной стороны, – для достойной реакции на действия оккупантов, с другой – чтобы стимулировать украинский рынок к развитию.

“В данном случае политическая ситуация – более предпочтительна, и какой политический капитал мы получим от этой блокады, наверное, более весомо, чем те возможные потери, которые могут возникнуть из-за того, что не будет энергоснабжения Крыма. Развивать нужно технологическую и производственную часть энергоснабжающих и энергопроизводящих организаций, чем надеяться на какие-то дешевые рынки сбыта”, – говорит Григоренко.

Руководители украинских компаний, производящих оборудование для энергорынка, – как сторонники, так и противники блокады Крыма – уверены: потеря рынка в Крыму и на Донбассе может стать толчком для развития отрасли. Многие уже сегодня открывают для себя новые рынки сбыта, например, в Восточной Европе.