Экскурсионная деятельность в курортном регионе – это всегда востребованная услуга. Турист жаждет впечатлений, мечтая запечатлеть себя на фоне чего-то необыкновенного, чтобы потом, дома, показывая фото или видео, вызвать восторг у друзей или коллег по работе. Отдых должен быть познавательным, ярким и запоминающимся. Эту потребность современного туриста уже ощутили экскурсоводы и другие представители малого и среднего бизнеса, которые работают с небольшими группами, а то и с индивидуальными туристами, особенно с теми, кто уже бывал в Крыму и знаком с традиционным набором объектов. «А что у вас еще есть?» — такие слова все чаще приходится слышать организаторам экскурсий. Но, как оказалось, меню, которое предлагают экскурсоводы, практически однообразное, и все сложнее угодить гурманам. Первая республиканская выставка «Новое лицо древнего курорта», которая прошла в Евпатории, действительно дала возможность увидеть Крым по-новому.
Экскурсоводы (а выставка в первую очередь была предназначена для них) старались посетить все презентации, чтобы пообщаться с создателями новых маршрутов и программ, взять раздаточные материалы, обменяться контактами. Впереди сезон, и новинки нужны как воздух. Кстати, изобилию туристических маршрутов и экскурсионных программ, которые были представлены на выставке, удивились даже сами крымчане: «Неужели это все у нас»?
Среди новинок — исторические маршруты, новые культурно-этнографические центры, туры по горно-лесной части Крыма и посещение заповедников, а также винные туры, SPA-услуги, медицинский туризм, фитотерапия, событийный туризм и масса других программ. Радовали глаз творения крымских умельцев. Глядя на это разнообразие, не было сомнений, что из Крыма теперь действительно можно увезти крымские сувениры, а не китайский ширпотреб. Спрос родил предложение. Как когда-то крымчане удовлетворяли потребность курортников в новых объектах размещения и стали вкладывать свои кровные в строительство мини-отелей, так и сейчас стали делать сувениры и создавать новые виды услуг для любознательных и разборчивых туристов. Осталось только взять и направить все это изобилие туров и маршрутов в цивилизованное русло, что и было сделано.
Огромную помощь крымчанам в разработке новых турпродуктов оказали международные программы, работающие в Крыму. В рамках выставки были презентованы цикл маршрутов и программ, которые были созданы при содействии международного проекта USAID «Локальные ивестиции и национальная конкурентоспособность» (ЛИНК). Так, при поддержке ЛИНК были разработаны историко-культурные и этнографические маршруты по Керчи, Феодосии, Старому Крыму, Севастополю, Белогорскому и Ленинскому району. «Они достаточно сложные для туризма, проходят по малоизвестным объектам. В каждый маршрут входит от пяти до девяти объектов», — сказал во время презентации маршрутов их разработчик, редактор туристической газеты «Терра Таврика» Вячеслав Хачатурян.
Восемь ландшафтных экскурсий — Караларское побережье, озеро Чокрак; Токлукский хребет; Байдаро-Кастропольский Кант; урочище Панагия; Билюк-Чайтан; Перчем; урочище Хапхал; Эчки-Даг «Жемчужина Восточного Крыма» — представили Ирина Чухлова, зампредседателя Ассоциации предпринимателей гостеприимства Крыма, и Ольга Карпенко, экскурсовод. Маршруты были созданы благодаря поддержке проекта USAID «ЛИНК» так же, как и туристические маршруты на базе малых отелей Крыма, которые презентовала председатель Ассоциации малых отелей Крыма» Валентина Марнопольская.
Главной особенностью всех новых туров и маршрутов является то, что все они создавались на научной основе, а в их разработке принимали участие ученые крымских вузов и краеведы. По словам одного из авторов маршрута «По Екатерининскому пути 1787 года» известного краеведа, историка Владимира Гурковича, для того, чтобы восстановить точную нитку пуьешествия, по которой следовала Екатерина Вторая, пришлось обработать массу материалов. Это и труды русских историков, и публикации сопровождавших императрицу вельмож, и географические карты тех времен. «Сложность восстановления этого маршрута заключалась в том, что первоначальный план путешествия, нитка маршрута, не совпадала с реальной ниткой маршрута, по которому следовала императрица», — говорит В. Гуркович. Теперь реальный маршрут путешествия, которое теперь все чаще называют первым вип-туром в Крым, а то и началом туристической истории полуострова, восстановлен, разработан тур, который рассчитан на три дня. «Экскурсоводы, получив от нас всю информацию, смогут самостоятельно разработать туристический маршрут», — сказал В. Гуркович.
Научная составляющая в том, о чем рассказывают экскурсоводы туристам, просто обязана быть. Об этом говорили все разработчики экскурсий. Время, когда экскурсоводом мог быть каждый, а часто эту функцию выполняли и таксисты- «карпалы», рассказывая всевозможные байки, должно уйти в небытие. Главный критерий в экскурсионной деятельности – это качество услуги. Этой теме был посвящен семинар «Европейский опыт и инновации в экскурсионной работе», который провел председатель Всеукраинского союза общественных организаций «Совет по вопросам туризма и курортов», эксперт GIZ Евгений Самарцев. К слову, в июне этой организацией, совместно с Немецким бюро международного сотрудничества (GIZ) и минкурортов Крыма, будет организован тренинг для гидов активного туризма. «Мы будем рекомендовать всем, кто выводит людей на маршруты активного туризма, проверить свои кадры, протестировать их, тем более, что тренинг будет проводиться практически бесплатно», — сказал Е. Самарцев.
Выставка не случайно была организована в Евпатории. Здесь действительно научились «формировать хорошее настроение», хотя и позиционирует себя город, прежде всего, как курорт, при этом не являясь городом-курортом государственного значения. Слишком уж дорогостоящая процедура получения статуса. «Один миллион гривен нужно для того, чтобы получить статус города-курорта. А мы эти деньги вложили в проект «Малый Иерусалим», — пояснил заместитель городского головы С. Стрельбицкий. Добавим, что «Малый Иерусалим» стал еще одной визитной карточкой города, а за его создание, Евпатория получила первое место в конкурсе «Европейская награда за выдающиеся достижения в возрождении приморских городов «Best Practice Award».
Для участников и гостей выставки евпаторийцы организовали экскурсии на туристические объекты города. Были предложены экскурсионные программы: мастер-класс «Обряд сватовства»; авто-пешеходные экскурсии «Античная Керкинитида – Рожденная у моря», «Донузлавская база Дельфинария» и «Евпатория космическая. звезды стали ближе»; Евпаторийский трамвай – «Зарисовки из окон трамвая», обзорная автобусная экскурсия по городу и автобусная экскурсия «Малый Иерусалим – город 25 веков». Разнообразие туров впечатлило, как и огромное количество мероприятий, которые проводятся в городе. Список был анонсирован на открытии выставки. Тумбу с афишами мероприятий сезона не миновал ни один из посетителей выставки.
Однако, отметим, что и проблем в городе немало, главная из которых восстановление озера Мойнаки, а также проблемы реформирования государственных санаториев. Очень уж тоскливо смотрелись санаторий им. Наговицына и грязелечебница «Мойнаки», которые были расположены неподалеку от места проведения выставки – евпаторийского дельфинария. Кстати, тоже новинки сезона-2012. Но в Евпатории не сидят сложа руки, надеясь только на исторические объекты. Уже в будущем году в городе появится спортивный комплекс «Арена-Крым», в который войдут три футбольных поля, по словам вице-мэра С. Стрельбицкого, «мирового класса», что позволит проводить в Евпатории чемпионаты по футболу, а также тренировочные сборы для команд из Украины, стран СНГ и дальнего зарубежья в межсезонье.
Как видим, туристический бизнес в Крыму развивается и набирает обороты. В этой сфере задействовано огромное число людей, которые заинтересованы в том, чтобы в Крым приезжали туристы, и чтобы рамки сезона реально расширились. Два-три месяца для работы, это, безумно мало. Конкуренция на туристическом рынке жесткая. У туриста большой выбор мест отдыха, как и велик выбор туристически привлекательных объектов. Привилегия будет отдана цене и качеству. Кажется, в Крыму это начинают понимать.
Фото автора, evpatori.ru и photo.turmir.com