Путь по защите прав потребителей

Власть

Е.Пушко-Цибуляк

Сегодня в нашей  стране, где мало что производится и в экономике доминирует рынок, все общество поделилось на покупателей и продавцов. Зачастую в роли покупателей мы сталкиваемся с обманом, плохим качеством товаров и безответственностью тех, кто предоставляет услуги или продает товар.

Государство наконец-то озаботилось  этой проблемой: на текущий год  выделено шесть миллионов гривен, которые пойдут на проведение экспертизы продукции по всей Украине. Однако этих мер недостаточно, чтобы во всех областях страны ситуация изменилась к лучшему. Необходимы определенные действия в борьбе с безответственностью и безнаказанностью. О решении этой проблемы всерьез задумались и в Севастополе. Какой путь выбрали в городе-герое, чтобы должным образом защищать права потребителей, в беседе с «Центром» рассказала начальник Госпотребинспекции Севастополя Елизавета Пушко-Цибуляк.

Елизавета Михайловна, чаще всего люди сталкиваются с проблемами на рынке, ведь мы туда ходим почти каждый день. И именно на рынках, где не выдают кассовых чеков, потом предъявить претензии практически невозможно.

Вы правы. Сегодня ситуацию на рынках удовлетворительной не назовешь. Покупателям либо вовсе не выдают товарные чеки, либо их неправильно оформляют, например, не указывают данные о субъекте предпринимательской деятельности (СПД) и гарантийный срок. Покупателям невозможно установить наименование СПД, осуществляющего торговлю. На местах отсутствуют таблички, указывающие, кто обслуживает покупателей. Продавцы, в свою очередь,  не желают вступать в контакт.  И в случае отказа продавца принять заявление от потребителя невозможно узнать адрес СПД, чтобы отправить письмо почтой. Администрации рынков также не оказывают покупателям содействия в предоставлении данных об СПД или принятии заявления. Люди из-за этого теряют драгоценное гарантийное время на обмен товара или его возврат. Кроме того, у большинства  продавцов нет элементарных  знаний о правилах торговли. При проверках мы часто сталкиваемся с тем, что продавцы, реализующие товары, которые подлежат обязательной сертификации, даже понятия не имеют, как выглядит сертификат соответствия, не говоря уже о необходимости иметь данный документ на торговом месте.

Вы прекрасно владеете ситуацией. Так почему же не предъявляете жестких требований и к администрации рынков, и к предпринимателям, торгующим на их территориях?

К сожалению, сегодня законодательство не обязало продавца выдавать чеки. Хотя по налоговым требованиям у каждой торговой точки должен быть кассовый аппарат. За соблюдением этих требований опять же должна следить администрация рынков, которая на сегодняшний день ограничивается лишь сбором денег. В ближайшее время мы просмотрим договоры  между администрациями и предпринимателями, в которых должны быть прописаны обязанности субъекта хозяйствования. В договоре должно быть прописано, что на каждом торговом месте оформляется  уголок потребителя, где указаны все координаты контролирующих инспекций, свидетельство о регистрации, гигиеническое заключение.

Но почему, как говорится, вы этого не сделали еще вчера?

Да все банально: не было финансирования, не хватало людей, и мы вынуждены были работать только по жалобам. К примеру, письменных обращений только за прошлый год к нам поступило около тысячи, а в устной форме, в том числе в телефонном режиме, к нам обратилось около пяти тысяч севастопольцев. И мы работали по каждому конкретному случаю. За прошлый год мы оштрафовали за нарушение прав потребителей 627 СПД на общую сумму 511,4 тысячи гривен. И поверьте, стоит один раз проверить и наказать, и в дальнейшем оштрафованные предприниматели, как правило, нарушений не допускают.

Спешу с вами не согласиться, иначе чеки бы выдавались, кассовые аппараты работали и продавцы следили бы за качеством товара. Однако где вы сегодня найдете соблюдение этих требований? Интересно, как  при сегодняшней ситуации можно защитить свои потребительские права?

В первую очередь потребитель должен быть бдителен. При покупке обращать внимание на целостность упаковки, отсутствие двойных наклеенных ценников. Не стесняться и требовать чек. Он, кстати, может быть как в печатном виде, так  и написанным от руки. Однако обязательно  в нем должно быть указано наименование товара, его количество, цена, название торговой марки и того предприятия, которое обслуживает торговая точка. Но даже без чека есть шанс защитить свои права. Если вас не услышали ни продавец, ни администрация рынка и не произвели обмен или не вернули деньги, сразу же  обращайтесь в нашу инспекцию. Мы умеем договариваться. Сложнее с продуктами питания. Здесь надо требовать экспертизу товара на предмет качества. Кстати, продавец обязан ее провести за свой счет. И если нет чека, нужен свидетель, который подтвердит, что вы покупали именно этот товар, именно здесь и в конкретно указанный день.

А какими штрафными санкциями от госпотребинспекции можно в случае чего пригрозить наглым продавцами работникам администрации рынков или супермаркетов?

За нарушение условий договора штраф 100% стоимости договора; за реализацию продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов, отсутствие сертификата, деклараций – 50% стоимости партии поставки; за реализацию товара с истекшим сроком годности – 200% его стоимости; за реализацию продукции, не соответствующей требованиям относительно безопасности жизни и здоровья, – 300% стоимости товара; за реализацию запрещенной продукции (в Севастополе, например, военной формы  и атрибутики, пиротехнических изделий) – 500% ее стоимости; и, наконец, за невыполнение законных требований потребителя  штраф в размере десятикратной стоимости товара или услуги.

К слову, решить проблему на рынках  порой  не так уж и трудно, а вот с маркетами тягаться сложно. И о многих хитростях супермаркетов потребитель даже не догадывается. На что здесь надо обращать внимание и как бороться за свои права?

Существует масса уловок. Например, товар с почти истекшим сроком годности выставляют в первые ряды, а то, что более свежее, подальше.   Это является заведомым обманом покупателей. Супермаркеты прибегают к огромному количеству подобных хитростей.  Вот наиболее распространённые, которые  наши  проверки выявляют чаще всего:

– разница цены на ценнике и на чеке при оплате в кассе;

– стикер с датой может быть переклеен;

– акции (в цену может входить стоимость дополнительного товара);

– дорогой и менее ходовой товар может быть размещен вместе с более дешевым, но равным по качеству.

Я так понимаю, что и теперь вы призовете покупателей к бдительности. Но за уловками должны в первую очередь следить контролирующие органы, в частности и ваша инспекция, особенно за качеством товаров…

Однако многие уловки, на которые идут супермаркеты, законом не запрещены. Я с вами соглашусь  по поводу контроля за качеством продукции. Нам было трудно, потому что с 2008 года не проводились лабораторные исследования в связи с отсутствием денег на экспертизы. Теперь же, когда из шести миллионов сто тысяч гривен предусмотрено на проведение экспертиз в Севастополе, а горсовет в этом году на мероприятия по защите прав потребителей выделяет ещё  380 тысяч, мы можем сделать многое.

Например…

По 75 тысяч в квартал на экспертизы – этого достаточно, чтобы чаще проводить проверки и охватывать большее количество торговых зон. Будем налаживать системный контроль качества импортной продукции. Сегодня распространены нарушения в части маркировки: не указывается полная информация об импортере, дата изготовления, состав и питательная ценность продукции, на прилавках вообще нет товаров досконально известного происхождения. Кроме усиления контроля, попробуем наладить диалог между потребителями и предпринимателями. Для этого создадим Координационный совет по вопросам защиты прав потребителей, который будет утвержден распоряжением председателя горгосадминистрации. Поначалу будем учиться вместе путем проведения тематических семинаров, круглых столов, конференций. После чего, безусловно, подход к применению штрафных санкций станет довольно жестким.

Но это все – планы, а что уже успели сделать?

Разработаны и распространяются «Памятки потребителя» и «Памятки предпринимателя». Мы обязуем руководство рынков вывешивать эти памятки на стендах в их административных зданиях. Подписаны Меморандумы о партнерстве и сотрудничестве с Общественным советом при Севастопольской госадминистрации, с региональным отделением Украинского союза промышленников и предпринимателей в Севастополе, с севастопольским Советом работодателей, с налоговой службой. Мы чуть ли не каждый день подписываем аналогичные документы с общественными организациями, с контролирующими и правоохранительными органами. И хочу отметить, что законодательно обязанности рынков нигде не прописаны. И только у нас создана региональная программа, благодаря которой теперь можно целенаправленно вести работу по профилактике нарушений. Мы первые на Украине, в частности в Крыму, хотим собрать администраторов  рынков и договориться о том, что и они будут участвовать в защите  прав потребителей. Кстати, разрабатываем свой сайт, с помощью которого мы сможем общаться с потребителями и получать от них сообщения о нарушениях, информировать их  о том, как защищать свои права.

Но на все это требуется время. А ситуацию надо исправлять срочно. Вы не думали привлечь к выявлению нарушений независимых ревизоров?

Сегодня полномочия и функции Госпотребинспекции расширены. Однако нам нужны помощники, которые будут выявлять все эти нарушения. И мы хотим привлечь к этой работе волонтеров из общественных организаций, студентов. Теперь у нас появилась возможность их обучать. Они, конечно, не смогут проводить проверки и составлять акты, но зато смогут инкогнито находить торговые точки, где нарушаются права потребителей. Думаю, это заставит торговцев быть не только обходительными с покупателями, но и следить за качеством товаров и предоставляемых услуг. И тут уже начнет работать здоровая конкуренция.

Фото с ekonomika-sevastopol.in.ua, vkurse.ua, businessweek.com