Паромщик оккупации

Публикации
Паром «Николай Аксёненко». Фото anrusstrans.ru

В проекте «Шуцманы Путина. Казаки» мы упоминали о том, как представители казачьих сообществ России накануне и во время аннексии Крыма массово прибывали на полуостров через Керченскую паромную переправу. Ехали они в том числе и пассажирско-автомобильным паромом «Николай Аксёненко», который вышел в свой первый коммерческий рейс «Порт Кавказ — порт Крым» как раз 25 февраля 2014. Этот паром принадлежит ООО «Аншип», входящее в группу компаний «АнРуссТранс», владеет которой российский бизнесмен, бывший заместитель министра транспорта РФ Александр Анненков.

Анненкову же принадлежат и железнодорожные паромы «Петровск» и «Анненков», курсирующие по Керченскому проливу. Да и сама Керченская железнодорожная переправа принадлежит Анненкову — именно его ООО «Анроскрым», которое также входит в ГК «АнРуссТранс», занималось восстановлением и запуском в 2004 году железнодорожного паромного сообщения между портами Крым и Кавказ.

В.Путин, Л.Кучма и В.Янукович в Керчи, 2004 г. Фото kremlin.ru

Тогда на свежевыкрашенном пароме через пролив на встречу с президентом Украины Леонидом Кучмой в Керчь прибыл Владимир Путин — поддержать кандидата в президенты Виктора Януковича. А министры транспорта двух стран — Игорь Левитин и Георгий Кирпа подписали соглашение об организации прямого железнодорожно-паромного сообщения через Керченский пролив.

Министры транспорта РФ и Украины Игорь Левитин и Георгий Кирпа ы Керчи, 2004 г. Фото kremlin.ru

Материальное воплощение этого соглашения — железнодорожные паромы «Петровск» и «Анненков» также пригодились России во время аннексии Крыма — именно на них на полуостров были доставлены эшелоны с российской военной техникой и вооружением. До «референдума» — тайком, ночью, а после — не таясь.

Железнодорожная паромная переправа была единственным путем, по которому в короткие сроки российские войска и военная техника в большом количестве могли попасть в Крым через Керченский пролив. И то, как оперативно и беспрепятственно ее привлекли для выполнения этой миссии, позволяет предположить, что эта логистическая операция планировалась заранее, и вполне возможно, что и само восстановление переправы русскими за десять лет до известных событий происходило в рамках подготовки к аннексии.

Что мы знаем об Александре Анненкове? Профессиональный железнодорожник, сделал карьеру в транспортной отрасли. Дослужился в 1999 году до должности заместителя министра путей сообщения РФ — правда, уже в 2000г. ушел с государственной службы и тогда же возглавил Совет директоров акционерного общества «АнРуссТранс», которое специализируется на паромных перевозках.

Александр Анненков Фото anrusstrans.ru

Генеральным директором АО «АнРуссТранс» является сын Александра Анненкова Василий.

В Группу компаний «АнРуссТранс», кроме непрофильных активов, входят судоходная компания ООО «Аншип», которая и владеет паромами «Николай Аксёненко», «Петровск» и «Анненков», ООО «Анроскрым», занимавшееся восстановлением работы железнодорожной переправы «Крым- Кавказ», и ООО «ТИС-Крым» (Керчь), управляющее работой переправы.

Директор ДП «ТІС-Крим» Сергей Ходько на фоне российской военной техники Фото kerch.net

Стоит отметить, что ООО «ТИС-Крым» создавалось как украинское предприятие «ТІС-Крим», и только после аннексии было перерегистрировано уже в российских реестрах. Именно ГП «ТІС-Крим» под руководством ее директора Сергея Ходько предоставило свои мощности для массового прибытия российских казаков в Крым в феврале 2014 года, а затем — и для доставки российских войск и техники. Сам Ходько не таясь рассказывает об этом:

«Волею судьбы наши коллективы — ГСК Керченская паромная переправа и ООО «ТИС-Крым»  — оказались в гуще событий Крымской весны и февраль-март 2014 года навсегда врезался нам в память и в историю наших предприятий, которые работали по обеспечению грузовых и пассажирских перевозок. Мы оказались первые, кто воспринял первую, вторую и третью волну, как мы для себя называем, этих массовых перевозок. Ребята переправлялись организованными группами, в обычной одежде, но форма и нагайки у них были с собой. Украинские таможенники, пограничники, их выявляли, часть пропускали, часть останавливали, часть возвращали. Но постепенно задача выполнялась – в течение 2-3 дней были массово переброшены людские резервы».

«ТІС-Крим» было дочерним предприятием украинской же компании ООО «Техинвестсервис», которая в свою очередь принадлежит компании Ugtransterminal LTD (Кипр). Конечным бенефициаром этой кипрской компании является опять же Анненков Александр Васильевич. Юридический адрес ООО «Техинвестсервис» — Киев, Голосеевский проспект, 120, корпус 1. По этому адресу расположен обычный девятиэтажный панельный дом.

Киев, проспект Голосеевский, 120 к.1 Фото investigator.org.ua

Наш корреспондент попытался найти офис ООО «Техинвестсервис» по указанному адресу, но кроме четырех жилых подъездов, отделения банка и магазина по продаже одеял там ничего увидеть не удалось. Телефонные номера ООО «Техинвестсервис», указанные в реестре, «временно не обслуживаются». Однако, в реестрах есть еще несколько компаний с этими телефонными номерами, и большинство из них указывает другой адрес — Киев, ул. Львовская, 18, корпус В.

Киев, ул. Львовская, 18, корпус В Фото investigator.org.ua

Реестры свидетельствуют, что ООО «Техинвестсервис» на 1 января 2019 имело 1,68 млн налогового долга, а 23 января суд наложил арест на печать ООО «Техинвестсервис», изъятую при обыске 17 декабря 2018 по делу по ст.212 Уголовного кодекса Украины (уклонение от уплаты налогов).

Но это лишь небольшая часть долгов ООО «Техинвестсервис». По данным Реестра судебных решений, ООО «Техинвестсервис» имел долги не только перед бюджетом. 27 июля 2016 Хозяйственный суд города Киева решил взыскать с ООО «Техинвестсервис» в пользу ОАО Акционерный банк «Столичный» задолженность в размере 2,57 млн долларов США, задолженность по процентам в размере 489 552 доллара США и судебный сбор в размере 172 536 грн 44 коп — об этом говорится в решении Киевского хозяйственного суда от 27 июля 2016 по делу № 910/10063/16. А в постановлении от 15 ноября 2018 по тому же делу Верховный Суд упоминает, что собственником помещения под буквой В по адресу Киев, ул. Львовская, 18, является ООО «Техинвестсервис». Так же как и владельцем большей части корпуса А по тому же адресу. Эти здания оценивались в рамках взыскания задолженности ООО «Техинвестсервис» перед банком «Столичный».

Итак, человек, компании которого сыграли одну из ключевых ролей в аннексии украинских территорий, продолжает владеть бизнесом в Украине. Более того компании Александра Анненкова, участвовавшие в перевозке российских войск в Крым, еще не попали под украинские санкции — там нет ни Группы компаний «АнРуссТранс», ни ООО «Аншип», ни ООО «ТИС-Крым».

Сам Анненков в списке персональных санкций присутствует — вместе с женой Лидией Анненков, но не из-за содействия оккупации Крыма с помощью перевозок людей и техники. Александр и Лидия Анненковы отмечены в санкционном списке СНБО как учредители «Севастопольского морского банка».

АО «Севастопольский морской банк» — это бывший украинский банк «Морской», перерегистрированный в Севастополе по российскому законодательству. Именно «Морской» вместе с Черноморским банком реконструкции и развития обеспечил движение денег в Крыму после того, как в мае 2014 Нацбанк Украины закрыл все украинские банковские учреждения на полуострове. Следовательно, банк Анненкова послужил оккупантам так же, как и его паромы. И это пока единственный актив Анненкова, попавший в украинский санкционный список.

Схема собственности АО «Севастопольский морской банк» выложена на сайте банка. Некоторые данные в ней устарели, но общее представление о структуре собственности по ней можно составить. Анненков владеет банком напрямую (6,8%) и через десять кипрских компаний, девять из которых принадлежат ему, а еще одна — «Сандрей Трейдинг ЛТД» — его жене Лидии (99,99%) и дочери Анне (0,01 %).

Кипрские оффшорные компании Анненкова, в свою очередь, владеют девятью фирмами, которые зарегистрированы в Керчи по одному адресу и как под копирку списанными видами деятельности. Это общества с ограниченной ответственностью «Ювикс», «Эскорт», «Империал», «Термикс», «Одеон», «симки», «Технэкс», «Ягуар» и «Янкон», которые владеют пакетами акций банка, не превышающими 10%. Еще 12% принадлежали ООО «Страховая компания Ангарант», правопреемником которой является ООО «Ангарант» — им владеют собственно АО «Севастопольский морской банк» (более 80,012%) и в равных долях ООО «ТИС-Крым» и сам Александр Анненков.

Севастопольский морской банк является учредителем созданного в 2005 году ООО «Севастопольские транспортные системы» — ранее среди учредителей было также ООО «Сандрей», принадлежащее уже знакомой кипрской компании «Сандрей Трейдинг ЛТД», которая записана на жену и дочь Анненкова.

Эта компания осуществляет паромные перевозки из Артбухты Севастополя на Северную сторону. В далеком 2011 году руководство Севастопольского морского порта вывело из эксплуатации якобы для модернизации старые советские паромы, а в 2012 освободившуюся нишу заполнил Анненков — он купил два норвежских парома с десятилетним сроком эксплуатации, которые и начали курсировать бухтами города.

В некоторых публикациях того времени утверждалось, что это была заранее спланированная операция по выдавливанию государственного перевозчика ГП «Севастопольский морской торговый порт» (подразделение «Портофлот») с рынка паромных перевозок в пользу «Севастопольских транспортных систем» Анненкова. В частности, всех работников «Портофлот» заставили написать заявления об увольнении. В любом случае, на время аннексии паромная переправа — единственный вид транспорта, который мог быстро перемещать большие группы людей между южной и северной частями Севастополя — полностью контролировалась русскими.

Нефтебаза в Инкермане Фото sevastopol.su

Еще один севастопольский интерес Анненкова — это нефтебаза в Инкермане. Еще за пару лет до аннексии в СМИ упоминалось, что российский бизнесмен намерен создать в Инкермане перевалку пропан-бутановой смеси. За обладание нефтебазой спорили АО «АнРуссТранс» и украинское ООО «Стемв-Групп», которое принадлежит пяти юридическим лицам из Белиза — конечные бенефициары их скрыты, но в СМИ упорно циркулирует утверждение о том, что компания близка к группе «Приват» Игоря Коломойского. Впрочем, оккупационная «власть» Севастополя национализировала нефтебазу, и несмотря на судебную тяжбу, которая продолжалась до начала 2017 года, оставила ее себе.

Итак, с нефтебазой у Анненкова не сложилось. Немного испортили жизнь и международные санкции — пришлось свернуть некоторые паромные линии в Черном море. Однако, очевидно, этого мало. Компании Анненкова, сыгравшие ключевую роль в аннексии Крыма, все еще не включены в украинский санкционный список. И этот пробел надо как можно быстрее заполнить.