Что им стоит порт построить…Нарисуем?

Publications
Побережье у Фрунзе

Недавняя поездка президента Виктора Януковича в Пекин не принесла кредитов, а из договоренностей, которые были озвучены, неожиданно возникло строительство глубоководного порта в Крыму – для перевалки грузов из Китая по траектории «Великого шелкового пути». Идея не нова, как и знания о том, что в нашем коррумпированном государстве многие идеи о крупных инвестпроектах заканчиваются ничем.

Самое большое удивление вызвал презентер этого проекта – Алексей Мазюк, контролирующий скандально известную группу компаний «Суэста», которую экологи обвиняют в варварской добыче песка в Донузлаве и у мыса Фиолент. То, что у этой структуры, ставшей  монополистом по добыче песка в Крыму и едва не приведшей к банкротству государственный порт в Евпатории, высокие покровители – говорят все. Но называют разные имена. Хотя в последние месяцы, после того, как «Суэста» вдруг сменила свою прописку на Донецк, и ее суда с песком освободили из-под ареста, шепотом почему-то стали называть фамилию первого вице-премьера и доверенного человека Семьи – Сергея Арбузова. Как бы там ни было, но появление господина Мазюка в составе деловой части украинской делегации в Китай свидетельствует о том, что добытчикам песка (а это единственное, чем компания знаменита) доверили ответственную роль.

Призрак большого капитала

Идея строительства нового порта в Западном Крыму и грезы о больших инвестициях не раз посещали головы бизнесменов, а также политиков, от чьей поддержки и лоббистских усилий проект и мог реализоваться. Сначала президент Леонид Кучма, а затем и Виктор Ющенко поддерживали идею строительства грузового транспортного порта с перевалкой сыпучих  и нефтепродуктов на озере Донузлав.

Инициатором строительства порта в 2004 году выступала зарегистрированная в оффшорах и связанная со структурами олигарха  Дмитрия Фирташа компания Atlantik Caspian Resources pls. ВР Крыма тогда согласовала ей огромный землеотвод в 6,5 тысяч гектаров вокруг всего Донузлава, в который попали и земли громад, и пансионат, и фермерские паи. Президент Ющенко издал указ о строительстве порта с участием частного капитала. Был большой общественный резонанс: экологи и местные власти уверяли, что из-за перевалки сыпучих грузов и нефти детского курорта и золотых пляжей на евпаторийском побережье уже не будет. Под давлением прессы и общественности президент Ющенко свой указ отменил. Затем, в 2011 году, на Донузлаве  вспыхнул новый скандал, который не затихает и ныне –  катастрофой для курортного региона, по мнению экологов, может стать  варварская добыча песка на Донузлаве. Монополистом  его добычи в последний год  стало ЗАО «Южная инвестиционная компания», которая входит в группу компаний «Суэста», контроль в которой, как принято считать, имеет бывший военный моряк – севастополец Алексей Мазюк.

Транспортный узел или афера?

Но на этой неделе господин Мазюк всплыл в неожиданной ипостаси – как директор фирмы «Киевгидроинвест», которая было названа разработчиком проекта по строительству глубоководного порта у поселка Фрунзе Сакского района с подводной акваторией 25 метров. И заявлено это было не в Крыму, а в Китае, во время  визита  президента Украины Виктора Януковича и после подписания меморандума с потенциальным инвестором – китайской компанией BICIM. 

Вен Дзин и А.Мазюк в Китае. Фото: «Жэньминь жибао»

Вен Дзин и А.Мазюк в Китае. Фото: «Жэньминь жибао»

«Это уникальное сооружение, функцией которого будет перераспределение грузовых потоков с востока на Европу”, – сказал в комментарии журналистам А.Мазюк.

Каким образом и с кем шло согласование проекта, который расписали между собой две частные фирмы, неизвестно и узнать об этом у Мазюка мы не смогли. Компания «Киевгидроинвест», как и ее основатель, настолько непубличны, что даже в данных госреестра не указан ее контактный телефон.

Жители Фрунзе, курортного села в аграрной зоне, в жизни которых могут произойти кардинальные изменения ввиду строительства  порта и огромной перевалки грузов,   узнали о проекте посредством СМИ. С одной стороны, громада понимает, что промышленное строительство может нанести вред окружающей среде, но с другой –строительство порта могло бы наполнить скудный бюджет села, говорит его  голова Валентина Генри. Именно поэтому селяне хотят взвесить все за и против и услышать мнение экологов

«Прежде всего, нам проект нужно увидеть. Но даже не изучая, понятно, что проект порта предполагает промышленное развитие. Понятно, что это будет как-то воздействовать на побережье, которое используется отдыхающими. Прежде чем мы будем говорить о последствиях, нужно увидеть заключение ученых, экологов», – говорит сельский голова.

Побережье у Фрунзе

Во Фрунзе есть и крупный учебно-опытный племенной птицеводческий завод, входящий в состав Национального университета биоресурсов и природопользования Украины. Его руководство идею строительства  порта приветствует, поскольку тоже надеется  на приток больших денег. Думают, что благодаря компенсациям за потерю своих полей, смогут обновить технологическую базу, например, построить новые птичники.

Крымский премьер Анатолий Могилев, который прямо из отпуска отправился в составе правительственной делегации в Китай, успокаивает, что интересы государства в данном проекте будут защищены.

«Более 50% этого большого комплекса будет находится в собственности государства. Это одно из условий подписания, поэтому компания будет только одной из сторон, участвующей в разработке этого проекта. А более 50% создаваемого порта – государству», – говорит А.Могилев.

Структура собственности будущего объекта понятна и типична, но ничего не говорится о том, в чем же интерес инвестора, то есть, как в дальнейшем будут распределяться  прибыли, а также что получит т.н. разработчик проекта. И уж совсем невдомек, почему им избрана компания, у которой нет подобного опыта, зато у ее учредителей – богатая, но плохая репутация. Как уверяет Алексей Мазюк, решение о реализации проекта было принято всего месяц назад. То есть, ТЭО еще никто не разрабатывал, но  Мазюк уже называет суммы прибыли для государства.

«Исходя из того, что расчетная мощность порта – от 140 млн тонн в год, можно посчитать, что только портовые и другие сборы принесут государству не менее полутора миллиарда долларов в год», – цитирует Мазюка «Интерфакс».

Проект, как сообщал директор «Киевгидроинвеста», предусматривает строительство нескольких терминалов и зернохранилища на 20 млн тонн. Акватория порта будет вырыта прямо на суше и позволит принимать в порту межконтинентальные корабли с глубокой осадкой и строительство планируется начать уже в следующем году.

Однако не все так оптимистичны. К примеру, вице-премьер Крыма Азиз Абдуллаев уверен, что проект еще необходимо серьезно разрабатывать. И, что немаловажно, еще нужно решать логистические вопросы с развязкой железнодорожных и автодорог, подходом судов и т.п.

«Насколько они (китайцы – ред.) заинтересованы, сказать тяжело, но я думаю, что эта территория примерно пока представлена. Поэтому когда иностранцы будут здесь, им будет представлена эта площадка. Возможно, другие площадки. У нас много площадок, которые можно представить, под развитие глубоководного порта. Это же протокол намерений, главное, что мы сделали большую фишку и озвучен Крым»,- сказал А.Абдуллаев.

И хотя замминистра АРК Рустам Темиргалиев, непосредственно курирующий этот вопрос, и подчеркивает, что пока речь идет не о договоре и конкретной реализации проекта, а всего лишь подписан меморандум, декларирующий намерения сторон, проект был презентован в Совмине во время доклада об инвестпроектах, реализующихся в АРК.

донузлав-2

” Какова логика этого проекта? Вы знаете о том, что объем товарооборота между Китаем и европейскими странами превысил в этом году 1,1 триллиона долларов. Китайские инвесторы заинтересованы в максимальном продвижении своей продукции на европейские рынки. Каждый год объем этой продукции увеличивается на 10%. В этой связи китайцы ищут варианты строительства крупнейшего порта, – рассказал Р.Темиргалиев на заседании Совмина. –  Почему именно эта площадка выбрана? Она соответствует целому ряду критериев. Во-первых, речь идет о современной технологии. Буквально зачитаю: «Проведенные геологические исследования на суше и на море показали, что грунты в точке строительства не превышают трети категории плотности. Не возникает технических проблем с их изъятием».

По словам Темиргалиева, меморандум предполагает, что в самое ближайшее время китайский инвестор проработает технико-экономическое обоснование проекта. Ориентировочная цена строительства первой очереди порта составляет 3 млрд. долларов, срок реализации –  4-5 лет. Как сообщил  вице-премьер, около 3 тысяч гектаров в районе этого порта планируется законсервировать для будущего индустриального парка «Крым» – для «создания припортовых заводов, на которых будет производиться сборка ряда продукции».

Однако глава правительства Крыма и его заместитель  противоречат друг другу, рассказывая о землях под индустриальный парк. Темиргалиев уверяет, что китайцы сами решат вопрос с землями, возможно, выкупив их у крестьян. Могилев же и вовсе уверен, что согласие селян не понадобится и ведет речь, судя по всему, о землях госпредприятия им.Фрунзе.

Есть вопросы, нет ответов

Проект порта. Фото Укринформа

Проект порта. Фото Укринформа

В общем, в этой истории пока что вопросов у нас к крымской власти больше, нежели у нее ответов. И немудрено – решения-то принимаются  в Киеве, а крымским чиновникам остается только брать под козырек и надувать щеки от чувства причастности к большому проекту.

В  свою очередь, отраслевые  эксперты сомневаются в необходимости строительства нового глубоководного порта в Крыму. Так, директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк в комментарии изданию «Коммерсант» напоминает, что в стране есть почти два десятка морских портов с развитой инфраструктурой, которые не до конца загружены и требуют модернизации.

“Нет необходимости в строительстве нового порта. Оптимальным вариантом может стать направление инвестиций в развитие и модернизацию для приема кораблей с глубокой осадкой из Китая”,— говорит эксперт, полагая, что это обойдется намного дешевле, чем новая инфраструктура. Однако в правительстве Крыма уверены, что строительство такого инфраструктурного объекта просто необходимо. А по словам Могилева, порт отлично соотносится со стратегией развития АРК, где особенный упор, напомним,  делался на курортологию и бальнеологию.

«В стратегии есть еще развитие транспортной инфраструктуры, инновационной промышленности, развитие энергетики, все это согласовывается. Любой объект энергетики Крыму нужен, как воздух, потому что наша экономика не может быть постоянно дотационной. Нам необходимо создавать промышленные объекты в Крыму», – сказал А.Могилев, отвечая на наш вопрос.

Однако чтобы воплотить в жизнь проект, необходимо решить вопрос с увеличением пропускной способности железных и автомобильных дорог, поскольку Крым соединяется с остальной территорией страны всего двумя железнодорожными ветками и двумя автотрассами. Могилев уверяет: китайцы построят и порт, и всю прилегающую инфраструктуру

«Если будет строиться такой большой порт, то под него будет строиться и железная дорога, и транспортные магистрали через весь Крым, к порту будет привязываться и мост через Керченский пролив, который там будет необходим. Это все будет делаться в комплексе», – отметил глава правительства.

Почти сенсация: как сообщил нам Темиргалиев, китайцы также договариваются с Минобороны по поводу аренды полигона взлетно-посадочных систем НИТКА в Сакском районе, от использования которого  в этом году отказались россияне. И вообще, если верить нашим чиновникам, китайцы готовы инвестировать во все.

«В проекте будет задействован целый ряд земельных активов, которые они (китайские инвесторы – ред.) предполагают брать, в том числе, ведутся переговоры с Минобороны об использовании аэродрома НИТКА. Кроме того, планируется строительство железных и автомобильных дорог.  ЖД дорога будет строиться у порта до Джанкоя, также до Симферополя будет усиливаться ветка. И целый ряд автомобильных припортовых дорог. За средства китайского инвестора», – сказал вице-премьер

Загадочные китайцы

Однако найти информацию о таинственных китайских инвесторах не так-то просто. Компания Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co. Ltd принадлежит, как пишут деловые СМИ, китайскому безнесмену Вен Цзину, якобы сделавшему состояние в сфере телекоммуникаций. Он привлек внимание СМИ в середине текущего года, когда другая его фирма, HKND Group, была выбрана для строительства аналога Панамского канала в Никарагуа.

Общая стоимость этого проекта оценивается в 40 миллиардов долларов. Однако, как пишут СМИ, у его компаний еще нет опыта реализации подобных масштабных проектов. Не удалось найти в сети и данных о финансовых отчетах китайской фирмы. Журналисты не исключают, что фирмы Вен Цзина – это ширма, за которой стоит государство. Зато в украинских СМИ появилась информация и о том, что в сферу интересов BICIM входит и Севастополь: речь идет о проекте реконструкции Севастопольского морского рыбного порта. К этой информации весьма скептически отнесся председатель СГГА Владимир Яцуба.

«Ведите этого китайского инвестора! За 2,5 года ни  одного инвестора, который бы реально предложил вложить деньги в развитие Севастополя, не было. Ведите его ко мне, только со справкой, что у них деньги на счету есть. А то как правило они под свои проекты кредиты хотят взять. Я и сам могу взять кредиты. Гольф-клубы выстроить желающих масса. Когда построят, не говорят, но 60 гектаров у моря нужно выделить сразу», — цитирует  Яцубу «Севастопольская газета»

Итак, к массе вопросов по строительству нового порта под Саками можем добавить и неясность потенциала инвесторов из Китая, и отсутствие заключений экологов.

 Экоэкспертиза

Однако в крымском правительстве едва ли не клянутся: если не будет дано добро от экологов, никакого порта не будет.

«Если вы говорите об экологии, то естественно, любой объект будет получать заключение экологических экспертиз. Ни один объект без такой экспертизы создаваться не будет», – говорит А.Могилев. Вторит и его зам.

Слева – Черное море, справа – озеро Кызыл-Яр. Фото: Новый регион

Слева – Черное море, справа – озеро Кызыл-Яр. Фото Новый регион

«Мы же не враги Крыма, если этот проект – существенный ущерб экологии автономии будет наносить, то, конечно, такой проект реализовываться не будет. Все будет через публичные слушания», – уверяет Р.Темиргалиев.

По словам зампредседателя Крымской Республиканской Ассоциации “Экология и мир” Андрея Артова, на этапе ТЭО и проекта необходимо провести оценку воздействия на окружающую среду, которую и отправляют на экологическую экспертизу в Министерство экологии. Однако, как говорит специалист, власти Крыма могли бы провести системную стратегическо-экологическую оценку Западного Крыма и посмотреть, насколько крупный проект впишется в нее. По такой схеме и работают на западе, говорит Артов.

«Если говорить о позиции специалистов «Экология и мир», то мы считаем, что Западный Крым – это рекреационная зона и нужно ориентировать ее развитие на Сакский, Евпаторийский курорт и инфраструктуры вокруг них. Нужно бережно относиться к этой зоне. Не дай бог появляется (как на Донузлаве, или с НИТКОЙ была история) движение песка: и пляжи из Евпатории уходят. А здесь идет разговор о глубоководном канале – это все вызовет совершенную реконструкцию этого залива. Толчок к изменению всей системы. Нужно этого избегать», – уверен эколог.

По словам А.Артова, сосуществование рекреационного и промышленного направления на западном побережье невозможно. И геологи, и гидрогеологи, и экологи считают:здесь слишком хрупка система «море-берег». Кроме того, в районе планируемого строительства находятся два лечебных озера – Багайлы и Кызыл-Яр, которые также могут пострадать при строительстве порта.

В январе – начале февраля состоится визит китайских инвесторов в Крым, тогда  и будет обговариваться непосредственно подписание соглашения. Как обещают в крымском правительстве, китайцы не получат ни одного разрешительного документа ни на каком уровне, если не будет проведена вся соответствующая закону процедура выделения земли. А в ассоциации «Экология и мир» обещают подготовить свои рекомендации китайской фирме.